Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках географии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:35, реферат

Описание

Модернизация образования предъявляет особые требования к формированию и развитию ИКТ-компетентности школьников1, а именно способностей к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний. В постиндустриальном обществе такие способности становятся особенно ценными, т.к. информатизация всех отраслей деятельности человека, работа будущего специалиста в информационно насыщенной среде ставит более высокие требования к условиям и организации процесса обучения. Именно условия обучения, в рамках которых формируется ИКТ-компетентность учащихся должны соответствовать современным жизненным реалиям.

Работа состоит из  1 файл

ICT_on_lesson_2010.doc

— 2.03 Мб (Скачать документ)

 

Географические ресурсы в сети Интернет

 

Важным аспектом изучения природных  процессов, явлений и объектов на какой-либо территории является использование  изображений Земли из космоса (космоснимков). Одним из наиболее доступных источников космоснимков является геоинформационная система Google «Планета Земля»8. В 7 классе изображения Земли из космоса могут служить как иллюстративным материалом, демонстрируя сходство и различие природы и общества отдельных территорий, геоэкологические проблемы.

 

Пример 1. Дорожная эрозия в районе Амазонской низменности близ г. Манаус. Хорошо заметны геометрически правильные места вырубки  лесов, овраг, размывающий  дорогу.

 

Другие примеры и приёмы работы с программой Google «Планета Земля» размещены на сайте методической лаборатории географии МИОО по адресу http://geo.metodist.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационно-коммуникационные технологии на уроках географии в курсе «География России» 8 и 9 классов.

Образовательные ресурсы на компакт-дисках по географии

 

1. Название  ресурса: «Образовательная коллекция 1С». «География России. Природа и население. 8 класс».

Адрес страницы продукта в Интернете: http://obr.1c.ru/product.jsp?id=34

Описание ресурса: Авторы учебного материала - В.П. Дронов, Л.Е. Савельева, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. В основе этого мультимедиа издания лежит  курс географии, разработанный сотрудниками кафедры "Методики преподавания географии" Московского государственного педагогического университета. Мультимедийный учебный комплекс "1С:Образовательная коллекция. География России. Природа и население. 8 класс" содержит следующие разделы: географическое положение России, характеристика природы России, природно-хозяйственное районирование России, население России. Программа представляет собой учебные материалы, практические задания, контрольные вопросы, тесты и справочник, объединенные гипертекстовой структурой, и содержит: дикторский текст, около 500 слайдов, 35 видеофрагментов и анимации. Материал CD можно использовать на уроках разных типов: изучение нового, комбинированный, обощающий, практическое занятие, а так же самостоятельное изучение материала курса учеником.

 

2. Название ресурса: «Образовательная коллекция 1С». «География России: Хозяйство и регионы. 9 класс».

Адрес страницы продукта в Интернете: http://obr.1c.ru/product.jsp?id=33

Описание ресурса: Авторы учебного материала - В.П.Дронов, В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя, Н.Н. Роготень. Мультимедийный учебный  комплекс "1С: Образовательная коллекция. География России: Хозяйство и  регионы. 9 класс" содержит следующие разделы и темы. Раздел "Обзор отраслей и межотраслевых комплексов": общая характеристика хозяйства, топливно-энергетический комплекс, машиностроительный комплекс, металлургический комплекс, химико-лесной комплекс, агропромышленный комплекс, инфраструктурный комплекс. Раздел "Регионы России": районирование России, Центральная Россия, Европейский Север, Северный Кавказ, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Программа представляет собой учебные материалы, практические задания, контрольные вопросы, тесты и справочник, объединенные гипертекстовой структурой, и содержит: 152 тематических мультимедиа-экрана, 153 тематических статьи, 1513 слайдов, методические рекомендации для учителей. Использование продукта учителем на уроке (с проекционной техникой), в компьютерном классе (проведение практических занятий и тестирования). Самостоятельное изучение учащимся материала курса с помощью данного продукта. Методические решения электронного ресурса позволяют сделать вывод о возможном самостоятельном контроле усвоения знаний на уровне воспроизведения.

 

3. Название ресурса: Серия «Уроки  Кирилла и Мефодия». «Уроки географии. 8 класс», «Уроки географии. 9 класс».

Описание ресурса: 50 уроков по курсу  географии включают медиаиллюстрации, интерактивные карты, видеофрагменты, интерактивные тренажеры. Возможна проверка знаний по отдельным частям урока, уроку целиком, теме, всему курсу – экзамен; занесение результатов тестирования в дневник успеваемости; отслеживание динамики успеваемости; подготовка к уроку, контрольному занятию, экзамену. Диск рассчитан на использование продукта учителем на уроке (с проекционной техникой), в компьютерном классе (проведение практических занятий и тестирования), а также самостоятельное изучение учащимся материала курса с помощью данного продукта. Методические решения электронного ресурса позволяют сделать вывод о возможном самостоятельном контроле усвоения знаний на уровне воспроизведения.

Материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов9 (ЦОР):

 

1. Предметная коллекция "Географические  обучающие модели".

Адрес страницы продукта в Интернете для бесплатного скачивания: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/2d5dc937-826a-4695-8479-da00a58992ce/

Географические обучающие модули способствует овладению способами  ориентирования во времени и пространстве на основе моделирования наблюдений за временем и местом восхода и  захода солнца и его видимым  движением над горизонтом, продолжительностью дня и ночи. Способствует пониманию климатических и иных зональных закономерностей, их связи с высотой солнца над горизонтом и продолжительностью освещенности на различных широтах Земли в разные месяцы года. Коллекция предназначена для использования в курсах географии 6, 7 и 8 классов.

 

2. Предметная коллекция "География  России".

Содержание коллекции интерактивных  учебных материалов существенно  усиливает иллюстративную и картографическую составляющую курса посвященного географии своей Родины. Ресурсы коллекции наглядно демонстрируют основные природные особенности территории России, размещение и развитие населения и хозяйства, географическую специфику каждого из регионов.

Адрес страницы продукта в Интернете для бесплатного скачивания: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/1674c29e-22c3-4661-8f18-3674e800e099/?interface=pupil&class[]=48&class[]=49&class[]=50&class[]=51&class[]=53&subject=28

Картографические пособия

 

Мультимедийные картографические наглядные пособия издательства "Дрофа"10:

  • Климатическая карта мира
  • Физическая карта мира
  • Агроклиматические ресурсы России
  • Агропромышленный комплекс России
  • Водные ресурсы России
  • Восточная Сибирь. Физическая карта
  • Геологическая карта России
  • Дальний Восток. Физическая карта
  • Европейский Север и Северо-Запад России. Социально-экономическая карта
  • Европейский Север России. Физическая карта
  • Европейский Юг России. Социально-экономическая карта
  • Европейский Юг России. Физическая карта
  • Западная Сибирь. Социально-экономическая карта
  • Западная Сибирь. Физическая карта
  • Земельные ресурсы России
  • Климатическая карта России
  • Лесная промышленность России
  • Машиностроение и металлообработка России
  • Народы России
  • Плотность населения России
  • Поволжье. Социально-экономическая карта
  • Поволжье. Физическая карта
  • Политико-административная карта России
  • Почвенная карта России
  • Природные зоны и биологические ресурсы России
  • Растительность России
  • Северо-Запад России. Физическая карта
  • Социально-экономическая карта России
  • Тектоника и минеральные ресурсы России
  • Топливная промышленность России
  • Транспорт России
  • Урал. Социально-экономическая карта
  • Урал. Физическая карта
  • Физическая карта России
  • Химическая промышленность России
  • Центральная Россия. Социально-экономическая карта
  • Центральная Россия. Физическая карта
  • Черная и цветная металлургия России
  • Экологические проблемы России
  • Электроэнергетика России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Географические ресурсы в сети Интернет

 

Важным аспектом изучения природных  процессов, явлений и объектов на какой-либо территории является использование  изображений Земли из космоса (космоснимков). Наиболее доступным источником космоснимков является геоинформационная система Google «Планета Земля»11. Применение изображений Земли из космоса следует применять на разном уровне сложности:

  • иллюстративный, мотивационный (учитель объясняет ученикам, что изображено, на что необходимо обратить внимание),
  • космоснимок – источник информации для решения учебной задачи,
  • космоснимок – иллюстрация ответа ребенка, результат самостоятельного поиска.

Необходимо учитывать ссобенности  космоснимков как источников географической информации:

  • космоснимки – комплексный источник географической информации. Надо учиться читать изображение (фотокарты) и выделять существенные признаки территории.

 

Примеры заданий.

1. Определение природной зоны. Укажите  не менее трёх особенностей  территории, которые помогли вам в какой природной зоне располагается изображенная территория.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Определите специализацию терминалов  порта Высоцка, которые изображены  на космоснимке. Можно ли сделать  вывод о том, в каком направлении  идёт модернизация порта? Сформулируйте этот вывод.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационно-коммуникационные технологи  на уроках географии в курсе «География мира» 10 класса.

Образовательные ресурсы на компакт-дисках по географии

 

1. Название ресурса: «1С:Образовательная коллекция.  Экономическая и социальная география мира, 10 кл».

Адрес страницы продукта в Интернете: http://obr.1c.ru/product.jsp?id=32

Ресурс доступен для свободного скачивания на портале "Единая коллекция  цифровых образовательных ресурсов" по адресу http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7B005424-FBBA-3F09-69DD-0CD8ECA70F31/23729/?interface=electronic

Описание ресурса: Мультимедиа-курс разработан в соответствии с учебником  географии для 10 класса под редакцией  В.П. Максаковского. Авторы учебного материала - В.П. Максаковский, Д.В. Заяц, С.А. Горохов, Н.Н. Роготень, Е.А. Таможняя. Мультимедийный учебный комплекс "1С: Образовательная коллекция. Экономическая и социальная география мира. 10 класс" содержит следующие разделы и темы: Раздел "Общая экономическая и социальная география мира": современная политическая карта мира, география природных ресурсов, география населения мира, география мирового хозяйства, география международных отношений, глобальные проблемы человечества. Раздел "Региональный обзор": Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Африка, Северная Америка, Латинская Америка, Австралия и Океания. Программа представляет собой учебные материалы, практические задания, контрольные вопросы, тесты и справочник, объединенные гипертекстовой структурой.

 

2. Название ресурса: Серия «Уроки Кирилла и Мефодия». «Уроки географии. 10 класс», Материал выдерживает структуру учебника В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира». Диск рассчитан на использование продукта учителем на уроке (с проекционной техникой), в компьютерном классе (проведение практических занятий и тестирования), а также самостоятельное изучение учащимся материала курса с помощью данного продукта. Методические решения электронного ресурса позволяют сделать вывод о возможном самостоятельном контроле усвоения знаний на уровне воспроизведения.

Материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов12 (ЦОР):

 

1. «Общественная география современного  мира»

Ресурс доступен для свободного скачивания на портале "Единая коллекция  цифровых образовательных ресурсов" по адресу http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/e89f9c43-a79d-11db-abbd-0800200c9a66/?interface=pupil&class[]=48&class[]=49&class[]=50&class[]=51&class[]=53&subject[]=28

Данный курс представляет инновационный  учебно-методический комплекс «География» (профильный уровень) — победитель конкурса Национального фонда подготовки кадров «Информатизация системы образования» (2005—2008 гг.). Автор курса - Холина В.Н., к.г.н.

Структура учебно-методического комплекса:

  • учебник, рабочая тетрадь, атлас, методическое пособие для учителя обеспечат формирование базовых компетенций;
  • 2) справочное пособие «Социально-экономическая география мира» авторов Холиной В. Н., Наумова А. С, Родионовой И. А.;
  • электронный учебник (без подключения к Интернету) расширяет традиционные возможности — на диске имеются все базовые документы, обширная статистика на русском (частично на английском) языке, карты, интерактивные задания.

Картографические пособия

 

Мультимедийные картографические наглядные пособия издательства "Дрофа"13:

  • Политическая карта мира
  • Физическая карта мира
  • Австралия. Социально-экономическая карта
  • Африка. Политическая карта
  • Африка. Физическая карта
  • Евразия. Политическая карта
  • Евразия. Физическая карта
  • Европа. Физическая карта
  • Зарубежная Европа. Социально-экономическая карта
  • Северная Америка. Политическая карта
  • Северная Америка. Физическая карта
  • Южная Америка. Политическая карта
  • Южная Америка. Физическая карта

Географические ресурсы в сети Интернет

 

Важным аспектом изучения природных  процессов, явлений и объектов на какой-либо территории является использование  изображений Земли из космоса (космоснимков). Наиболее доступным источником космоснимков является геоинформационная система Google «Планета Земля»14.

Примеры использования изображений  Земли в курсе географии 10 класса размещены на сайте http://geo.metodist.ru

1 Подробнее см. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, http://geo.metodist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=250&Itemid=124

2 Статья размещена на сайте методической лаборатории географии по адресу http://geo.metodist.ru

3 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов размещена по адресу http://school-collection.edu.ru

4 Подробнее о цифровых картах издательства «Дрофа» можно узнать по адресу http://geo.metodist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=79&Itemid=100

5 Скачать бесплатно программу можно по адресу http://earth.google.com/intl/ru/

6 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов размещена по адресу http://school-collection.edu.ru

7 Подробнее о цифровых картах издательства «Дрофа» можно узнать по адресу http://geo.metodist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=79&Itemid=100

8 Скачать бесплатно программу можно по адресу http://earth.google.com/intl/ru/

9 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов размещена по адресу http://school-collection.edu.ru

10 Подробнее о цифровых картах издательства «Дрофа» можно узнать по адресу http://geo.metodist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=79&Itemid=100

11 Скачать бесплатно программу можно по адресу http://earth.google.com/intl/ru/

12 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов размещена по адресу http://school-collection.edu.ru

13 Подробнее о цифровых картах издательства «Дрофа» можно узнать по адресу http://geo.metodist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=79&Itemid=100

14 Скачать бесплатно программу можно по адресу http://earth.google.com/intl/ru/


Информация о работе Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках географии