Роль информационных технологий в государственном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 12:29, доклад

Описание

целью данной работы является определение роли информационных и коммуникационных технологий в управленческой деятельности организаций.
Задачи работы:
• изучить информационное обеспечение процесса управления;
• рассмотреть влияние компьютеризации на внутриорганизационные коммуникации;
• изучение концепции Microsoft по внедрению информационных технологий в государственное управление

Содержание

Введение_________________________________________________________ 3
Глава 1. Роль информации в управленческой деятельности______________ 5
1.1 Информационное общество, единое информационное пространство__5
1.2 Информационное обеспечение процесса управления_______________7
1.3 Внутриорганизационные коммуникации и компьютеризация _______9
Глава 2. «Электронное правительство» и Федеральная Целевая Программа «Электронная Россия» __________________________________________12
2.1 Внедрение информационных технологий в государственное управление____________________________________________________14
2.2 ФЦП «Электронная Россия»__________________________________17
2.3 Перспективы внедрения информационных технологий в сферу государственного управления____________________________________19
2.4 Электронное правительство и приоритеты пользователей _________21
Глава 3. Проблемы реализации электронного правительства в России_____24
3.1 Политические проблемы_____________________________________24
3.2 Социально-экономические проблемы___________________________27
3.3 Технические проблемы_______________________________________29
Заключение______________________________________________________ 32
Список источников __________________________

Работа состоит из  1 файл

Роль информационных технологий в государственном управлении.docx

— 44.80 Кб (Скачать документ)

• стремление к открытости является серьезным шагом для  повышения эффективности деятельности правительства, особенно, если такая  открытость подкрепляется реальными  актами, демонстрирующими влияние предложений, идей и опыта граждан на законодательные  решения;

• вне зависимости  от уровня доступа правительство  должно предоставлять своим гражданам  и иным членам общества два типа информации; к первому типу относится  информация, необходимая для улучшения  качества жизни всех граждан общества, и она должна предоставляться  правительством свободно и бесплатно; второй тип информации, обеспечивающий специфические потребности отдельных граждан или организаций, может предоставляться за плату.

В идеале модель участия  граждан в процессе принятия решений  должна объединять элементы электронной  и представительской демократии и строиться на определенных базовых  принципах. Эти принципы определяют, что граждане принимают участие  в определении базовых ценностей  и формировании целей, а также  в создании совместного кодекса  поведения посредством интерактивного диалога с правительством. Все  эти действия предполагают активное воздействие на процессы принятия решений  вместо прежнего пассивного созерцания. Далее, каждый гражданин может принять  участие в определении приоритетности решения проблем национального  и местного уровня и в их экспертизе. Наконец, весь накопленный опыт, а  также прогнозы перспективных потребностей граждан должны регулярно анализироваться  с позиций совершенствования  технологий интерактивного взаимодействия с властями и расширения сферы  их последующего распространения.  

3.2. Социально-экономические  проблемы

Использование информационных технологий изменяет парадигму процесса принятия решений, поскольку этот процесс  смещается на уровень граждан, наделенными  новыми для них возможностями  и полномочиями. Сам процесс становится интерактивным, а источник принятия решений децентрализуется. Переход  к новой парадигме вызывает ряд  новых серьезных проблем, главная  из которых заключается в том, что обе участвующие стороны  – граждане и власти – должны переосмыслить свои действия в условиях интерактивной сетевой структуры  и сформировать соответствующие  кодексы поведения, определяющие их права и обязанности. Не менее  важно также создать условия, при которых использование информационных сетей становится доступным и  привлекательным для всех граждан. При этом не должны возникать предпосылки  для появления неравенства между  отдельными гражданами, так называемого  «цифрового расслоения».

При переходе на новые  технологии интерактивного взаимодействия обе участвующие стороны должны быть готовы к изменению привычных  традиционных форм своей деятельности. В частности, и граждане, и правительственные  служащие должны повысить уровень своей  компьютерной грамотности. Облегчение доступа к правительству предъявляет  серьезные требования к структуре  и составу правительственной  информации и к персоналу, который  ее готовит. Поддержка доступности  информационных технологий подразумевает  развитие стандартизации и унификации пользовательских средств и оборудования, таких как общие ресурсы, формы  и типы стандартных программ просмотра  и т.д. Наконец, большое значение для развития онлайнового взаимодействия и населением имеют качество правительственной  информации с пользовательской точки  зрения, а также ее сохранность  и конфиденциальность.

Электронизация, являясь несомненно позитивным фактором, несет, однако, в себе и серьезный негативный потенциал в виде возможного усугубления существующего расслоения общества. В дополнение к экономическому, социальному и другим видам неравенства добавляется «цифровое неравенство», причем оно присуще, естественно, в различных масштабах всем без исключения странам мира, начиная от США и до самых отсталых стран. Основная трудность преодоления этой проблемы связана с большим разнообразием форм и уровней проявления цифрового расслоения и необходимостью активного международного сотрудничества и взаимопомощи.

Как показывает накопленный  опыт, большинство проблем, которые  встречаются в конкретных ситуациях, в основном одинаковы. Это позволяет  достаточно уверенно использовать накопленный  опыт. Перечень встречающихся барьеров на пути развития электронных правительств также достаточно типичен, а различия начинаются на уровне выбора путей  их преодоления. При этом однозначно отмечается очень сильная зависимость  этого выбора от политической воли правительства, а также от текущего экономического состояния конкретной страны.

В рассматриваемой  группе социально-экономических проблем, затрагивающих все российское общество, в первую очередь необходимо в  максимально возможной степени  наращивать усилия по повышению компьютерной грамотности и росту осведомленности  о преимуществах использования  информационных технологий в повседневной жизни каждого человека и прежде всего представителей молодого поколения, а также тех граждан, которые  по роду своих занятий далеки от этой сферы. Одним из эффективных путей повышения компьютерной грамотности заинтересованности в использовании компьютеров и информационных технологий являются содействие и поддержка домашней компьютеризации, которая служит мощным рычагом формирования информационного общества и эффективности которой в развитых странах давно не подвергается сомнению.  

3.3. Технические проблемы

В группе технических  проблем одной из основных является проблема развития информационной и  телекоммуникационной инфраструктуры. Несмотря на достигнутые в последние  годы в этой области определенные успехи Россия отстает не только от развитых стран мира, но и от многих развивающихся стран и от стран  Центральной Европы. Так же, как  и в других странах, темпы движения России к информационному обществу, а также к реальному распространения  электронного правительства принципиально  зависят от степени распространенности и доступности Интернета. Существующее состояние хотя и нельзя назвать катастрофическим. Однако реальной основы для решения проблемы пока не создает. Хотя по абсолютным показателям Россия в числе лидеров среди стран Центральной и Восточной Европы, но по относительным – на последнем месте. Интернет должен быть доступен всему населению и всем организациям во всех регионах страны.

Развертыванию работ  по практическому переходу на электронное  правительство должны предшествовать всесторонние оценки готовности всех сторон, задействованных в новых  формах взаимодействия. Эти оценки должны проводиться по многим направлениям и охватывать в качестве первоочередных следующие моменты:

• оценку организационной  готовности правительственных структур, которая, в частности, включает анализ управляющей структуры, ее ориентированность  на взаимодействие с населением, наличие  квалифицированных специалистов среди  правительственных служащих, уровень  общей культуры, присущей всем структурам правительства;

• оценку технической  готовности правительственных структур, учитывающую возможности применяемых  в деятельности правительства приложений Интернета и информационных технологий, инфраструктуру веб-сайтов и веб-приложений, готовность своих ключевых партнеров к организации интерактивного взаимодействия, степень расширения вопросов обеспечения безопасной работы в Интернете и других информационных приложениях, возможность интеграции с существующими традиционными технологиями;

• анализ фактора  готовности населения к техническому использованию информационных технологий, заинтересованности и потребности  граждан в интерактивном взаимодействии со своим правительством или местными органами власти, а также состояния  решения проблемы цифрового расслоения в обществе.

Немаловажное значение имеет организация международного сотрудничества в области создания электронных правительств. Опыт организации  совместного пилотного проекта стран «Большой восьмерки» в 1998-2000гг. продемонстрировал высокую эффективность сотрудничества различных организаций в сфере формирования электронных правительств. Результативность проводимой работы напрямую связана и возможностью использования накопленного опыта и широкого распространения разработанных технических решений и достигнутых результатов, а также с возможностью объединения усилий и ресурсов, особенно странами. Находящимися на приблизительно одинаковых уровнях своего развития. Кроме того, международное сотрудничество в области создания электронных правительств имеет большое значение для развивающихся стран. Речь идет о возможности как распространения современных электронных технологий на спонсорской основе среди непосредственных участников проекта, так и передачи членами проекта имеющихся у них достижений и технологий в развивающиеся страны. Этим создаются хорошие возможности для распространения накопленного опыта и знаний в вопросах организации онлайновых правительств и, следовательно, для демонстрации развивающимся странам несомненных преимуществ массового использования информационных технологий в государственном управлении.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие информационных технологий становится сегодня важнейшим  фактором в жизни мирового сообщества. Их широкое распространение качественно  преобразует общественную жизнь  и приводит к революционным сдвигам  в политической, экономической, социальной, культурной и других сферах.

Отставание России в подготовке к вхождению в  информационное общество может привести к огромным экономическим и социальным потерям, а также к потере информационного  суверенитета страны. Решение данной проблемы невозможно без соответствующего уровня информатизации.

Распространение информационных технологий в России требует значительного  усиления регулирующего воздействия  государства на процессы информатизации. Принципиально важным является более  широкое использование информационно-коммуникационных технологий в государственном секторе  экономики и органах управления.

Эффективность стратегии  электронного правительства определяется достижением баланса между предоставляемым  сервисом для граждан, экономическими факторами, в частности, демонстрируемой  эффективностью и полезностью деятельности, и получаемой политической отдачей. Достижение полезности взаимодействия с электронным правительством для  граждан является следствием трансформации существующих процессов и расширения сферы действий правительства. Основные усилия по трансформации должны направляться на устранение недостаточной гибкости в управлении потоками трудоспособной рабочей силы и в регулирующих ограничениях. Взаимоотношения между правительством и гражданами являются более сложными, чем с бизнесом, из-за наличия связи между политической пользой и требованием политической отдачи. В зависимости от стоимости или пользы, которая приносится гражданам, политическая отдача является реальным фактором, который будет либо продвигать инициативы электронного правительства, либо препятствовать им.

Достижение самого высокого уровня баланса, когда политическая отдача обеспечивает стабильность и  полный консенсус в обществе, когда  эффективность деятельности приносит максимум дополнительных выгод и  когда предоставляемые услуги сопровождаются самым высоким уровнем обслуживания, характеризует стратегию электронного правительства как наиболее успешную и рациональную. В числе основных действий, позволяющих реализовать  успешную стратегию, важное место занимают такие мероприятия, как анализ имеющегося опыта и допущенных ошибок; использование  пилотных стратегий и эксперименты с новыми финансовыми или кадровыми моделями; привлечение специалистов по ИТ к принятию политических решений; принятие во всех сферах жестких программ с ясными прогнозируемыми целями.

Согласно стратегическому  прогнозу Gartner , к 2004 году более 70% стратегий электронного правительства, не имеющих ясных и четко предсказуемых выгод для граждан, высокой эффективности и политической отдачи, не оправдают ожиданий и будут провалены. В то же время эксперты считают, что возможны ситуации, когда стратегия электронного правительства в той или иной степени окажется успешной, даже не смотря на то, что она не имеет ясных целей, позволяющих принести выгоду гражданам, а ее деятельность не дает политической отдачи и пользы. Однако вероятность этих ситуаций, по их оценкам не превышает 0.2. 
 

Литература

1. Бубович, В.А. Концептуальные вопросы информатизации белорусского общества и формирования национальных информационных ресурсов / В.А. Бубович, Н.Н. Горбачев, А.С. Гринберг. – Минск: Белгосуниверситет, 1997.

2. Гринберг, А.С. Информационный  менеджмент: Учебное пособие для  вузов / А. С. Гринберг, И. А.  Король. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

3. Информационные  технологии управления: Учебное  пособие для вузов / отв. ред.  Г.А. Титоренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 439с.

4. Информационный  бюллетень Microsoft. Государство в ХХI веке. Выпуск 12. «Электронная Россия». Совершенствование деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на основе использования информационных технологий. Внедрение систем электронного документооборота. Часть 1. Март 2002.

5. Информационный  бюллетень Microsoft. Государство в ХХI веке. Выпуск 13. «Электронная Россия». Совершенствование деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на основе использования информационных технологий. Часть 2. Май 2002.

6. Информационный  бюллетень Microspft. Государство в XXI веке. Выпуск 27. Современные информационные технологии для муниципальных и региональных органов власти. Март 2005.

7. Совершенствование  государственного управления на  основе его реорганизации и  информатизации. Мировой опыт / отв.  ред. И.В. Дрожжинова. – М.: Эко-Трид, 2002. – 264с.

8. Степанова Е.  Е. Информационное обеспечение  управленческой деятельности: Учебное  пособие / Е. Е. Степанова, Н.  В. Хмелевская. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2002.

9. Павенкова Н Внутриорганизационные коммуникации и компьютеризация. WWW/ personal-mix.ru

Информация о работе Роль информационных технологий в государственном управлении