Роль информационных технологий в государственном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 12:29, доклад

Описание

целью данной работы является определение роли информационных и коммуникационных технологий в управленческой деятельности организаций.
Задачи работы:
• изучить информационное обеспечение процесса управления;
• рассмотреть влияние компьютеризации на внутриорганизационные коммуникации;
• изучение концепции Microsoft по внедрению информационных технологий в государственное управление

Содержание

Введение_________________________________________________________ 3
Глава 1. Роль информации в управленческой деятельности______________ 5
1.1 Информационное общество, единое информационное пространство__5
1.2 Информационное обеспечение процесса управления_______________7
1.3 Внутриорганизационные коммуникации и компьютеризация _______9
Глава 2. «Электронное правительство» и Федеральная Целевая Программа «Электронная Россия» __________________________________________12
2.1 Внедрение информационных технологий в государственное управление____________________________________________________14
2.2 ФЦП «Электронная Россия»__________________________________17
2.3 Перспективы внедрения информационных технологий в сферу государственного управления____________________________________19
2.4 Электронное правительство и приоритеты пользователей _________21
Глава 3. Проблемы реализации электронного правительства в России_____24
3.1 Политические проблемы_____________________________________24
3.2 Социально-экономические проблемы___________________________27
3.3 Технические проблемы_______________________________________29
Заключение______________________________________________________ 32
Список источников __________________________

Работа состоит из  1 файл

Роль информационных технологий в государственном управлении.docx

— 44.80 Кб (Скачать документ)

В условиях компьютеризации  нужны работники, более способные  к самостоятельной деятельности: скорее изобретательные, нежели беспрекословно выполняющие указания. Под влиянием компьютеризации компании займутся переоценкой таких кадровых проблем, как оптимальная численность  сотрудников вспомогательных отделов (юридических или финансовых), взвешивая  все «за» и «против» их работы непосредственно  в штате.

Многие отечественные  организации неизбежно столкнутся с тем, что компьютер — это  источник не только эффективности, но и многих проблем. Одна из них –  обучение сотрудников предпенсионного возраста работе на компьютере. Такие сотрудники, как правило, продолжают вести бумажные записи, а затем эти же данные переносят в компьютер. Получается, что одна и та же работа проделывается дважды. Но возможен другой вариант: продвинутый сотрудник все-таки освоил компьютер. И тогда «адская» машина опять представляет огромную опасность. Случайно стертые документы, не говоря уже о компьютерных вирусах, для сотрудников с солидным трудовым стажем становятся источником постоянных стрессов.

В связи с компьютеризацией может увеличиться дифференциация персонала. Появляется локальная техноструктура, связанная с компьютером и сетями, — программисты, сетевые администраторы и т.д. Когда все документы фирмы хранились в большом железном сейфе, тогда ключ от него был только у руководителя. Теперь недостаточно компьютерно-образованный руководитель вообще не знает, как «достать» информацию.

Таким образом компьютеризация организаций имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Несомненно, это важный и нужный этап на пути к информационному обществу. Но его осуществление должно идти по четко продуманному и спланированному пути. Этому способствуют создаваемые программы и проекты по внедрению информационных технологий в бизнесе и на различных уровнях государственного управления. 

ГЛАВА 2. «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО» И ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ  ПРОГРАММА «ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ»

Чтобы справиться со стоящими перед ними задачами, региональные и муниципальные органы власти разрабатывают  стратегии выявления наиболее важных проблем, требующих немедленного внимания, и разрабатывают пути их разрешения. Что необходимо предпринять и  в какой срок? Какие ресурсы  требуются для этого, как будут  определяться цели и результаты, к  которым нужно стремиться? К первоочередным задачам могут быть отнесены, например, забота о детях, общественная безопасность, устранение и предотвращение чрезвычайных ситуаций, создание и развитие транспортной системы и среды обитания (включая  зоны отдыха), обеспечение всеобщего  доступа к услугам и забота о самых незащищенных членах общества.

Информационно-коммуникационные технологии в системе регионального  управления выходят на первый план, позволяя справляться с широким  кругом проблем и удовлетворять  разнообразные ожидания общества. Опрос, проведенный в европейских странах  в начале 2004 года компанией Kable, показал, что внедрение новейших технологий обуславливалось в первую очередь потребностью улучшить отношения с гражданами. Более 90% организаций, принявших участие в опросе, наметило к реализации проекты по созданию центров связи, систем управления отношениями с клиентами, доступа в Интернет, каналов доступа (например, интернет-киосков) и цифрового телевидения. Стремление улучшить систему отношений с гражданами напрямую связано с целью совершенствования предоставляемых услуг. Информационно-коммуникационные технологии были названы ключевым моментом в достижении этой цели.

Более тесные связи  с гражданами и более частые контакты с ними зачастую позволяют муниципальным  и региональным органам власти добиваться большей эффективности оказания услуг, чем это получается у национального  правительства. При этом региональные органы власти могут выполнять важную роль связующего звена между правительством страны и работающими на местах муниципальными органами власти. Сотрудничая с местными партнерами и коммерческими организациями, соизмеряя предоставляемые услуги с потребностями граждан, региональные и муниципальные органы власти способствуют тому, что эти услуги становятся более комплексными, а, следовательно, их эффективность поднимается на новый уровень.

Граждане являются не только участниками государственных  процессов, но и потребителями государственных  услуг. При этом независимо то того, чего хотят конкретные люди – получить лицензию на ношение оружия или разрешение на открытие нового магазина, – они всегда надеются, что государство быстро отреагирует на их запросы. Как налогоплательщики, все граждане заинтересованы в том, чтобы государство функционировало более эффективно и с большей отдачей. Требования снизить уровень бюрократизма и упростить предоставление услуг предъявляются всем уровням государственного управления – от местных органов и до федеральных ведомств.

При оказании услуг  муниципальными и региональными  органами власти интересы граждан становятся основополагающими, а качество этих услуг, их своевременность и эффективность  затрат на их оказание повышаются. Все  уровни государственного управления испытывают постоянно растущее давление со стороны общества, которое хочет, чтобы государственные организации более оперативно и чутко откликались на запросы граждан.

Сфера деятельности государственных организаций –  на федеральном, региональном и местном  уровне – чрезвычайно широка; она  охватывает улучшение медицинского обслуживания, борьбу с преступностью, защиту окружающей среды, повышение  уровня образования, решение проблем, связанных с изменением демографической  ситуации, стимулирование деловой активности, а также создание новых рабочих  мест и поддержание необходимого уровня занятости. Всем органам власти необходимы средства для того, чтобы

• увеличивать использование  потенциала каждого работника;

• предоставлять  нужную информацию в нужное время  тем государственным служащим, кому она необходима. Благодаря этому  работники государственного сектора  получают возможность в кратчайшие сроки принимать обоснованные решения  и сразу же приступать к их реализации.

Успех в решении  этих задач в значительной степени  зависит от технологии, использующейся для совершенствования уже существующих систем и процессов. Организация  бизнес-процессов требует привлечения  технологий, которые позволят вывести  работу на современный уровень. В  результате произойдет не только повышение  качества предоставляемых услуг, но и перераспределение ограниченных ресурсов из операционной и управленческой сферы в область непосредственного  оказания услуг. 

2.1. Внедрение информационных  технологий в государственное  управление 

Учитывая требования граждан о предоставлении им разнообразных  качественных государственных услуг  и расширении возможностей доступа  к ним, государственные учреждения во всём мире эволюционируют в «электронные правительства». Первые попытки создать  электронное правительство часто  заканчивались созданием не связанных  между собой электронных «островков»  на базе отдельных подразделений, в  которых продолжал использоваться предыдущий неудачный опыт и устаревшие способы работы. Подобный подход не был продуктивным, а потому не смог оправдать возлагавшихся на него ожиданий.

Одной из задач создания «электронного правительства» является совершенствование совместной работы государственных организаций –  повышение оперативности и согласованности  в совместном использовании информации между органами власти на федеральном, региональном и местном уровне. Решение  этой задачи будет способствовать более  экономному использованию бюджетных  средств и повышению эффективности  деятельности государственных организаций. Основываясь на своей концепции  по использованию информационных технологий в «электронном правительстве», корпорация Microsoft создала новое поколение программных продуктов и услуг, благодаря использованию которых станет возможно осуществить переход к государственным службам нового типа.

В условиях стремительного развития информационных технологий государственным  организациям требуется адаптируемая база, на основе которой они могли  бы создавать системы информационных технологий (далее - ИТ-системы) и программные средства, предназначенные для разработки своих онлайновых услуг. Переход к «электронному правительству» позволит государственным органам воспользоваться преимуществами Интернета и быстрее реализовать новые решения за счет интеграции различных ИТ-систем и прикладных программ, расширения возможностей государственных служащих и усовершенствования процедуры обмена информацией между государственными учреждениями, между государственным сектором и частными компаниями, а также между государственными организациями и гражданами. Кроме того, любое законченное решение в области «электронного правительства» должно обладать следующими качествами:

• предоставлять  единую точку доступа к электронным  услугам, 24 часа в сутки и 7 дней в  неделю;

• способствовать преодолению  информационного неравенства;

• предоставлять  людям возможность обучаться  на протяжении всей жизни;

• восстановить доверие  граждан к правительству;

• способствовать развитию экономики;

• способствовать выработке  разумных законов и здравой политики;

• создавать формы  правления с бóльшим участием граждан.

Правительству, чтобы  вновь обрести поддержку и  доверие своих граждан, необходимо «модернизировать» или перестроить  характер взаимоотношений с ними: сначала создавая новые бизнес-модели и адаптирующиеся, эффективные схемы сотрудничества с частным сектором, а затем разрабатывая электронные услуги, например, интерактивные опросы, дебаты и онлайновое голосование, которые расширяют возможности граждан для их активного участия в процессе государственного управления. Люди должны почувствовать, что они могут управлять своим участием в этих процессах. В то же самое время, «информационное неравенство», если не уделять должного внимания решению этой проблемы, может стать угрозой того, что граждане, лишенные доступа к Интернету, останутся позади в движении к информационному обществу.

Концепция Microsoft по использованию информационных технологий в «электронном правительстве» состоит в том, чтобы превратить государственный сектор в лидера, возглавляющего переход к информационному обществу. Для достижения этой задачи разрабатывается разнообразное программное обеспечение, которое позволит гражданам получать доступ к услугам в любое время, в любом месте и с помощью любого устройства.

Благодаря развитию онлайновых услуг государственные  организации могут расширить  свои возможности по удовлетворению потребностей граждан в более  оперативном и эффективном отклике  на их запросы. Путем переноса множества  информационных ресурсов в Интернет и предоставления людям функций  самообслуживания в онлайновой среде, государственные служащие могут  превратиться в специалистов, работающих с информацией. Получив в свое распоряжение гибкую платформу информационных технологий, «электронное правительство» имеет возможность перешагнуть  за рамки традиционной бюрократической  системы и создать новые взаимоотношения  со своими гражданами. 

2.2. Федеральная целевая  программа «Электронная Россия»

В России важным шагом  на пути к повышению конкурентоспособности  экономики, расширению возможностей ее интеграции в мировую систему  хозяйства, увеличению эффективности  государственного управления и местного самоуправления в Российской Федерации  может стать федеральная целевая  программа "Электронная Россия" (утверждена постановлением Правительства  РФ от 28 января 2002 г. №65). Программа предполагает реформу нормативного регулирования  рынка информационных технологий, внедрение  новых технологий в государственных  органах и частном секторе, создание образовательных программ, призванных повысить уровень компьютерной грамотности  россиян, и построение масштабной инфраструктуры коммуникаций. В результате реализации программы будут подключены к  Интернету все российские вузы и  больше половины школ, созданы электронные  библиотеки, внедрены системы телемедицины и т.д.

Раздел 3 Федеральной  Целевой Программы «Электронная Россия» – «Система программных  мероприятий» – содержит перечень мероприятий по девяти основным направлениям использования информационных технологий в органах государственной власти и местного самоуправления. Одним из направлений является «Совершенствование деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на основе использования информационных технологий», главные мероприятия которого ориентированы на «повышение эффективности работы органов государственной власти и местного самоуправления путем обеспечения совместимости стандартов хранения информации и документооборота; подключения к компьютерным сетям органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений; реализации отраслевых программ информатизации; создания межведомственных и местных информационных систем и баз данных» (пункт 3.3 Программы).

Информация о работе Роль информационных технологий в государственном управлении