Особенности правового статуса средств массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 15:37, реферат

Описание

В связи с возрастанием роли средств массовой информации создается, совершенствуется и расширяется нормативная база. Но при создании норм, регулирующих правовой статус средств массовой информации возникает вопрос о том, какими нормами он должен регулироваться: общими нормами, определяющими правовой статус граждан и организаций или особыми комплексно-правовыми отраслями и институтами, регламентирующими правовой статус средств массовой информации. Или же возможно регулирование как первым видом норм, так и вторым? Данная проблема также связана с тем, что все еще нет четкой позиции по поводу того, что понимается под средством массовой информации.

Содержание

. Введение..............................................................................................................3

2. Правовая природа средств массовой информации.........................................4

2.1. Понятие средств массовой информации....................................................4

3. Правовой статус средств массовой информации............................................5

3.1. Обязательная государственная регистрация.............................................6

3.2. Лицензирование..........................................................................................11

3.3. Порядок выпуска средств массовой информации (внутренние и внешние отношения)..................................................................................................12

3.4. Обязательное наличие устава редакции и устава юридического лица.14

3.5. Обеспечение государством редакционной самостоятельности.............15

3.6. Экономическая государственная поддержка...........................................17

3.7. Регулирование рекламы в средствах массовой информации.................19

4. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации..........................................................................................................22

5. Заключение.......................................................................................................25

6. Список литературы..........................................................................................25

Работа состоит из  1 файл

особенности правового статуса СМИ1.doc

— 154.50 Кб (Скачать документ)

   Поэтому естественно, что ФЗ «О рекламе» особо защищает интересы несовершеннолетних (лиц, не достигших 18 лет) при производстве и распространении рекламы. Нельзя злоупотреблять отсутствием у детей критического восприятия сообщений средств массовой информации, отсутствием у подростков жизненного опыта.

   Не  допускаются также: дискредитация  авторитета родителей и воспитателей. 

   4. Ответственность  за нарушение законодательства  о средствах массовой информации.

   Ст. 56 ФЗ «О СМИ» определяет круг субъектов, на которых может быть возложена ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации. На них может быть возложена дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.

   Так, редакция, главный редактор, журналист могут нести ответственность за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста; либо за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах (ст. 57, 59 ФЗ «О СМИ»).

   Журналист может нести ответственность  за злоупотребление правами журналиста. Граждане, должностные лица государственных органов и организаций, общественных объединений несут ответственность за ущемление свободы массовой информации; вмешательства в деятельность и нарушения профессиональной самостоятельности редакции; незаконного прекращения либо приостановления деятельности средства массовой информации; нарушения права редакции на запрос и получение информации; незаконного изъятия, а равно уничтожения тиража или его части; принуждения журналиста к распространению или отказу от распространения информации; установления ограничений на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну.

     Кроме того, конкретные составы нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации закреплены ст. 60 ФЗ «О СМИ».

   Отдельные основания возложения ответственности  регламентированы и иными (в том  числе и подзаконными) нормативными актами. Так, например, специфику возложения ответственности на журналистов, входящих в Союз журналистов России закрепляет Положение о принципах и системе общественного контроля за соблюдением журналистами положений Кодекса профессиональной этики российского журналиста. К членам журналистских союзов, входящих в состав Союза журналистов России, допустившим нарушение норм журналистской этики, могут быть применены меры воздействия, предусмотренные уставами соответствующих союзов. Может быть также принято решение о публикации в периодической печати сообщения о проступке и применении к виновному лицу избранных мер воздействия. Меры воздействия за нарушение норм журналистской этики применяются независимо от мер правовой или иной ответственности.

   В ФЗ «О СМИ», а именно в ст. 57, указаны основания освобождения от ответственности.

      К таким основаниям относится публикация сведений:

   а) если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях;

   б) если они получены от информационных агентств. Информационные агентства несут самостоятельную ответственность за распространяемую им информацию, поэтому не может быть возложена на редакцию, главного редактора, журналиста, ответственность за информацию, содержащуюся в сведениях, полученных от информационных агентств (если при обнародовании сообщения была сделана ссылка, на источник информации). За информацию, содержащуюся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений несут ответственность органы или должностные лица - источники информации.

   в) если они содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений;

   г) если они являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений народных депутатов на съездах и сессиях Советов народных депутатов, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений.

     Не подлежат редактуре официальные выступления должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений и, соответственно, ответственность за нарушения закона, содержащиеся в таких сообщениях должна возлагаться на самих выступающих.

     д) если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом.

     Основанием освобождения от ответственности является так же дословное воспроизведение авторских произведений, в прямом эфире либо в текстах, которые редакция не имеет права редактировать в соответствии с комментируемым законом и законом «Об авторском праве и смежных правах».

        ж) если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.

   Опубликование агитационных материалов должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства о выборах и референдуме. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях.

   Средство  массовой информации не может быть освобождено от ответственности за нарушение указанного законодательства, даже если были использованы агитационные материалы из другого средства массовой информации (в том числе и электронного).

5. Заключение.

   Таким образом, средства массовой информации, как таковые, это продукт интеллектуальной деятельности, то есть объект.

   Рассмотрев  все элементы правового статуса  средств массовой информации, можно сделать вывод о том, что это достаточно сложное явление в жизни общества. Одновременно с этим оно и наиболее важное.

     Современные средства массовой информации можно определить как самую большую информационную систему, управляемую преимущественно рынком и функционирующую в смешанном режиме печатной и электронно-цифровой продукции. Ежедневно, ежечасно человек погружается в среду «реальной виртуальности», формируемой СМИ. В соответствии со своими интересами и потребностями каждый может выбрать свой источник массовой информации, но в целом СМИ формируют «пиар-пространство», в котором вольно или невольно пребывает человек и все население планеты.

   В соответствии с ФЗ «О СМИ» устанавливаются  основании и пределы ответственности. Но это не означает, что этим ограничивается правовое регулирование ответственности. Ряд норм содержится в других нормативно-правовых актах. 

   6. Список литературы.

   1. Федеральный Закон РФ от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации»

   2. Федеральный Закон от 19.05.1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»

   3. Федеральный Закон от 8.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

   4. Федеральный Закон от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»

   5. Постановление Правительства РФ «О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации» от 07.12.1994 года №1359 (с изменениями от 03.10.2002 года)

   6. СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1232

   7. Экспертное заключение Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ от 31.03.2000 г. № 23 «О некоторых вопросах перерегистрации средств массовой информации в связи со сменой учредителя и необходимости внесения соответствующих изменений в устав СМИ» // Законодательство и практика средств массовой информации. 2000. № 4

   8. Информационное право России, Ковалева Н.Н., 2008г.

   9. Информационное право и становление гражданского общества в России. Материалы теоретического семинара по информационному праву 2007 г. М., 2008 г.

   10. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997

   11. ru.wikipedia.org/wiki/ 
 
 

   Исполнитель                                                         _______________Адрова П.О.      
 
 

Информация о работе Особенности правового статуса средств массовой информации