Концепция свободного програмного обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 11:21, реферат

Описание

Настоящая концепция развития разработки и использования свободного программного обеспечения в Российской Федерации разработана Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации в рамках реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года и основывается на Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. № 1244-р), Концепции региональной информатизации до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 г. № 1024-р) и положениях Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65).

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 131.50 Кб (Скачать документ)

      Для обеспечения своей конкурентоспособности  традиционная, закрытая («проприетарная»), модель разработки программ для ЭВМ  стремится к минимальной технологической  интероперабельности и предоставлению минимального набора прав использования компьютерных программ, модель СПО – максимального. 

      Можно выделить следующие формирующиеся  приоритеты в области разработки программ для ЭВМ, отвечающие интересам  крупнейших потребителей информационных технологий во всем мире, включая государственные органы:

      снижение  зависимости заказчиков от разработчиков  компьютерных программ (как следствие  – расширение использования открытых стандартов и спецификаций, развитие СПО, создание инфраструктуры разработки для государственных нужд);

      повышение доступности информационных технологий (как следствие – развитие парадигмы интероперабельности, СПО и сервис-ориентированной модели распространения программ для ЭВМ);

      повышение требований к информационной безопасности (как следствие –   развитие технологий виртуализации, СПО и сервис-ориентированной модели распространения программ для ЭВМ);

      повышение гарантий обеспечения жизненного цикла (включая гарантии приемлемой стоимости  его обеспечения) разработок (особенно сложных, имеющих длительный жизненный  цикл) и интеграции унаследованных систем (как следствие – развитие парадигмы интероперабельности и технологий виртуализации). 

      Таким образом, в целях:

      увеличения  конкуренции в сфере информационных технологий и стимулирования гармоничного развития отрасли разработки программ для ЭВМ;

      расширения  участия отечественных производителей в разработках для государственных  и муниципальных нужд;

      обеспечения выбора государственным и муниципальным  заказчиком программных решений, максимально  соответствующих решаемым задачам

      необходима разработка и внедрение порядка взаимодействия государственного и муниципального заказчика и исполнителя, предусматривающего оценку не только функциональности предлагаемых решений, но и набора предоставляемых прав использования программ для ЭВМ, а также их технологической интероперабельности. 

      То  есть, выбор компьютерной программы  может считаться обоснованным только, если результаты оценки трех указанных  параметров соответствуют требованиям  к решаемой задаче. Соответственно, постановка задачи должна предусматривать оценку необходимых для ее решения: функциональности, технологической интероперабельности и набора прав использования. 

      На  основе данного принципа реализуется  максимальная реализация преимуществ  как закрытой, так и свободной  моделей разработки, использования, технической поддержки и развития программ для ЭВМ, синтез которых должна обеспечить инфраструктура разработки программ для ЭВМ для государственных и муниципальных нужд. 

Инфраструктура  разработки и использования  СПО

 

     Инфраструктура  разработки и использования СПО включает:

     эталонную среду сборки пакетов программ (средства получения из исходного кода компьютерных программ бинарных файлов, непосредственно  загружаемых в ЭВМ) и иные средства коллективной разработки;

     единое  хранилище программ для ЭВМ и исходных текстов для различных аппаратных и программных платформ в том числе, готовых дистрибутивов базового программного обеспечения и типовых программных решений;

     систему контроля программ для ЭВМ, обеспечивающую  учет и реализацию прав на их использование, а также повторное использование компьютерных программ и их компонентов;

     инфраструктуру  технической поддержки пользователей  и разработчиков;

     инфраструктуру  обеспечения реализации (применения) открытых стандартов и спецификаций, включая средства автоматизации сертификации на соответствие требованиям стандарта (спецификации).  

      В целях консолидации усилий участников рынка, направленных на развитие разработки и использования СПО, необходимо, чтобы эталонная среда сборки поддерживала сборку пакетов прикладных программ, совместимых со всеми основными ветвями разработки СПО, отечественными и зарубежными. 

      К функциям инфраструктуры разработки и  использования СПО относятся:

      организационно-техническое  обеспечение разработок, в том  числе типовых программных решений, на основе СПО, включая сборку в эталонной среде и тестирование программных пакетов, созданных для государственных и муниципальных нужд;

      сбор  и хранение разработок СПО, в том  числе созданных за счет бюджетной  системы Российской Федерации, а  также учет и реализация прав на их использование;

      обеспечение повторного использования решений  на основе СПО, экспертизы технических  заданий и результатов научно-технической  деятельности;

      распространение СПО, обеспечение предложений для  государственных и муниципальных заказчиков лучших программных решений СПО;

      ежегодное определение перечня приоритетных проектов СПО – российских и международных;

      проведение  творческих конкурсов на разработку СПО в соответствии с перечнем приоритетных проектов;

     привлечение к разработке СПО научно-образовательного сообщества и научно-исследовательских организаций, организация и развитие экспертного сообщества и институтов независимой экспертизы в области информационно-коммуникационных технологий;

     в целях защиты интересов национальных производителей организация участия представителей российских компаний в международных организациях, действующих в области информационно-коммуникационных технологий;

      ежегодное определение перечня открытых стандартов (спецификаций), рекомендуемых для  реализации разработчикам программ для ЭВМ;

     разработка  регламентов, профилей и классификаторов в сфере информационно-коммуникационных технологий (перечней актуальных форматов файлов, разновидностей программ для ЭВМ и т.п.), определяющих обоснованные факты и тенденции современного состояния мирового рынка информационных технологий и рекомендуемых для реализации разработчикам программ для ЭВМ;

     выявление потребности в создании иных инфраструктурных компонентов. 

     Развитие  и организационно-техническое обеспечение  инфраструктуры разработки и использования СПО, в том числе для государственных и муниципальных нужд, осуществляется специализированной саморегулируемой организацией с участием органов государственной власти.

     Рекомендательные  документы, разработанные в рамках функционирования инфраструктуры разработки и использования СПО, могут быть использованы в установленном порядке для целей регулирования отрасли информационных технологий и связи. 

     Инфраструктура  разработки и использования СПО  – опытная зона для инфраструктуры разработки и использования программ для ЭВМ для государственных и муниципальных нужд. 

Проекты СПО, их реализация и  их использование

 

      Определение перечня, реализация и/или поддержка  перспективных проектов СПО (российских и международных) обеспечиваются специализированной организацией, ответственной за функционирование инфраструктуры разработки и использования СПО, совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере информационных технологий и связи, исходя из следующих приоритетов:

      обеспечение государственных органов и бюджетных  организаций наиболее эффективными типовыми программными решениями;

      обеспечение критически важных объектов инфраструктуры Российской Федерации;

      содействие  решению комплексных задач развития отрасли информационных технологий и связи;

      развитие  отечественных разработок базовых  разновидностей программ для ЭВМ. 

      К типовым программным решениям для  целей настоящей Концепции относятся  комплекты программ для ЭВМ, обеспечивающие необходимый функциональный минимум  для решения большинства стандартных задач государственных органов и бюджетных организаций.  

      К базовым разновидностям программ для  ЭВМ для целей настоящей Концепции  относятся:

      операционные  системы;

      средства  разработки программ для ЭВМ;

      сетевое программное обеспечение (реализация стеков протоколов и т.п.);

      программное обеспечение промежуточного слоя (middleware);

      системы управления базами данных (СУБД);

      офисные приложения, средства автоматизации  деятельности предприятий. 

      К первоочередным перспективным проектам для целей настоящей Концепции относятся:

      стандартные комплексные офисные решения  для государственных гражданских  служащих, а также работников бюджетной  сферы;

      стандартные решения для обеспечения работы образовательных учреждений;

      программное обеспечение для пунктов коллективного доступа к сети Интернет;

      программное обеспечение для интернет-сайтов государственных услуг;

      интеграционная  платформа для целей электронного правительства;

      защищенные  решения для критически важных объектов;

      развитие  сервис-ориентированной модели распространения программ для ЭВМ. 

      Реализация  и/или поддержка перспективных  проектов СПО (российских и международных) предоставляет возможность решить первоочередные проблемы обеспечения  заинтересованных физических и юридических  лиц широким ассортиментом программ для ЭВМ высокого качества и значительно снизить количество нарушений в сфере авторского права.

      Однако, с учетом мирового опыта, государственные  программы расширения использования  СПО должны быть основаны на комплексном  подходе, предусматривающим:

      обучение  пользователей;

      подготовку  справочных и  методических материалов;

      обеспечение технической поддержки;

      миграцию  унаследованных приложений;

      решение проблем совместимости с аппаратной частью. 

      В целях обеспечения качества реализации проектов СПО за счет бюджетной системы Российской Федерации, как правило, необходимо следовать  основной ветви разработки, если, в отдельных случаях, не доказана целесообразность иного подхода.

      Необходима  разработка критериев применимости базовых разновидностей программ для ЭВМ для государственных и муниципальных нужд в целях:

      минимизации зависимости государственного и  муниципального заказчика от производителя  за счет возможности привлечения  третьих лиц к технической  поддержке и развитию созданной  программы для ЭВМ;

      предсказуемости и оптимизации стоимости обеспечения  жизненного цикла разрабатываемых  программ для ЭВМ, в особенности  для оснащения критически важных объектов инфраструктуры. 

О вопросах повышения  квалификации и профессиональной подготовки

Информация о работе Концепция свободного програмного обеспечения