Роль информационных технологий в государственном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 12:29, доклад

Описание

целью данной работы является определение роли информационных и коммуникационных технологий в управленческой деятельности организаций.
Задачи работы:
• изучить информационное обеспечение процесса управления;
• рассмотреть влияние компьютеризации на внутриорганизационные коммуникации;
• изучение концепции Microsoft по внедрению информационных технологий в государственное управление

Содержание

Введение_________________________________________________________ 3
Глава 1. Роль информации в управленческой деятельности______________ 5
1.1 Информационное общество, единое информационное пространство__5
1.2 Информационное обеспечение процесса управления_______________7
1.3 Внутриорганизационные коммуникации и компьютеризация _______9
Глава 2. «Электронное правительство» и Федеральная Целевая Программа «Электронная Россия» __________________________________________12
2.1 Внедрение информационных технологий в государственное управление____________________________________________________14
2.2 ФЦП «Электронная Россия»__________________________________17
2.3 Перспективы внедрения информационных технологий в сферу государственного управления____________________________________19
2.4 Электронное правительство и приоритеты пользователей _________21
Глава 3. Проблемы реализации электронного правительства в России_____24
3.1 Политические проблемы_____________________________________24
3.2 Социально-экономические проблемы___________________________27
3.3 Технические проблемы_______________________________________29
Заключение______________________________________________________ 32
Список источников __________________________

Работа состоит из  1 файл

Роль информационных технологий в государственном управлении.docx

— 44.80 Кб (Скачать документ)

Для достижения данной задачи необходимо:

• развитие систем внутриведомственного электронного документооборота, локальных  информационных сетей, разработка стандартов делопроизводства и документооборота;

• развитие систем межведомственного  электронного документооборота, обеспечивающих сокращение сроков обработки документов;

• повышение качества принимаемых управленческих решений  путем распространения и использования  опыта, накопленного в социально-экономической  сфере, развития систем консультирования и повышения квалификации.

Реализация работ  по совершенствованию деятельности органов государственной власти и местного самоуправления должна сопровождаться комплексом организационных мероприятий, обеспечивающих координацию деятельности органов власти в сфере информатизации, разработку и внедрение стандартных  решений, а также эффективное  использование выделяемых на эти  цели бюджетных средств.  

2.3. Перспективы внедрения  информационных технологий в  сферу государственного управления.

Реализация такой  задачи Федеральной целевой программы  «Электронная Россия», как «Модернизация  органов власти, государственного и  муниципального управления посредством  внедрения информационных технологий», предполагает создание систем электронного документооборота, упрощающих решение  многих задач – это и сокращение сроков обработки различных документов, и расширение внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, и повышение качества принимаемых управленческих решений. Однако применение электронных документов сегодня порождает многочисленные вопросы, от решения которых будет зависеть эффективность электронных коммуникаций в государственном секторе в будущем.

До последнего времени  сама жизнь вынуждала министерства и ведомства ускоренно реализовывать  собственные программы внедрения  информационных технологий. В Министерстве финансов, Министерстве по налогам  и сборам, Таможенном комитете, Госкомстате  и многих других ведомствах без информационных технологий, без полноценных баз  данных работать очень трудно: сотрудники тонут в море информации. Сейчас Интернет-ресурсы есть практически  у всех министерств и ведомств, однако до коммерческих веб-узлов им еще далеко, в основном по количеству и эффективности различных сервисов. При этом практически все государственные структуры пока испытывают проблемы со своими «представительствами» в Интернете. Труднее всего, как обычно, найти финансирование и подходящие кадры. Как правило, все делается на чистом энтузиазме или в карьерных целях, но таких энтузиастов – единицы в каждом ведомстве, в то время как для полноценного обслуживания министерского или ведомственного веб-узла требуются 20-30 человек.

При этом даже наиболее «продвинутые» в области использования  информационных технологий ведомства  стараются решать только свои собственные  задачи сбора и обработки информации: о налогоплательщиках, объемах поставок и др. А все, что связано с  раскрытием информации для населения  и бизнеса, с организацией онлайнового  взаимодействия правительственных  учреждений с гражданами и компаниями, отходит на второй план. Между тем, с точки зрения бизнеса или граждан, именно возможность взаимодействия с правительством через информационные технологии является приоритетной.

Еще одной важной частью управления взаимодействием  правительства с бизнесом и гражданами должна быть защита информации. Предполагается, например, что налогоплательщики  будут передавать в электронной  форме персональные данные о своих  доходах. И если государство не сможет внятно объяснить, каким образом, на технологическом, процедурном и  нормативном уровне, оно гарантирует  полную защиту подобных данных от несанкционированного доступа, то сама идея «электронного  правительства» в России будет дискредитирована. 

Решая проблемы защиты информации, большинство государственных  организаций сталкивается с острым дефицитом специалистов в этой области. Особенно остро этот вопрос стоит  в малых субъектах федерации, где отсутствуют научно-промышленные центры. Поскольку повышение квалификации специалиста в Москве или других крупных городах России стоит  немалых денег, встает вопрос о целесообразности формирования государственной системы  повышения квалификации и переподготовки специалистов по информационной безопасности для бюджетных организаций.

Кроме того, большое  значение имеет уровень информационной подготовки государственных служащих. Представляется необходимым уже  сейчас приступить к перестройке  системы переподготовки и повышения  квалификации государственных служащих, которая бы работала с некоторым  опережением. Первый опыт внедрения  информационных технологий в систему  образования в середине 1980-х годов  говорит о необходимости 100-процентной переподготовки региональных чиновников в области использования информационных технологий.

Эффективное внедрение  современных информационных технологий в органах власти и управления, создание единого информационного  пространства как для отдельного региона, так и для всей страны в целом не может не предполагать единого стандарта программного обеспечения, надежной защиты информации, решения правовых, организационных и многих других вопросов. Совершенно очевидно, что для этого необходим централизованный подход, который может быть реализован только в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия». Так, уже в 2002 году были начаты пилотные проекты по переходу к электронному документообороту в администрации президента, представителей президента в округах и других властных структурах. В целом, к 2010 году доля электронного документооборота должна будет составить 65%.  

2.4. Электронное правительство  и приоритеты пользователей.

Электронное правительство  должно выдерживать баланс между  интересами граждан и бизнеса, а  также между государственными и  общественными интересами.

Проблемы бизнеса  связаны с налогообложением, конкуренцией, аутентификацией, защитой собственности, уровнем правительственных услуг. Для граждан наиболее важными  являются свободный доступ к информации, сохранение персональных данных, ответственность  и выполнение обязательств. В странах  Европейского Союза законодательство традиционно было ориентировано  на граждан, однако законы делались более  благоприятными для бизнеса, особенно в таких областях, как мобильная  связь, электронная коммерция и  телекоммуникации. В США, наоборот, имеет место обратное явление, когда  растет интерес к безопасности персональных данных.

Концепция формирования электронного правительства должна исходить из нескольких основополагающих принципов, которые отражали бы все  эти приоритеты, а также приоритеты общественного, политического и  социально-экономического развития общества в целом. В число этих принципов  большинство исследователей включают следующие.

Повышение осведомленности  граждан о деятельности правительственных  структур различных уровней. Этот аспект охватывает технологии, обслуживающие  предоставление информации о деятельности систем и структур правительства, администрации, выборных представителей, депутатов  и т.д. Фактически это информация о деятельности и структуре самого органа власти или правительства, а  не об услугах, ими предоставляемых. Информация такого рода может публиковаться, например, на различных правительственных  и парламентских веб-сайтах, а механизмы ее доставки могут включать как электронные средства (Интернет, телевидение, телефон, радио), так и неэлектронные (газеты, объявления и т.д.).

Обеспечение доступности  информации и ее доставка до конечных пользователей. Здесь основой является доступность информации, ее доставка и распределение с помощью услуг, предоставляемых администрациями правительств или иных органов власти на различных уровнях. Примерами являются веб-сайты департаментов, правительственные директории, муниципальные веб-сайты, информация о системах общественного обслуживания и др. эта информация может быть доступна по требованию («pull»-технологии) либо в принудительном порядке, например при оповещениях, предоставляется без запросов, в режиме «push». Механизмы доставки этой информации могут быть теми же, что и в предыдущем случае.

Поддержка и усиление обратной связи между властями и  обществом. Каналы обратной связи могут  предоставляться как в индивидуальном порядке, например для отдельных  представителей, так и для администраций  департаментов и ведомств. Они  могут быть общими (например, отправка по электронной почте вопросов по поводу отдельных локальных или  персональных дел), либо предметно-ориентированные, когда граждан приглашают высказаться  по общественно-значимым проблемам. Электронные  каналы включают электронную почту  и телефон, традиционные каналы могут  быть ориентированы на традиционную почтовую службу.

Обеспечение участия  граждан в деятельности правительства  и администрации. Эта группа проблем  лежит между поддержкой обратной связи и приглашением к непосредственному  участию в процессе разработки политики и правительственной деятельности. Обычно это имеет место на локальном  уровне в различных муниципалитетах, например, когда группы граждан извещают местные советы о своей позиции  по вопросам автомобильных парковок или по проблемам развития своего района. Ясно, что эти вопросы  имеют мало общего с проблемами, решаемыми на уровне национальных правительств. Прямое участие отдельных граждан  в решении политических вопросов является пока редким явлением и, как  показывает имеющийся опыт, далеко не всегда однозначно приветствуется политиками и государственными чиновниками. Традиционным средством сообщения  информации являются митинги или  дискуссии. Электронным эквивалентом являются группы онлайновых дискуссий.

Непосредственная  поддержка демократических процессов. Это аспект, во-первых, может быть связан с онлайновым высказыванием  мнения по специфическим и, как правило, неполитическим вопросам (например, варианты нового флага). Во-вторых, он может включать онлайновую поддержку электоральных  процессов, таких как регистрация  избирателей, контроль списков голосования  и различные формы онлайнового  голосования.  

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Так же, как и в  большинстве других стран, среди  проблем, встающих на пути реализации электронного правительства в России, можно выделить, по крайней мере, три приоритетные группы: политические, социально-экономические и технические  проблемы.

3.1. Политические  проблемы

Первая группа политических проблем охватывает сложные и  ВТО же время самые важные проблемы, от решения которых в наибольшей степени зависит процесс создания в России электронного правительства. Следует, однако, ожидать, что ситуация с формированием электронного правительства  в России в ближайшей перспективе  может существенно измениться, поскольку  в выполняемой федеральной целевой  программе «Электронная Россия 2002-2010 годы» этим вопросам уделяется большое  внимание. Согласно этой программе, на первом этапе (2002г.) была проведена инвентаризация и создана система мониторинга  информационных и статистических баз  данных, находящихся в собственности  органов государственной власти. В этот период были разработаны и  реализованы регламенты свободного доступа к базам данных экономической, торговой, промышленной, внешнеэкономической  и иной государственной статистики, а также разработана система  единых стандартов и протоколов обмена информацией. На втором этапе (2003-2004гг.) был завершен переход к открытому  доступу находящихся в собственности  государства баз данных, не являющихся предметом государственной или  коммерческой тайны и не нарушающих прав граждан на защиту персональной информации. Также был начат переход органов власти на электронный документооборот. К середине третьего этапа (2005-2010гг.) будет завершен переход на электронный документооборот федеральными органами власти и значительной части органов власти на региональном и муниципальном уровнях. Кроме того, предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на создание системы информационного обеспечения органов государственной власти.

Тем не менее, для  реального продвижения в этом направлении и решения политических проблем необходимо осуществить  целый ряд серьезных мероприятий. В частности, формированию электронного правительства должна предшествовать подготовительная работа, решающая такие задачи, как оценка готовности и потребности населения в услугах электронного правительства, определение достижимых целей по структуре предоставляемых населению услуг и по обеспечению преимуществ для обеих участвующих сторон, определение принципов и механизмов финансирования перехода на электронное правительство, выбор альтернативных источников финансирования и ряд других задач. Большое значение имеют инвестиции в создание информационных инфраструктур, оборудования, в развитие сервиса и услуг. При этом известно, что практически во всех развитых и во многих развивающихся странах основные инвестиции в информационные и коммуникационные технологии идут со стороны частного сектора. Даже в странах Центральной и Восточной Европы, которые практически одновременно с Россией начали движение в сторону рыночной экономики, вопросы инвестиций находятся под контролем государства и им стимулируются, для чего созданы специальные полномочные органы власти или структуры, подотчетные правительствам. Поэтому главная задача российского правительства состоит в создании реальных стимулирующих условий для роста объема инвестиций.

К группе политических проблем следует отнести также  проблемы разработки стратегии и  основных принципов государственной  политики в сфере формирования электронного правительства. Накопленный развитыми  странами опыт позволил сформулировать ряд ключевых принципов для онлайнового  распространения и обсуждения общественно  значимой информации правительствами, гражданами и другими членами  общества. Концептуальное содержание этих принципов состоит в следующем:

• демократическое  обсуждение любой правительственной  или общественной инициативы достигает  наибольшей эффективности только при  условии, когда оно проводится в  рамках и под эгидой общественно  нейтральной и полностью независимой  по отношению к обсуждаемой инициативе сторонней организации;

• предоставление каждому  члену общества правительственной  или иной необходимой ему общественной информации и возможность реально  обсуждать проблемы, являющиеся жизненно важными для граждан, должны рассматриваться  как сфера общественного обслуживания, причем контроль и управление этой службой не должны находиться в руках  правительства;

Информация о работе Роль информационных технологий в государственном управлении