Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 15:37, реферат
В связи с возрастанием роли средств массовой информации создается, совершенствуется и расширяется нормативная база. Но при создании норм, регулирующих правовой статус средств массовой информации возникает вопрос о том, какими нормами он должен регулироваться: общими нормами, определяющими правовой статус граждан и организаций или особыми комплексно-правовыми отраслями и институтами, регламентирующими правовой статус средств массовой информации. Или же возможно регулирование как первым видом норм, так и вторым? Данная проблема также связана с тем, что все еще нет четкой позиции по поводу того, что понимается под средством массовой информации.
. Введение..............................................................................................................3
2. Правовая природа средств массовой информации.........................................4
2.1. Понятие средств массовой информации....................................................4
3. Правовой статус средств массовой информации............................................5
3.1. Обязательная государственная регистрация.............................................6
3.2. Лицензирование..........................................................................................11
3.3. Порядок выпуска средств массовой информации (внутренние и внешние отношения)..................................................................................................12
3.4. Обязательное наличие устава редакции и устава юридического лица.14
3.5. Обеспечение государством редакционной самостоятельности.............15
3.6. Экономическая государственная поддержка...........................................17
3.7. Регулирование рекламы в средствах массовой информации.................19
4. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации..........................................................................................................22
5. Заключение.......................................................................................................25
6. Список литературы..........................................................................................25
Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ считает, что у редакционного устава имеется договорный характер. Для подтверждения приводится три момента. Во-первых, ч. 3 ст. 20 ФЗ «О СМИ» допускает замену устава договором, если редакция только создана или состоит менее чем из десяти человек. Во-вторых, устав по необходимости должен в равной степени соответствовать интересам и редакции, и учредителя, поскольку принимается на общем собрании коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции (простым большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава) и утверждается учредителем. В-третьих, именно в уставе должны быть определены взаимные права и обязанности учредителя и редакции5.
Однако устав не является собственно договором, поскольку журналистский коллектив может не быть юридическим лицом, хотя не следует забывать, что журналистский коллектив может самоорганизоваться, например, в автономную некоммерческую организацию, ЗАО или производственный кооператив, с которым учредитель СМИ может вступить уже в чисто договорные отношения. Естественно, нет никаких правовых оснований для того, чтобы представлять устав созданного самими журналистами ЗАО на утверждение учредителя СМИ, однако договор между ними должен соответствовать требованиям Закона о СМИ, предъявляемым к редакционным уставам.
Кроме того, журналистский коллектив как сторона в отношениях с учредителем по поводу устава редакции может выступать в качестве группы граждан либо общественного объединения без образования юридического лица.
В
случае, если редакция организована в
качестве предприятия, то устав может
являться одновременно уставом данного
предприятия. В этом случае устав редакции
должен соответствовать также законодательству
о предприятиях и предпринимательской
деятельности.
3.5. Обеспечение государством редакционной самостоятельности.
Как показывает анализ практики, существующие в ФЗ «О СМИ» возможности защитить редакционную самостоятельность, как правило, используются лишь в малой степени или не используются вообще. Во многих редакциях до сих пор отсутствуют редакционные уставы. При отсутствия этого важнейшего юридического документа должны в первую очередь страдать интересы учредителя СМИ, так как он не вправе ни назначить главного редактора, ни уволить его, ни приостановить, ни прекратить выпуск СМИ.
В ч. 3 ст. 18 ФЗ «О СМИ» устанавливает: «Учредитель не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором)». Следовательно, в отсутствие устава учредитель не вправе вмешиваться в их деятельность. Однако практически этот запрет никого не останавливает, и в случае возникновения судебного или публичного спора учредитель старается доказать, что в деятельность СМИ он не вмешивался, а лишь решал отнесенные к его компетенции предпринимательским правом вопросы деятельности редакции как коммерческой (некоммерческой) организации.
Стремясь облегчить задачу журналистских коллективов и учредителей СМИ, были разработаны модельные уставы для редакций государственных и муниципальных средств массовой информации. Эти уставы предусматривают, в частности, что основной целью деятельности редакции является производство и выпуск газеты в соответствии с примерной тематикой, заявленной учредителем (соучредителями) газеты при ее регистрации как средства массовой информации. Тем самым учредителю дается возможность определить именно стратегическую линию СМИ.
В то же время в модельных уставах закрепляется право редакции по своему усмотрению публиковать материалы по любым вопросам, относящимся к заявленной при регистрации примерной тематике газеты. В своих публикациях по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам редакция должна соблюдать надлежащую беспристрастность и уважение к правде, в равной мере представлять противоположные точки зрения, избегая тенденциозности. Мнения и сообщения о фактах должны быть четко разграничены. Учредитель же обязан обеспечивать профессиональную и творческую самостоятельность редакции, защищать профессиональные интересы журналистов редакции как лиц, выполняющих общественный долг.
В
модельных уставах предлагаются
оптимальные механизмы
Определенную роль в обеспечении редакционной самостоятельности может сыграть редакционный совет. В модельных уставах он определен как коллегиальный консультативный орган управления. Он формируется совместно учредителем и редакцией на паритетных началах из числа наиболее авторитетных людей, проживающих на территории распространения газеты. В случае спора между учредителем и редакцией по вопросам, затрагивающим общественные интересы, редакционный совет выносит свое суждение, которое является обязательным для рассмотрения сторонами спора.
При
помощью модельных уставов можно решить
лишь малую часть проблем. Необходимо
законодательно укрепить гарантии независимости
редакционной политики от владельцев
и иных лиц, контролирующих деятельность
СМИ.
3.6. Экономическая государственная поддержка (налоговые льготы, государственные дотации при определенных условиях).
В
настоящее время система
К
принципам государственной
а)
справедливость и равенство при
распределении средств и
б) открытость осуществления государственной поддержки;
в) учет специализации средств массовой информации;
г)
необходимость обеспечения
д) недопустимость использования мер поддержки для вмешательства органов государственной власти, органов местного самоуправления, учрежденных ими организаций, должностных лиц в профессиональную деятельность редакций.
Кроме того, важно предусмотреть, что льготы, дотации и привилегии не могут предоставляться:
а) в индивидуальном порядке;
б) организациям, осуществляющим выпуск средств массовой информации рекламного или эротического характера;
в) организациям, осуществляющим выпуск средств массовой информации, с иностранным участием в уставном капитале;
г) организациям, осуществляющим выпуск содержащих рекламу периодических печатных изданий, распространяемых бесплатно или по монопольно низким ценам;
д) организациям, осуществляющим выпуск средств массовой информации, - в порядке компенсации за оказание информационных услуг органам государственной власти или органам местного самоуправления;
е) организациям, осуществляющим материально-техническое обеспечение производства и распространения продукции средств массовой информации, предлагающим свои товары и услуги по монопольно высоким ценам;
ж)
позднее чем за шесть месяцев до объявления
выборов в органы государственной власти
или органы местного самоуправления и
ранее чем через шесть месяцев после объявления
итогов выборов.
3.7. Регулирование рекламы в средствах массовой информации.
Федеральный Закон от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту ФЗ «О рекламе») регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг РФ6.
Часть 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе» устанавливает, что при платном справочном телефонном, компьютерном и ином обслуживании реклама может предоставляться только с согласия абонента. Стоимость такой рекламы не должна включаться в стоимость запрашиваемых абонентом справок.
Таким
образом, несанкционируемое
Под объектом регулирования, согласно ФЗ «О рекламе», понимается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств рекламная информация (а именно - информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать их реализации.
Таким образом, от других видов массовой информации рекламу отличают цели ее создания и распространения: пробудить или поддержать интерес к конкретным товарам и услугам и способствовать их реализации. Совокупность указанных признаков является необходимой для признания распространяемой информации рекламной.
Одной из целей закона является недопущение недобросовестной конкуренции с использованием рекламных трюков. Другой целью стоит защита потребителей от ненадлежащей рекламы, под которой понимаются четыре ее разновидности - недобросовестная реклама, недостоверная реклама, неэтичная реклама, заведомо ложная реклама, а также иная реклама, в которой допущены нарушения требования законодательства к ее содержанию, времени, месту и способу распространения. Для определения каждого из этих видов существует соответствующая статья в законе. Все перечисленные виды рекламы недопустимы, то есть незаконны.
Согласно ст. 5 ФЗ «О рекламе» «в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия», то есть не допускается нарушение норм морали путем оскорбления лиц по признакам расы, национальности, профессии, пола, веры и т.п. Она не может порочить культурные ценности и государственные символы.
Закон запрещает скрытую рекламу, однако юристы пока не пришли к согласию в отношении того, что следует под ней понимать. В определении скрытой рекламы говорится об использовании рекламы, оказывающей не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие (ч. 9 ст. 5 ФЗ «О рекламе»). Большинство специалистов считают, что речь идет о скрытых технических эффектах в рекламных сообщениях (например, так называемый 25-й кадр). Другие юристы, однако, считают, что примером скрытой рекламы могут служить репортажи с приемов.
Как и в большинстве стран мира, российское законодательство устанавливает определенные ограничения на рекламу в радио- и телепрограммах. Эти ограничения связаны с продолжительностью и частотой рекламных блоков. Существуют ограничения на прерывание рекламой религиозных передач, богослужений, событий общенационального характера, государственных мероприятий, инаугурации президента, первой сессии парламента и т.д. То есть существует некий набор передач, где рекламная вставка была бы либо неуместной, либо носила оскорбительный для аудитории характер. Об этом говорится в ст. 14 Закона о рекламе.
Некоторые запреты, направленные на предупреждение нарушений прав и законных интересов граждан и организаций, установлены в рекламе финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг (ст. 28 ФЗ «О рекламе»). Реклама оружия разрешается только в специализированных изданиях, а по радио и телевидению - только после 22 ч (ст. 26 ФЗ «О рекламе»).
Конвенция о правах ребенка, ратифицированная РФ, устанавливает, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. С этой целью в законодательстве РФ содержится комплекс норм.
Информация о работе Особенности правового статуса средств массовой информации