Подсистема математического обеспечения информационной системы клинической больницы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:53, дипломная работа

Описание

Целью данной дипломной работы является разработка подсистемы математического обеспечения информационной системы клинической больницы.
Основные задачи разрабатываемой подсистемы:
- совершенствование медико-статистического и экономического анализа здоровья и здравоохранения с максимальным использованием компьютерных технологий;

Содержание

Введение
1. ОБЗОР МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ. АНАЛИЗ АКТУАЛЬНОСТИ РЕШАЕМОЙ ЗАДАЧИ
1.1. Место подсистемы математического обеспечения в современных информационных управляющих системах
1.2 Актуальность решения задачи проектирования подсистемы математического обеспечения информационной системы клинической больницы.
1.3 Краткий обзор примеров эффективного использования информационных систем на различных уровнях охраны здоровья
1.4 Системный анализ клинической больницы с целью разработки подсистемы математического обеспечения информационной системы
1.5. Основные направления совершенствования и развития управления здравоохранением
1.6 Техническое задание на разработку подсистемы
1.6.1 Общие положения
1.6.2 Назначение и цель создания подсистемы
1.6.3 Характеристика объекта автоматизации
1.6.4 Требования к подсистеме
1.6.4.1 Требования к подсистеме в целом
1.7.4.2 Требования к функциям, выполняемым подсистемой
1.7.4.3 Требования к видам обеспечения
2. ПРОЕКТНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ И ДОКУМЕНТАЦИЯ
2.1 Постановка задачи
2.1.1. Характеристика подсистемы
2.1.2 Комплексные показатели и критерии
2.1.3 Выходная информация задач подсистемы
2.1.4 Входная информация задач подсистемы
2.2 Информационное обеспечение проектируемой подсистемы
2.2.1 Схема базы данных
2.3 Подсистема математического обеспечения при решении задачи прогнозирования количества заболеваний
2.3.1 Решении задачи прогнозирования количества заболеваний в подсистеме математического обеспечения информационной системы «Клиническая больница»
2.3.2 Экспериментальные данные
2.3.3. Экспертно-лингвистические закономерности
2.3.4. Модель прогнозирования
2.3.5. Настройка модели прогнозирования
2.4 Программное обеспечение
2.4.1 Системное программное обеспечение
2.5 Техническое обеспечение
2.5.1 Обоснование выбора технического обеспечения ИС
2.5.2 Обоснование выбора топологии компьютерной сети ИС
2.5.3 Структура комплекса средств автоматизации
ВЫВОДЫ

Работа состоит из  1 файл

Диплом подсистемы МО ИС больницы.doc

— 2.33 Мб (Скачать документ)

- передачу с  вышестоящего уровня на уровень  врача-специалиста управляющих решений,  результатов экспертизы качества  медицинского обслуживания больных, результатов социологического опроса населения и др.;

- создание системы  обратных связей для мониторинга  состояния здоровья обслуживаемых  контингентов населения, анализа  соблюдения лечебно-диагностических  алгоритмов, и взаимодействия с вышестоящими уровнями.

Цели и задачи информационно системы «Клиническая больница»:

- совершенствование  медико-статистического и экономического  анализа здоровья и здравоохранения  с максимальным использованием  компьютерных технологий;

- создание и  поддержание единого информационного пространства в отрасли;

- содействие  повышению эффективности управления больницей;

- выработка  единых методических подходов  на всех этапах сбора, обработки  и анализа информации во всех  звеньях организации;

- повышение  уровня информационно-аналитической деятельности руководителей органов, учреждений и служб клинической больницы;

- координация  функционирования всех структурно-функциональных  подразделений больницы, занимающихся информационно-аналитической деятельностью.

 

 

 

1.7.4.3  Требования к видам обеспечения

 

Требования к информационному  обеспечению.

Требования, предъявляемые  к показателям, управленческой информации и медицинским информационным системам

Все показатели при получении и использовании  должны отвечать определенным унифицированным требованиям. Среди них следует особо выделить следующие:

- количественная  мера (должен быть выражен количественно);

- простота (показатель  не должен быть слишком сложным,  и его получение не должно  быть очень дорогим);

- доступность (должен быть доступным для вычисления);

- полнота (должен характеризовать  признак всесторонне);

- специфичность  (должен быть специфическим для  деятельности, которую характеризует);

- чувствительность (должен быть чувствителен к  изменению системы);

- воспроизводимость  (должен воспроизводиться разными  исследователями, а при оценке  одного и того же вида деятельности в разное время и при различных обстоятельствах должны получаться одинаковые результаты );

- приемлемость (должен быть общепризнанным и  не вызывать разногласий по  поводу его применения);

- своевременность  (может быть получен в нужное  время).

Требования, предъявляемые к управленческой информации:

- должна характеризовать  реально существующие цели и  процессы по их реализации;

- должна соответствовать  уровню и функциям управления;

- должна быть  достаточной и неизбыточной;

- должна свидетельствовать об отклонениях в функционировании системы при реализации ее целей;

- должна отражать  через количественные характеристики  и количественные и качественные  процессы.

Нарушение принципов  информационного обеспечения и  требований, предъявляемых к управленческой информации, делает сам процесс управления неэффективным или невозможным.

 

Требования  к программному обеспечению.

Сторонние продукты, обеспечивающие работу клиентов и сервера, должны быть бесплатными. Технические  требования сторонних продуктов  не должны превышать требований к аппаратуре самой ИС.

 Необходимым  условием качества является отсутствие  возможности потери данных из-за  программных сбоев, при отсутствии  влияния технических факторов.

Программное обеспечение  должно быть современное и надежное, постоянно должны проводиться проверки, а также тестирование системы.

 

Требования  к техническому обеспечению

Для работы подсистемы в полнофункциональном режиме необходимо наличие персонального компьютера, а также доступ к серверу, расположенному в локальной сети клинической больницы.

 

2  ПРОЕКТНЫЕ  И ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ И ДОКУМЕНТАЦИЯ

2.1 Постановка  задачи

 

 

В дипломной работе проектируется подсистема математического обеспечения информационной системы клинической больницы. Предлагается автоматизировать рабочее место врача специалиста.

Разработка данной подсистемы ведется с перспективой создания базы единой медицинской информации. Формирование базы единой медицинской информации позволит повысить качество работы системы здравоохранения в целом (рис. 2.1).

 

Рисунок 2.1 – База единой медицинской информации

 

 

 

 

2.1.1. Характеристика подсистемы

 

Информационная система врача-специалиста предназначена для использования на рабочем месте врача любой специальности, работающего в лечебно-профилактическом учреждении любого типа, с целью получения интересующей его информации, ее анализа и принятия обоснованных решений для повышения эффективности своей деятельности. Для создания системы конкретного врача она пополняется необходимой информацией в соответствии с действующими положениями о враче-специалисте, квалификационными требованиями и другими документами, регламентирующими его деятельность. На рис. 2.2 представлена схема АРМ врача-специалиста.

Рисунок 2.2  - Схема информационно-аналитической  системы врача-специалиста

Анализ объекта при разработки подсистемы математического обеспечения информационной системы «Клиническая больница» проводился на основании принципов:

- иерархический  принцип;

- структурный  принцип;

- функциональный  принцип;

- обеспечивающий  принцип.

Сочетание всех перечисленных принципов положено в основу представленной на рис. 2.3 - четырехмерной матричной схемы построения информационной системы «Клиническая больница».

Рисунок 2.3 - Четырехмерная  многоуровневая схема построения ИС «Клиническая больница»

 

2.1.2 Комплексные показатели и критерии

 

Правильно организованное информационное обеспечение позволяет  в значительной степени систематизировать  потоки поступающей и обрабатываемой информации. Объемы информации постоянно  возрастают, особенно в связи с  широким применением средств вычислительной техники, а число лиц, принимающих решения, при этом не увеличивается. Все это выдвигает в число насущных проблем управления здравоохранением разработку методов комплексного получения и использования информации, ее обобщения и сжатия. Объем информации увеличивается быстрее, чем управляющая подсистема успевает ее обрабатывать. И единственным способом ее сокращения без ущерба эффективности управления является “сгущение” информации, представляющей интерес для целей системы.

Возможно использование отдельных показателей в качестве обобщающих. Например, детская смертность, общая смертность, средняя продолжительность жизни, являясь результатом воздействия многих социально-экономических факторов, включая и здравоохранение, могут служить обобщающими показателями благополучия общества.

Для определения  важнейших проблем здравоохранения  зарубежные специалисты используют т. н. ”проблемный индекс здоровья” (Калью П.И.). Он исчисляется на основе показателей заболеваемости, смертности и использования служб здравоохранения по следующей формуле:

     (2.1)

 

Q - проблемный  индекс здоровья

M - коэффициент  проблемы здоровья, т. е. отношение  умерших от какой-либо болезни  на 100 тыс. населения для планируемой  группы к умершим в целом

D - общий показатель  смертности на 100 тыс. населения  для планируемой группы

Р - количество потерянных в связи со смертью  лет предстоящей жизни вследствие болезни планируемой группы населения

А - число дней лечения в стационаре

В - число дней лечения в поликлинике

С - число днeй  ограничения деятельности в связи  с заболеванием

N - фактическая  численность населения, для которой  планируется служба 274 -превращение  константы, равной 100 000, деленной  на 365, и преследующей цель сокращения  уровня госпитализации и коэффициента ограниченной деятельности по отношению к годовым данным

91 - превращение  константы (третья часть от 274), которое используется плановиками  в случае обращения в поликлинику.

Уровень качества лечения (УК) является критерием полноты  и качества медицинской помощи. Он рассчитывается по формуле:

 

        ОНМ + ОК

     УК =   ——————               (2.2)

   200

 

ОНМ - оценка набора мероприятий, определяется экспертным путем методом сравнения перечня  осуществленных мероприятий со стандартными наборами. Выражается в %, стремится к 100.

ОК - также определяется экспертно, путем сопоставления  клинических данных у пациента с  установленным стандартом качества. Выражается в %, стремится к 100.

УК - должен стремиться к 1,0 - чем выше, тем лучше. УК может подсчитываться по врачу (Укв), по отделению (Уко), учреждению (Уклпу). Используется для определения коэффициента трудового вклада и трудового участия.

Для оценки эффективности предложен специальный интегральный показатель эффективности (Ки):

Ки = Км х Кс х Кз        (2.3)

Км - коэффициент  медицинской эффективности:

             число случаев достигнутых медицинских  результатов

Км = —————————————————————————     (2.4)

                 общее число оцениваемых случаев оказания помощи

 

Кс - коэффициент социальной эффективности:

число случаев  удовлетворения потребности

Кс = ————————————————————————           (2.5)

             общее число оцениваемых случаев  оказания помощи

 

Кз - коэффициент  соотношения затрат:

нормативные затраты 

Кз = ——————————————————————————       (2.6)

          фактические затраты на оцениваемые  случаи оказания помощи

 

Некоторые авторы предлагают ввести в число сомножителей Кзож - коэффициент здорового образа жизни:

 

       число случаев здорового образа  жизни

Кзож = ————————————————————————          (2.7)

общее число  оцениваемых случаев оказания помощи

 

Необходимо  помнить, что к обобщенным, комплексным  показателям применяются все  требования, которые предъявляются  к обычным показателям, и о  которых говорилось выше. Вместе с тем, они должны отвечать и дополнительным управленческим требованиям, среди которых особо следует выделить следующие:

- выражение  целенаправленности;

- ориентация  на конечные результаты;

- системность;

- учет вклада  каждого показателя в комплексную  оценку с учетом их неравнозначности и степени приближения к цели;

- содержание  обобщенных сведений об имеющихся  отклонениях в функционировании  системы с оценкой оптимизирующего  эффекта.

Необходимо  помнить еще об одном, хотя и очень  специфическом, но чрезвычайно важном аспекте значимости четкого информационного обеспечения управления и комплексных показателей. Их понимание и умелое применение вплотную связано с профилактикой информационных неврозов, которые достаточно широко стали распространяться в современных условиях. В этиопатогенезе этих неврозов чаще всего лежат такие факторы:

- необходимость  обработки и освоения большого  объема информации, включая этап  принятия решений;

- постоянный  дефицит времени, отведенный на  такую работу мозга;

- высокий уровень  мотивации, что определяет высокую значимость информации;

- длительный  дефицит высокозначимой информации.

Правильная  постановка информационного обеспечения  управления и умелое применение методов  обобщения информации позволяют  эффективно устранять эти факторы.

 

 

2.1.3 Выходная информация задач подсистемы

 

Выходной информацией  подсистемы математического обеспечения  информационной системы «Клиническая больница» является прогноз количества заболеваний (болезни по заданным входным  данным) на основании построенных подсистемой моделей. Информация предоставляется в числовом виде прогнозного значения и датой, на которую был осуществлен прогноз. Полный перечень структурных единиц выходного сообщения «Прогноз количества заболеваний» представлен в табл. 2.1

 

 

Таблица 2.1 – Описание структурных единиц выходного сообщения «Прогноз количества заболеваний»

Полное наименование

Иденти-фикатор

Тип информации

Общее  количество символов

Формат представ-ления

Порядковый номер

NOM-PROG

Числовой

7

 

Название заболевания

ILL

Символьный

30

 

Дата формирования

D

Дата

8

дд.мм.гг

Дата начала периода анализа

DStart

Дата

8

дд.мм.гг

Дата конца  периода анализа

DEnd

Дата

8

дд.мм.гг

Количество  анализируемых данных

Q

Числовой

3

 

Период регистрации  данных анализа

P

Числовой

2

 

График данных

GRAPH

График

5

 

Количество  прогнозируемых значений

QF

Числовой

2

 

Прогнозируемое  значение

Yt

Числовой

10

 

Дата прогнозируемого  значение

DF

Дата

8

дд.мм.гг

Ошибка прогнозирования

ERR

Числовой

10

 

Информация о работе Подсистема математического обеспечения информационной системы клинической больницы