Подсистема математического обеспечения информационной системы клинической больницы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:53, дипломная работа

Описание

Целью данной дипломной работы является разработка подсистемы математического обеспечения информационной системы клинической больницы.
Основные задачи разрабатываемой подсистемы:
- совершенствование медико-статистического и экономического анализа здоровья и здравоохранения с максимальным использованием компьютерных технологий;

Содержание

Введение
1. ОБЗОР МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ. АНАЛИЗ АКТУАЛЬНОСТИ РЕШАЕМОЙ ЗАДАЧИ
1.1. Место подсистемы математического обеспечения в современных информационных управляющих системах
1.2 Актуальность решения задачи проектирования подсистемы математического обеспечения информационной системы клинической больницы.
1.3 Краткий обзор примеров эффективного использования информационных систем на различных уровнях охраны здоровья
1.4 Системный анализ клинической больницы с целью разработки подсистемы математического обеспечения информационной системы
1.5. Основные направления совершенствования и развития управления здравоохранением
1.6 Техническое задание на разработку подсистемы
1.6.1 Общие положения
1.6.2 Назначение и цель создания подсистемы
1.6.3 Характеристика объекта автоматизации
1.6.4 Требования к подсистеме
1.6.4.1 Требования к подсистеме в целом
1.7.4.2 Требования к функциям, выполняемым подсистемой
1.7.4.3 Требования к видам обеспечения
2. ПРОЕКТНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ И ДОКУМЕНТАЦИЯ
2.1 Постановка задачи
2.1.1. Характеристика подсистемы
2.1.2 Комплексные показатели и критерии
2.1.3 Выходная информация задач подсистемы
2.1.4 Входная информация задач подсистемы
2.2 Информационное обеспечение проектируемой подсистемы
2.2.1 Схема базы данных
2.3 Подсистема математического обеспечения при решении задачи прогнозирования количества заболеваний
2.3.1 Решении задачи прогнозирования количества заболеваний в подсистеме математического обеспечения информационной системы «Клиническая больница»
2.3.2 Экспериментальные данные
2.3.3. Экспертно-лингвистические закономерности
2.3.4. Модель прогнозирования
2.3.5. Настройка модели прогнозирования
2.4 Программное обеспечение
2.4.1 Системное программное обеспечение
2.5 Техническое обеспечение
2.5.1 Обоснование выбора технического обеспечения ИС
2.5.2 Обоснование выбора топологии компьютерной сети ИС
2.5.3 Структура комплекса средств автоматизации
ВЫВОДЫ

Работа состоит из  1 файл

Диплом подсистемы МО ИС больницы.doc

— 2.33 Мб (Скачать документ)

- технологические (реализация  основных медицинских технологий - лечебных, диагностических, профилактических);

- управленческие (реализация  основных управленческих функций  - организация, планирование, координирование, прогнозирование, регулирование, стимулирование, контроль);

- структурные (формирование  и деятельность структурных подразделений  управляющей и управляемой подсистем);

- функциональные (формирование  и деятельность служб, занимающихся реализацией действий по достижению целей и удовлетворению потребностей системы);

- информационные (реализация  сбора, обработки, сохранения  и использования циркулирующей  информации; информационное обеспечение  системы и управления).

 

Рисунок 1.5 Этапы и возможные результаты разработки математического обеспечения информационной системы клинической больницы

 

На выходе системы находятся данные о достижении целей, об удовлетворении потребностей и об использовании ресурсов в системе здравоохранения.

При анализе системы “объект -> внешняя среда” предполагается детализация влияния на больницу внешних факторов и условий, а также наличие и степень развития прямых и обратных внесистемных связей - с другими отраслями народного хозяйства и сферами деятельности.

Возможные результаты проведения системного анализа в  управлении здравоохранением представлены в правой половине рис. 1.5. Следует особо подчеркнуть, что перечислением результатов первого этапа должны отображать два состояния моделей - описательное (“как есть сейчас”) и нормативное (“как должно быть”).

 

 

1.5. Основные направления совершенствования и развития управления здравоохранением

 

Здравоохранение в настоящее время переживает острый экономический и организационный  кризис. Общеизвестно ухудшение многих параметров, характеризующих состояние здоровья населения. Материально-техническая база лечебно-профилактических учреждений приходит в упадок, а фондовооруженность труда медицинских работников находится на низком уровне. Имеющиеся ресурсы здравоохранения нередко используются нерационально. Перестройка здравоохранения осуществляется без продуманной комплексной межотраслевой концепции реформирования отрасли. Это не позволяет достигать намечаемых результатов, и нередко приводит к неоправданным потерям. Государственные устои здравоохранения уже расшатаны, а рыночные еще не сформированы, причем на фоне явного преувеличения их значимости для такой специфической отрасли. Заложниками сложившейся ситуации становится население, которое предъявляет все больше претензий к качеству и организации медицинской помощи.

Все перечисленное  прежде всего свидетельствует о  недостаточно эффективном управлении здравоохранением. Это выдвигает  в число наиболее актуальных проблем  современной организации здравоохранения  проблему совершенствования управления как внутри отрасли, так и на межотраслевом уровне.

Эффективное управление на любом уровне невозможно без научной  разработки этой проблемы. Среди приоритетных целей научной разработки совершенствования  управления здравоохранением региона представляется целесообразным выделить следующие:

- формирование  научно обоснованной методологии  управленческих процессов;

- рациональное  построение информационного обеспечения  управления;

- разработка  и применение передовых организационных  технологий информатизации.

При реализации указанных целей в числе наиболее важных первоочередных задач, требующих  научного осмысления, целесообразно  выделить следующие:

- разработка  теоретических и прикладных основ  концепции системы управления, результатом  чего будет получение целостного структурного представления о научном управлении здравоохранением региона;

- создание моделей  системного управления здравоохранением  региона; 

- формализованное  представление, классификация и  анализ информационных потоков,  циркулирующих в системе управления здравоохранением региона, с оценкой их управленческой значимости;

- обоснование  принципов информационного обеспечения  управления, разработка конкретных  вариантов информационного обеспечения  руководителей органов, учреждений  и служб здравоохранения региона;

- разработка  путей совершенствования сложившихся  форм информационно- аналитической  деятельности органов  управления, с  ориентацией  на лиц,  принимающих решения, и на выявление  отклонений в функционировании  управляемых подсистем;

- развитие методов  получения комплексных показателей  и их широкое внедрение для  использования на всех уровнях управления здравоохранения;

- разработка  взаимоувязанных по уровням компьютерных  технологий сбора, обработки и  анализа информации по наиболее  значимым разделам управления здравоохранением;

- создание постоянно  действующей системы экспериментальной  проверки предлагаемых мер по  совершенствованию управления здравоохранением, и широкое использование получаемых  результатов в практической и  учебной деятельности.

Перечисленные задачи имеют в основном тактический  характер. Необходимо уже сейчас продумывать  и намечать долгосрочную перспективу  развития этого направления. Это  позволит более целенаправленно  решать вопросы и стратегического  характера.

В числе наиболее важных задач на последующих этапах развития научного управления здравоохранением представляется целесообразным выделить следующие:

- проведение  переписи проблем здравоохранения  и формирование соответствующего  регистра;

- изучение степени  управляемости проблем на различных иерархических уровнях управления как внутри отрасли, так и за ее пределами. Использование полученных результатов при разработке концепции реформирования здравоохранения и при оценке эффективности хода реформ;

- создание системы  комплексной оценки качества управления здравоохранением как по конечному критерию (устранение проблем при достижении поставленных целей), так и по промежуточным результатам (эффективность реализации этапов управленческого процесса, выполнения функций управления, формирования управленческих структур и связей, и т.п.);

- развитие типовых  автоматизированных систем по  расчету необходимого ресурсного  обеспечения в зависимости от  потребности в медицинской помощи  и имеющихся государственных  социальных гарантий;

- применение более сложных и совершенных методов моделирования и прогнозирования в управлении здравоохранении;

- создание региональных  регистров на жителей территорий, рассматривая их как основной  ресурсо- и целеобразующий фактор  функционирования всех отраслей  народного хозяйства. Обеспечение ориентации регистров на анализ причин и факторов, влияющих на состояние здоровья населения, а в перспективе - на их прогнозирование и предупреждение;

- формирование  баз данных по эффективной  практике управления и по искусству управления.

Специфика научной  разработки проблем управления состоит  в том, что она связана со слабой формализуемостью изучаемых объектов. Поэтому наряду с традиционными  методами исследования - статистического  анализа, социологического мониторинга, организационного эксперимента - предполагается широкое использование методов с более эвристической направленностью -моделирования, системного анализа, экспертных оценок.

Таким образом, экономический и организационный  кризис в здравоохранении все  больше углубляется, и выйти из него невозможно без повышения эффективности управления на основе научно обоснованных подходов. Среди приоритетных направлений научной разработки совершенствования управления здравоохранением на региональном уровне следует выделить формирование методологии управленческих процессов, рациональное построения информационного обеспечения управления и разработку передовых организационных технологий информатизации.

Классификация медицинской информации зависит от целей, задач и уровня рассмотрения этой проблемы.

Попов Г.А. разделяет  медицинскую информацию на 3 группы:

- о деятельности  учреждений здравоохранения;

- об использовании  трудовых, материальных и финансовых  ресурсов;

- об эффективности  (медицинской, социальной и экономической)  лечебно-профилактической помощи.

Представляется  целесообразным, взяв за основу последнюю  классификацию, ввести в нее еще 3 группы медицинской информации - об обеспеченности ресурсами, о состоянии  здоровья, об эффективности управления. И получим, на наш взгляд, наиболее общую и комплексную классификацию медицинской информации,  отвечающую основным теоретическим и практическим требованиям и состоящую из следующих шести групп: (А)

- о состоянии  здоровья;

- о деятельности  учреждений здравоохранения;

- об использовании  ресурсов (трудовых, материальных, финансовых);

- об обеспеченности  ресурсами (трудовыми, материальными,  финансовыми);

- об эффективности  (медицинской, социальной и экономической)  лечебно-профилактической помощи;

- об эффективности  управления.

На следующем  этапе медицинская информация детализируется по функционально-структурному принципу, т. е. с разбивкой по основным разделам деятельности. Попов Г. А., применительно к федеральному уровню управления, предлагает классифицировать медицинскую информацию по следующим разделам:

- уровень жизни;

- демография;

- уровень здоровья;

- внебольничная  и больничная помощь;

- деятельность  амбулаторно-поликлинических и стационарных  учреждений;

- лечебно-профилактическое  обслуживание сельского здравоохранения;

- характеристика  и состав больных, сроки и исходы лечения;

- характеристика  работы стационаров и экстренной  хирургической помощи;

- профилактическое  и лечебное обслуживание  промышленных  рабочих;

- лечебно-профилактическое  обслуживание женщин;

- лечебно-профилактическое  обслуживание детей;

- онкологическая  помощь;

- противотуберкулезная  помощь;

- психиатрическая  помощь;

- стоматологическая  помощь;

- планово-экономические  показатели;

- финансовые  показатели.

На региональном уровне при структурно-функциональной детализации выделяются разделы информации с учетом конкретной управленческой деятельности. Представляется целесообразным применять следующее структурно-функциональное разделение медицинской информации на уровне региона:  (В)

1. Состояние  окружающей среды

2. Состояние  здоровья населения

3. Организация  медицинского обслуживания в  целом 

4. Амбулаторно-поликлиническая  помощь

5. Стационарная  помощь

     5.1. Стационарная помощь

     5.2. Коечный фонд

6. Терапевтическая  служба

     6.1. Показатели терапевтической службы  в целом

            Показатели работы специалистов по профилю:

      6.2. - “аллергология” + ”иммунология”

      6.3. - “гастроэнтерология” + “диетология”

      6.4. - “гематология”

      6.5. - “генетика”

      6.6. - “гериатрия”

      6.7. - “неврология”

      6.8. - “нефрология”

      6.9. - “общая врачебная практика”

      6.10. - “отоларингология”

      6.11. - “профпатология”

      6.12. - “пульмонология”

      6.13. - “радиология”

      6.14. - “организация терапевтической  службы”

      6.15. - “терапия”

     6.16. - “токсикология”

      6.17. - “эндокринология” + “диабетология”  

7. Хирургическая  служба

      7.1. Показатели хирургической службы  в целом

             Показатели работы специалистов  по профилю:

      7.2. - “анестезиология-реанимация”

      7.3. - “детская хирургия”

      7.4. - “нейрохирургия”

      7.5. - “проктология”

      7.6. - “торакальная хирургия”

      7.7. - “травматология и ортопедия”

      7.8. - “урология”

      7.9. - “общая хирургия”

      7.10. - “челюстно-лицевая хирургия”

      7.11. - “ожоговая хирургия”(комбустиология)

8. Акушерско-гинекологическая  служба

      8.1. Акушерство

      8.2. Гинекология

      8.3. Планирование семьи

9. Педиатрическая  служба

      9.1. Показатели педиатрической службы  в целом

             Показатели работы специалистов по профилю:

Информация о работе Подсистема математического обеспечения информационной системы клинической больницы