Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:53, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является разработка подсистемы математического обеспечения информационной системы клинической больницы.
Основные задачи разрабатываемой подсистемы:
- совершенствование медико-статистического и экономического анализа здоровья и здравоохранения с максимальным использованием компьютерных технологий;
Введение
1. ОБЗОР МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ. АНАЛИЗ АКТУАЛЬНОСТИ РЕШАЕМОЙ ЗАДАЧИ
1.1. Место подсистемы математического обеспечения в современных информационных управляющих системах
1.2 Актуальность решения задачи проектирования подсистемы математического обеспечения информационной системы клинической больницы.
1.3 Краткий обзор примеров эффективного использования информационных систем на различных уровнях охраны здоровья
1.4 Системный анализ клинической больницы с целью разработки подсистемы математического обеспечения информационной системы
1.5. Основные направления совершенствования и развития управления здравоохранением
1.6 Техническое задание на разработку подсистемы
1.6.1 Общие положения
1.6.2 Назначение и цель создания подсистемы
1.6.3 Характеристика объекта автоматизации
1.6.4 Требования к подсистеме
1.6.4.1 Требования к подсистеме в целом
1.7.4.2 Требования к функциям, выполняемым подсистемой
1.7.4.3 Требования к видам обеспечения
2. ПРОЕКТНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ И ДОКУМЕНТАЦИЯ
2.1 Постановка задачи
2.1.1. Характеристика подсистемы
2.1.2 Комплексные показатели и критерии
2.1.3 Выходная информация задач подсистемы
2.1.4 Входная информация задач подсистемы
2.2 Информационное обеспечение проектируемой подсистемы
2.2.1 Схема базы данных
2.3 Подсистема математического обеспечения при решении задачи прогнозирования количества заболеваний
2.3.1 Решении задачи прогнозирования количества заболеваний в подсистеме математического обеспечения информационной системы «Клиническая больница»
2.3.2 Экспериментальные данные
2.3.3. Экспертно-лингвистические закономерности
2.3.4. Модель прогнозирования
2.3.5. Настройка модели прогнозирования
2.4 Программное обеспечение
2.4.1 Системное программное обеспечение
2.5 Техническое обеспечение
2.5.1 Обоснование выбора технического обеспечения ИС
2.5.2 Обоснование выбора топологии компьютерной сети ИС
2.5.3 Структура комплекса средств автоматизации
ВЫВОДЫ
9.2. - “неонатология”
9.3. - “аллергология” + “иммунология”
9.4. - “гастроэнтерология” + “диетология”
9.5. - “гематология”
9.6. - “генетика”
9.7. - “неврология”
9.8. - “нефрология”
9.9. - “отоларингология”
9.10. - “педиатрия”
9.11. - “пульмонология”
9.12. - “радиология”
9.13. - “организация педиатрической службы”
9.14. - “токсикология”
9.15. - “эндокринология” + “диабетология”
10. Подростковая служба
11. Стоматологическая служба
11.1. Показатели стоматологической службы в целом
Показатели работы
11.2. - “стоматология терапевтическая”
11.3. - “стоматология ортопедическая”
11.4. - “стоматология-ортодонтия”
11.5. - “челюстно-лицевая хирургия”
11.6. - “стоматология хирургическая”
12. Фтизиатрическая служба
13. Дермато - венерологическая служба
14. Онкологическая служба
15. Психиатрическая служба
15.1. - “психиатрия”
15.2. - “психотерапия”
15.3. - “сексопатология”
16. Наркологическая служба
17. Офтальмологическая служба
18. Кардиологическая служба
18.1. Показатели кардиологической службы в целом
Показатели работы
18.2. - “кардиология”
18.3. - “ревматология”
18.4. - “сердечно-сосудистая хирургия”
19. Лечебная физкультура, спорт, здоровый образ жизни
19.1. Работа врачей ЛФК
19.2. Врачебный контроль за
19.3. Здоровый образ жизни
20. Медицинская помощь лицам, пострадавшим от аварии на ЧАЭС
21. Медицинская
помощь ИВОВ, УВОВ и воинам-
22. Инфекционная заболеваемость, противоэпидемическая служба
22.1. Противоэпидемическая служба
22.2. Инфекционная служба
22.3. Санитарно-гигиеническое
23. Обслуживание
прочими вспомогательными
23.1. Показатели работы рентгенологических отделений
23.2. Показатели работы кабинетов УЗИ
23.3. Показатели работы кабинетов рефлексотерапии
23.4. Показатели работы отделений гемодиализа
23.5. Показатели работы кабинетов ГБО
23.6. Показатели работы эндоскопической службы
23.7. Показатели работы отделений функциональной диагностики
23.8. Показатели работы
23.9. Показатели работы лаборатории (бактериология + клиническая лаб. диагностика + биохимия + иммунология + лабораторная генетика)
23.10. Показатели работы службы судмедэкспертизы
23.11. Патологическая анатомия
23.12. Использование компьютерных технологий
24. Санитарно-гигиеническая служба
25. Обслуживание по экстренной помощи
26. Кадровая служба
26.1. Врачебные кадры
26.2. Средние медицинские кадры
26.3. Контроль исполнения документов
27. Планово-экономическая служба
28. Финансовая служба
28.1. Основные показатели
28.2. Бухгалтерский учет
29. Материально-техническая база
29.1. Состояние материально-
29.2. Планирование и управление капитальным строительством
30. Медицина катастроф
31. Прочие службы
При рассмотрении и проектировании систем управления целесообразно использовать т.н. “информационные потоки”, выделяемые на основе вышеприведенных подходов к классификации. Информационные потоки начинаются в местах возникновения информации и обеспечивают ее поступление в места принятия решений. Рациональное построение и использование информационных потоков является ключевым условием для четкого функционирования системы в целом и эффективности управления ею.
Основой управленческой информации являются конкретные показатели, характеризуя промежуточные или конечные параметры информационных потоков. Именно фиксация информации непосредственного управления в виде определенных показателей или их наборов позволяет держать систему управления в заданном режиме.
1.6 Техническое задание на разработку подсистемы
1.6.1 Общие положения
Данный документ является техническим заданием на разработку подсистемы математического обеспечения информационной системы «Клиническая больница». Наименование подсистемы – «Клиническая больница». В качестве заказчика выступает районная клиническая больница №8 г. Харьков. Исполнитель – ???. Подсистема разрабатывается на основании договора. Начало создания подсистемы 01.01.2013. Плановый срок завершения – 01.05.2013. Порядок финансирования работ осуществляется согласно договоренности с руководством больницы.
Результаты работы оформляются в виде разрабатываемых документов и предъявляются по частям в указанные заказчиком сроки. Окончательные результаты в форме комплексного отчета о проделанной работе передаются заказчику по окончании работы.
1.6.2 Назначение и цель создания подсистемы
Данная подсистема разработана с целью повышения эффективности работы клинической больницы.
Целями создания подсистемы ИС являются:
В результате своего проектирования подсистема должна обеспечить:
- создание принципиальной
схемы информационного
- создание удобного
для пользователя инструмента
получения интересующей его
- автоматизацию ведения основных форм учетной документации - амбулаторной карты и истории болезни;
- оказание помощи
врачу-специалисту в
- формирование информации для передачи на вышестоящий уровень;
- передачу с
вышестоящего уровня на
- создание системы обратных связей для мониторинга состояния здоровья обслуживаемых контингентов населения, анализа соблюдения лечебно-диагностических алгоритмов, и взаимодействия с вышестоящими уровнями.
1.6.3 Характеристика объекта автоматизации
Объектом автоматизации является клиническая больница.
1.6.4 Требования к подсистеме
1.6.4.1 Требования к подсистеме в целом
Учитывая специфику перехода к безбумажной информатике и интенсивное использование ЭВМ в здравоохранении серьезной проблемой становится выработка требований к медицинским информационным системам. На международной конференции по использованию информационных и управленческих систем в медицине, проходившей в марте 1996 г. в г. Атланта (США), были сформированы такие требования (39). Применяемая в медицине информационная система должна:
- создаваться с ориентацией на контингент обслуживаемых с ее помощью больных;
- удовлетворять
нуждам различных служб и
- обладать гибкостью, простотой настройки и ввода необходимых изменений;
- допускать интегрируемость с другими информационными системами;
- обладать очевидными
для пользователей
- обеспечивать автоматическое кодирование медицинских терминов;
- концентрировать
управление ключевыми
- допускать возможность подключения к ней дополнительных функциональных блоков, с помощью которых будут решаться все новые задачи по мере их возникновения;
- разрабатываться
в соответствии с принципом
“медицина для медицины”, т.
е. при активном участии
- предусматривать
возможность ввода данных
Построение эффективных систем информационного обеспечения возможно, если они опираются на определенные информационные базы, сформированные для каждого конкретного иерархического уровня. Такие базы данных являются первым шагом к безбумажным технологиям. Они позволяют многократно использовать имеющуюся информацию без дополнительных затрат, а главное - замкнуть рутинные операции по сбору, обработке и хранению информации на ЭВМ, освободив от них лиц, принимающих решения, для более творческой деятельности.
Рассматриваемое информационное обеспечение, как совокупность системы классификации и кодирования технико-экономической информации, унифицированных систем документации и массивов информации, схем организации и использования информации в условиях здравоохранения региона необходимо максимальное внимание обратить на места, где информация возникает и где используется в управленческих целях.
Следует отметить, что основная информация в системе здравоохранения возникает на уровне врача-специалиста.
Информационно-аналитическая система врача-специалиста предназначена для использования на рабочем месте врача любой специальности, работающего в лечебно-профилактическом учреждении любого типа, с целью получения интересующей его информации, ее анализа и принятия обоснованных решений для повышения эффективности своей деятельности. Для создания системы конкретного врача она пополняется необходимой информацией в соответствии с действующими положениями о враче-специалисте, квалификационными требованиями и другими документами, регламентирующими его деятельность.
1.7.4.2 Требования к функциям, выполняемым подсистемой
Система должна обеспечивать выполнение следующих функций:
- создание принципиальной
схемы информационного
- создание удобного для пользователя инструмента получения интересующей его справочной, статистической, аналитической и др. информации;
- автоматизацию ведения основных форм учетной документации - амбулаторной карты и истории болезни;
- оказание помощи врачу-специалисту в диагностике заболевания, выборе методов и тактики лечения;
- формирование информации для передачи на вышестоящий уровень;