Подсистема математического обеспечения информационной системы клинической больницы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:53, дипломная работа

Описание

Целью данной дипломной работы является разработка подсистемы математического обеспечения информационной системы клинической больницы.
Основные задачи разрабатываемой подсистемы:
- совершенствование медико-статистического и экономического анализа здоровья и здравоохранения с максимальным использованием компьютерных технологий;

Содержание

Введение
1. ОБЗОР МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ. АНАЛИЗ АКТУАЛЬНОСТИ РЕШАЕМОЙ ЗАДАЧИ
1.1. Место подсистемы математического обеспечения в современных информационных управляющих системах
1.2 Актуальность решения задачи проектирования подсистемы математического обеспечения информационной системы клинической больницы.
1.3 Краткий обзор примеров эффективного использования информационных систем на различных уровнях охраны здоровья
1.4 Системный анализ клинической больницы с целью разработки подсистемы математического обеспечения информационной системы
1.5. Основные направления совершенствования и развития управления здравоохранением
1.6 Техническое задание на разработку подсистемы
1.6.1 Общие положения
1.6.2 Назначение и цель создания подсистемы
1.6.3 Характеристика объекта автоматизации
1.6.4 Требования к подсистеме
1.6.4.1 Требования к подсистеме в целом
1.7.4.2 Требования к функциям, выполняемым подсистемой
1.7.4.3 Требования к видам обеспечения
2. ПРОЕКТНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ И ДОКУМЕНТАЦИЯ
2.1 Постановка задачи
2.1.1. Характеристика подсистемы
2.1.2 Комплексные показатели и критерии
2.1.3 Выходная информация задач подсистемы
2.1.4 Входная информация задач подсистемы
2.2 Информационное обеспечение проектируемой подсистемы
2.2.1 Схема базы данных
2.3 Подсистема математического обеспечения при решении задачи прогнозирования количества заболеваний
2.3.1 Решении задачи прогнозирования количества заболеваний в подсистеме математического обеспечения информационной системы «Клиническая больница»
2.3.2 Экспериментальные данные
2.3.3. Экспертно-лингвистические закономерности
2.3.4. Модель прогнозирования
2.3.5. Настройка модели прогнозирования
2.4 Программное обеспечение
2.4.1 Системное программное обеспечение
2.5 Техническое обеспечение
2.5.1 Обоснование выбора технического обеспечения ИС
2.5.2 Обоснование выбора топологии компьютерной сети ИС
2.5.3 Структура комплекса средств автоматизации
ВЫВОДЫ

Работа состоит из  1 файл

Диплом подсистемы МО ИС больницы.doc

— 2.33 Мб (Скачать документ)

Проблемы принятия решений  в осложненных условиях занимают в настоящее время особое место  в информационных технологиях. Математические методы стали широко применяться  для описания и анализа сложных технико-экономических, социальных и других систем. Теория оптимизации создала совокупность методов, помогающих при использовании ЭВМ эффективно принимать решения при известных и фиксированных параметрах. Определенные успехи имеются и в том случае, когда параметры - случайные величины с известными законами распределения.

 

 

1.2 Актуальность  решения задачи проектирования  подсистемы  математического   обеспечения информационной системы  клинической больницы.

 

Управление  вообще и управление здравоохранением в частности - вопрос актуальный, до конца еще не изученный, и привлекающий все большее внимание и исследователей, и практиков-руководителей, и рядовых работников всех рангов и специальностей. Это объясняется универсальностью предмета управления, и пронизыванием им всех сторон жизни и деятельности человека.

Совершенствование организации здравоохранения и  результативность его реформирования в значительной степени зависят  от эффективности управления на всех уровнях. В свою очередь, управленческий процесс базируется на научно обоснованных системах информационного обеспечения и на применяющихся при этом технологиях.

Процессы управления любыми объектами - будь то предприятие, больница, лечебное отделение, здравоохранение  региона или отрасль народного  хозяйства - имеют общие черты, что  позволяет изучать эти процессы абстрактно, вне связи их с какими-либо объектами. Как без владения общими основами управления невозможно управлять никаким конкретным объектом, так и без досконального знания специфики конкретных объектов нельзя создать эффективную систему управления ими. Научный анализ управления и поиск путей повышения его эффективности возможны лишь при комплексном рассмотрении управления.

С точки зрения содержания - управление есть действия, направленные на достижение целей определенной системой.

С точки зрения технологии - управление есть выявление отклонений (проблем) при достижении целей системы и принятие решений по их устранению.

И в том, и  в другом случае по своей сути - управление есть процесс сбора, хранения, анализа  и использования информации о  достижении целей системы, а также об эффективности принимаемых решений и предпринимаемых действий.

Базой для научного управления здравоохранением, его методологической основой являются науки и теории об общих закономерностях управления (кибернетика, системология, теория информации), а также конкретные общие и медицинские науки об элементах управления (организация труда и производства, этика, психология, право, статистика, математика, социология, экономика, теория исследования операций, гигиена, организация здравоохранения, физиология, и др.).

В подсистеме математического  обеспечения информационной системы  клинической больницы за основу берутся  описательные, эмпирические методы, положены конкретные образцы, ситуации, в наборе которых проявляется своеобразная теория. Через математическое обеспечение накопленный в прошлом опыт трансформируется в настоящее и будущее, помогая более эффективно решать возникающие и прогнозируемые проблемы. При этом необходимо ясно осознавать, что для перехода элементов опыта в образцы управления они должны быть - теоретически осмыслены, систематизированы, критически и доброжелательно оценены, фактически точны, отделены от случайного, а также иметь определенный запас пространства для творческого применения. При изложении и использовании математического обеспечения должны решаться следующие конкретные задачи:

- обучение умению  перехода от теории к практике;

- определение  круга необходимых знаний руководителя;

- освоение правил, приемов и методов управления;

- разработка  ситуаций для проявления необходимых качеств руководителя;

- развитие навыков  и техники управления;

- выработка  специфического метода мышления  и стиля деятельности;

- формирование  базы данных типичных образцов  решений (правильных и неправильных, эффективных и неэффективных, и т. д.)

 

Рисунок 1.3. - Принципиальная схема научных основ управления

здравоохранением

1.3. Краткий обзор примеров эффективного использования информационных систем на различных уровнях охраны здоровья

 

Примером массового  использования унифицированных  компьютерных технологий в здравоохранении в масштабе страны может служить Финляндия. В этой стране в медицинских компьютерных системах используется тот же индентификатор  личности, который применяется и в общегосударственном регистре населения населения (т.н. “индекс соцстраха”). Он формируется из двухзначных чисел дня рождения, месяца, года рождения с добавлением пола и порядкового номера регистрации в этот день (например, 040947 - 127 м). Этот “индекс соцстраха” единый по всей Финляндии, присваивается в течении двух недель после рождения, и един для всех сфер жизнедеятельности (банки, полиция, торговля, социальное страхование и др.).

Наиболее распространенными  автоматизированными системами  в здравоохранении этой страны являются Finstar (для учреждений первичного звена - здравцентров) и Musti (для крупных многопрофильных больниц). В их основу была положена заимствованная из США и привязанная к условиям Финляндии система “МУМС” (Массачусетс Университет Мультипрограмм Систем).

Finstar должна  была обеспечить ведение историй  болезней в утвержденной государственной форме, и решение некоторых управленческих проблем.

Основные функции Finstar:

- ввод данных  о пациенте при обращении в  здравцентр и приведение его  последних данных;

- планирование  времени приема и запись на  прием (к врачу или медицинской сестре);

- координация  графика работы всех врачей;

- накопление  и обработка информации о пациенте;

- ввод данных  об истории болезни;

- вывод этих  данных на дисплей и принтер;

- вывод данных  в хронологическом порядке об  имеющихся заболеваниях (10 тыс.), сделанных ранее посещениях, результатах лабораторных обследований (2 тыс.);

- возможность  распечатки всей истории болезни;

- составление  статистических сводов для здравцентров;

- учет приемов  врачей как основа зарплаты, а  также видов других нагрузок - дежурства, консультации и т. д.;

- защита личных  данных и иерархия доступа  по группам пользователей.

Требования, предъявляемые  к Finstar:

- вся информация  об одном пациенте должна быть  в наличии, компактна и доступна  каждому врачу;

- должна обеспечивать запись на прием во всех здравцентрах выбранных городов, независимо от того, в какой из них обраща ется пациент;

- истории болезни  должны быть доступны во всех  здравцентрах, независимо от того, в какой из них обращается  пациент;

- должна быть  реализована возможность получения статистических отчетных данных данных по каждому здравцентру;

- должна функционировать  в реальном режиме времени  ;

- наличие дублирующей  системы при возникновении сложных  аварий.

В настоящее  время системами охвачено большинство здравцентров и больниц Финляндии. Перед началом внедрения систем исходная информация перекачивается из общегосударственного регистра населения. Впоследствии возможен обмен информацией с другими отраслями народного хозяйства страны.

В Российской федерации существует информационная система “Поликлиника” , которая функционирует на уровне лечебно-профилактического учреждения и предназначена для регистрации и актуализации базы контингентов обслуживаемого населения поликлиники, автоматизации сбора, обработки и анализа медико-статистической информации, упрощения механизмов взаимодействия поликлиники и страховой организации при расчетах за выполненные услуги в объемах гарантированной медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования.

Данная программа при внедрении легко и быстро осваивается медицинским персоналом, работа организована в системе диалога, с помощью удобных меню.

Комплекс задач  “Поликлиника” ( рис. 1.4) содержит следующие модули (задачи):

- “Пациент”;

- “Статистика”;

- “Экономика”;

- “Управление  поликлиникой”.

Модульный принцип  построения комплекса задач  “Поликлиника”  допускает как изолированное  использование отдельных модулей, так и их комбинации, в зависимости  от производственной необходимости. Все  модули информационно и логически связаны между собой. Кроме того, данный комплекс связан с другими подсистемами АСУ “Поликлиника”, например “АРМ врача лаборанта”, “АРМ экономиста” и др.

Информационная  система “Поликлиника” позволяет  успешно решать следующие задачи: 

- создание регистра на все обслуживаемое население поликлиники и динамическое слежение за изменениями в состоянии здоровья каждого; - получение утвержденных документов государственной статистической отчетности (формы № 39,12,85-леч.,отчет-вкладыш № 7, отдельные таблицы ф. № 30 и 31);

- комплексный  анализ деятельности ЛПУ, получение  широкого набора статистических  и аналитических показателей,  характеризующих качество и интенсивность  работы врача, показатели заболеваемости  по обращаемости и с временной  утратой трудоспособности;

- получение  информации об объеме оказанных  услуг;

- расчет стоимости  медицинских услуг, оказанных  каждому пациенту;

- формирование  реестров пролеченных больных  для страховых организаций;

- формирование  информационной базы для задачи  “Показатели деятельности поликлинической службы регионального уровня”.

Рисунок 1.4 - Автоматизированная информационная

 система  “Поликлиника”

 

 

1.4 Системный  анализ клинической больницы с целью разработки подсистемы математического обеспечения информационной системы

 

Сущность системного подхода состоит в том, что явление и процессы, протекающие в природе и обществе, вещи и предметы рассматриваются как целостные системы, состоящие из подсистем и определенного набора элементов.

При системном  подходе выделяются определенные свойства, которые имеются у любой системы, и которые необходимо учитывать при формировании и анализе функционирования системы управления. Среди основных свойств систем необходимо выделить следующие:

- ориентация  всех подсистем на достижение  единой цели;

- подчиненность целей подсистем целям систем более высокого уровня, приоритетность целей систем по отношению к целям подсистем;

- делимость  на составные части, или подсистемы; вхождение в системы более  высокого уровня в качестве  их составных частей, или подсистем;

- появление  у систем новых качеств, которые  не присущи в полной мере  ни одной из подсистем в  отдельности; исчезновение или  изменение качеств системы при  изменении набора ее элементов;

- наличие целостной  структуры (внутренней формы организации)  системы, характеризующейся устойчивостью, наличием границ, противодействием внутренним и внешним воздействиям, постоянным развитием, согласованностью функционирования, субординацией частей, а также причинно-следственным содержанием связей.

Среди основных направлений применения системного анализа для решения проблем социальной медицины, организации и управления клинической больницы целесообразно выделить следующие:

- прогноз развития здравоохранения  на основе имитационного моделирования;

- разработка критериев  для оценки здоровья отдельного человека, различных популяций и всего населения в целом;

- уточнение связей системы  здравоохранения с другими системами  жизни общества, а также роли  факторов здравоохранения в формировании  уровня здоровья населения;

- разработка комплексных критериев для оценки деятельности клинической больницы для оценки эффективности управления, а также для оценки здоровья населения;

- создание и выполнение  целевых комплексных программ  по приоритетным направлениям  охраны здоровья и деятельности  здравоохранения;

- разработка научно обоснованных  систем информационного обеспечения  управления клинической больницей;

- разработка автоматизированных  систем управления клинической больницей;

- анализ возникновения  проблемных ситуаций в клинической больнице, и выработка решений по их устранению.

Этапы проведения системного анализа и разработки математического обеспечения информационной системы клинической больницы представлены на левой половине рис. 1.5. При проведении системного анализа предполагается определенная первичная детализация основных элементов и компонентов системы здравоохранения (вход, процессы, выход и связи). На входе системы находятся цели, потребности и ресурсы больницы.

Среди общих процессов, имеющих место в клинической больнице выделяются следующие:

Информация о работе Подсистема математического обеспечения информационной системы клинической больницы