Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 15:37, реферат
В связи с возрастанием роли средств массовой информации создается, совершенствуется и расширяется нормативная база. Но при создании норм, регулирующих правовой статус средств массовой информации возникает вопрос о том, какими нормами он должен регулироваться: общими нормами, определяющими правовой статус граждан и организаций или особыми комплексно-правовыми отраслями и институтами, регламентирующими правовой статус средств массовой информации. Или же возможно регулирование как первым видом норм, так и вторым? Данная проблема также связана с тем, что все еще нет четкой позиции по поводу того, что понимается под средством массовой информации.
. Введение..............................................................................................................3
2. Правовая природа средств массовой информации.........................................4
2.1. Понятие средств массовой информации....................................................4
3. Правовой статус средств массовой информации............................................5
3.1. Обязательная государственная регистрация.............................................6
3.2. Лицензирование..........................................................................................11
3.3. Порядок выпуска средств массовой информации (внутренние и внешние отношения)..................................................................................................12
3.4. Обязательное наличие устава редакции и устава юридического лица.14
3.5. Обеспечение государством редакционной самостоятельности.............15
3.6. Экономическая государственная поддержка...........................................17
3.7. Регулирование рекламы в средствах массовой информации.................19
4. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации..........................................................................................................22
5. Заключение.......................................................................................................25
6. Список литературы..........................................................................................25
Учредителем СМИ может быть любой совершеннолетний, то есть достигший восемнадцатилетнего возраста гражданин РФ, за исключением отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда и душевнобольных, признанных судом недееспособными. На лиц без гражданства (апатридов), постоянно проживающих на территории РФ, распространяется национальный режим и, таким образом, они приравниваются к российским гражданам.
Иностранцы, напротив, этого права лишены, однако ничто не мешает им законным путем учредить российское юридическое лицо или приобрести предприятие, которое выступит в качестве учредителя СМИ.
Помимо граждан правом на учреждение СМИ обладают объединения граждан: общественные, религиозные, трудовые и журналистские коллективы и т.д. При этом им вовсе не обязательно являться юридическими лицами. Так, согласно ч. 4 ст. 3 и ч. 1 ст. 21 Федерального Закона от 19.05.1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» создаваемые гражданами общественные объединения могут «функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица». Ст. 27 данного закона, признавая за общественными объединениями право учреждать СМИ, никак не увязывает это правомочие с фактом наличия их государственной регистрации.
Кроме того, учреждать СМИ вправе предприятия, учреждения, организации (корпорации, банки, клубы, библиотеки, университеты, научные центры и т.д.). Единственное существующее здесь ограничение - деятельность таких предприятий, учреждений и организаций не должна быть запрещена в соответствии с законом. Например, общественная организация, в отношении которой имеется вступившее в законную силу решение о ликвидации, утрачивает право быть учредителем СМИ. Причем в этом случае ее права и обязанности в полном объеме переходят к редакции, если иное не предусмотрено уставом редакции (ч. 4 ст. 18 ФЗ «О СМИ»).
Наконец, учредителями СМИ могут быть государственные органы. Разумеется, это относится как к органам государственной власти, так и к органам местного самоуправления.
Учредителей может быть несколько. В этом случае каждый из них считается соучредителем, и только совместно они могут выступать в качестве учредителя. Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ «О СМИ» соучредители заключают договор, в котором определяются их взаимные права, обязанности, ответственность, порядок, условия и юридические последствия изменения состава соучредителей, процедура разрешения споров между ними. Хотя закон текстуально не обязывает соучредителей заключить договор, но, предопределяя его содержание, делает его необходимым. Если же учреждается не только СМИ, но и редакция, обладающая правами юридического лица, то учредительный договор становится обязательным в силу требований ст. 52 Гражданского Кодекса РФ.
В соответствии со ст. 17 ФЗ «О СМИ» установлено, что права и обязанности учредителя возникают с момента регистрации средства массовой информации. Соответственно, появление нового соучредителя допускается лишь при условии перерегистрации СМИ (ч. 1 ст. 11 ФЗ «О СМИ»).
Заявление о регистрации подается в письменной форме. В нем указываются, в частности, сведения об учредителе, обусловленные требованием Закона. Например, если учредитель - физическое лицо, необходимо сообщить о наличии у него гражданства РФ, достижении восемнадцатилетнего возраста и отсутствии ограничений дееспособности, что легко подтвердить с помощью паспорта.
Кроме того, обязательно должно быть указано, что учредитель постоянно проживает в РФ: в противном случае СМИ будет считаться зарубежным.
В заявлении должны быть указаны также: название регистрируемого СМИ; язык, на котором оно будет выходить; адрес редакции; форма периодического распространения массовой информации; примерная тематика и специализация СМИ. Если СМИ намерено специализироваться на сообщениях и материалах для детей и подростков, инвалидов, а также образовательного и культурно-просветительского назначения, то согласно ч. 1 ст. 14 ФЗ «О СМИ» с него причитается пониженный регистрационный сбор. Если же СМИ будет специализироваться на сообщениях и материалах рекламного и эротического характера, то его ожидает не только повышенный регистрационный сбор, но и согласно ст. 37 ФЗ «О СМИ» особые условия распространения своей продукции.
Закон о СМИ обязывает учредителя сообщить в заявлении об источниках финансирования, предполагаемых периодичности выпуска и максимальном объеме средства массовой информации.
Содержащийся в ч. 1 ст. 13 ФЗ «О СМИ» перечень оснований для отказа в регистрации является исчерпывающим и не допускает расширительного толкования. Он частично схож с основаниями отказа в регистрации, установленными для юридических лиц в Федеральном Законе от 8.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Отказ в регистрации возможен, во-первых, если заявление подано от имени субъекта, не обладающего правом на учреждение СМИ. Во-вторых, если указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности. В-третьих, отказ возможен, если название, примерная тематика или специализация СМИ представляют собой злоупотребление свободой массовой информации в смысле ч. 1 ст. 4 ФЗ «О СМИ». Наконец, в-четвертых, отказ возможен, если регистрирующим органом ранее зарегистрировано СМИ с тем же названием и той же формой распространения массовой информации. Однако запрет на повторяемость названий является не абсолютным, а относительным.
Также возможна перерегистрация или уведомление регистрирующего органа, порядок и основания, которых закреплены в ст. 11 ФЗ «О СМИ». Перечень данных оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Кроме того, свидетельство о регистрации может быть признано недействительным судом в порядке гражданского судопроизводства по заявлению регистрирующего органа и только в определенных случаях.
3.2. Лицензирование.
Для
аудиовизуальных СМИ
Данная модель действует и по сегодняшний день благодаря Постановлению Правительства РФ «О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации» от 07.12.1994 года №1359 (с изменениями от 03.10.2002 года).
Получение лицензии не требуется, если кабельная сеть телевещания и проводная сеть радиовещания ограничены помещениями и территорией одного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо если общее число абонентов не превышает 10 (п. 2 Постановления).
Лицензии на осуществление теле- и (или) радиовещания на территории Российской Федерации выдаются Федеральной службой России по телевидению и радиовещанию по согласованию с Министерством связи Российской Федерации. Если же нужна лицензия на осуществление зарубежного теле- и (или) радиовещания с территории Российской Федерации, то она выдается Федеральной службой России по телевидению и радиовещанию по согласованию с Министерством связи Российской Федерации и Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Следует подчеркнуть, что при
создании системы
Ст. 31 ФЗ «О СМИ» указывает, что лицензия на вещание касается лишь ее держателя, поскольку именно ему предоставляется право, используя технические средства эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания, в том числе находящиеся в его собственности, осуществлять распространение продукции аудиовизуальных средств массовой информации, зарегистрированных в соответствии с законом.
Отсюда следует, что лицензия на деятельность в области связи полагается тому, кто имеет лицензию на вещание.
С другой стороны, заявителями признаются лишь физические и юридические лица, в чьей собственности (ст. 209 Гражданского Кодекса РФ), хозяйственном ведении (ст. 294 Гражданского Кодекса РФ) или оперативном управлении (ст. 296 Гражданского Кодекса РФ) находятся или предположительно будут находиться средства связи, используемые для телерадиовещания. Иными словами, лицензию на деятельность в области связи может получить лишь тот, кому принадлежит или будет принадлежать передатчик и кто выступает в качестве оператора связи.
Аннулирование
лицензии производится при систематическом
нарушении законодательства о порядке
лицензирования.
3.3. Порядок выпуска средств массовой информации (внутренние и внешние отношения).
Правоотношения, которые складываются в сфере массовой информации, можно разделить на внутренние и внешние. Первые затрагивают вопросы внутренней организации СМИ и включают отношения между основными действующими лицами: учредителем, редакцией, издателем, распространителем и собственником. Другая группа включает правоотношения, возникающие в связи с деятельностью СМИ, между вышеперечисленными субъектами и третьими лицами. Это могут быть и органы государственной власти, и местного самоуправления.
Внутренние правоотношения касаются внутриредакционного менеджмента, формирования органов управления, границ профессиональной самостоятельности журналистов, вопросов собственности. Эти отношения особенно сложны потому, что здесь переплетаются право собственности на имущество и исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность) - авторское право на периодическое издание в целом и право на наименование, товарный знак и т.д.
В ФЗ «О СМИ» редакция определяется как организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации.
Учреждение СМИ и учреждение редакции, - по сути, различные правовые явления. Появление в Гражданском кодексе нормы, устанавливающей, что юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации, резко изменило ситуацию. ФЗ «О СМИ» говорит о статусе юридического лица применительно к редакции, а не к самому средству массовой информации, которое является всего лишь формой периодического распространения массовой информации.
Имущественные отношения между учредителем, редакцией, издателем и собственником определяются в договоре. Этим же документом определяются и производственные, финансовые отношения между ними. Здесь устанавливается порядок выделения и использования средств на содержание редакции, распределения прибыли, образования фондов и возмещения убытков, обеспечения надлежащих производственных и социально-бытовых условий труда сотрудников редакции.
Основным условием, которое является определяющим при составлении договора, является организационно-правовая форма существования редакции. Выбор той или иной организационно - правовой формы юридического лица важен потому, что каждая из форм имеет свои плюсы и минусы. Так, если редакция создается в форме акционерного общества, возникает необходимость тем или иным образом согласовывать правовые нормы, устанавливающие, что высшим органом управления в этом случае является общее собрание его акционеров (что требуется в соответствии с Гражданским кодексом), а с другой, что редакцией руководит главный редактор (ч. 4 ст. 19 ФЗ «О СМИ»).
Единственная
возможность избежать противоречий
- это разделить функции принятия
финансово-хозяйственных
Другой стороной во внутренних правоотношениях является издатель. Этим статусом наделяется издательство, иное учреждение или коммерческая организация, осуществляющие материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации.
К
ним приравниваются юридические
лица и граждане, для которых эта
деятельность не является основной либо
не служит главным источником дохода.
Под издательством понимаются предприятия,
структурные подразделения предприятий,
организаций, учреждений, осуществляющие
издательскую деятельность, то есть подготовку,
выпуск печатных изданий любого вида (ст.
2 ФЗ «О СМИ»).
3.4. Обязательное наличие устава редакции и устава юридического лица.
Устав редакции - фактический договор между редакцией и учредителем.
В ч. 1 ст. 20 ФЗ «О СМИ» говорится, что устав редакции средства массовой информации принимается на общем собрании коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем.
Информация о работе Особенности правового статуса средств массовой информации