Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 19:01, лекция
Система счисления — это совокупность приемов и правил, по которым числа записываются и читаются.
Существуют позиционные и непозиционные системы счисления.
1012 = 5; 112 = 3; 102 = 2.
Поскольку 5 – 3 = 2, вычитание выполнено верно.
Пример 35. Вычесть из шестнадцатеричного числа 9716 шестнадцатеричное число 7В16.
Запишем алгебраические слагаемые в столбик в порядке «уменьшаемое – вычитаемое» и пронумеруем разряды, присвоив младшему разряду номер 1:
номера
- 9 716
7 В16
Процесс образования результата по разрядам описан ниже:
а) разряд 1 формируется следующим образом: поскольку 716 < В16 и непосредственное вычитание невозможно, занимаем для уменьшаемого единицу в старшем разряде 2. Тогда 1716 – В16 = 23 – 11 = 12 = С16;
б) разряд 2 формируется следующим образом: поскольку единица была занята в предыдущем шаге, разряд 2 уменьшаемого стал равным 816. Тогда разряд 2 рассчитывается как 816 – 716 = 116.
Таким образом:
- 9 716
7 В16
1 С16.
Для проверки результата используем данные из примера 17.
Таким образом, вычитание выполнено верно.
Пример 36. Вычтем единицу из чисел 102, 108 и 1016
Пример 37. Вычтем
единицу из чисел 1002, 1008 и 10016.
Пример 38. Вычтем число 59,75 из числа 201,25.
Ответ: 201,2510 - 59,7510
= 141,510 = 10001101,12 = 215,48 =
8D,816.
Проверка. Преобразуем полученные разности к десятичному виду:
10001101,12 = 27 + 23 + 22 + 20 + 2-1 = 141,5;
215,48 = 2 . 82 + 1 . 81 + 5 . 80 + 4 . 8-1 = 141,5;
8D,816 = 8 . 161 + D . 160 + 8 . 16-1 = 141,5.
Пример 39. Выполнить вычитание:
а) 1100000011,011(2) - 101010111,1(2) = 110101011,111(2).
б) 1510,2(8) - 1230,54(8) = 257,44(8).
в) 27D,D8(16)
- 191,2(16) = EC,B8(16).
1100000011,011 1510,2 27D,D8
- 101010111,1 -1230,54 -191,2
-------------- ------- ------
110101011,111
257,44 EC,B8
Правила умножения
В основе умножения лежит
.
Умножение многоразрядных
Ввиду чрезвычайной простоты таблицы
умножения в двоичной системе, умножение
сводится лишь к сдвигам множимого и сложениям.
Пример
40. Умножить двоичное
число 1012 на двоичное
число 112.
Запишем множители в столбик и пронумеруем разряды, присвоив младшему разряду номер 1:
номера
* 1 0 12
1 12
Процесс образования результата по шагам умножения множимого на каждый разряд множителя с последующим сложением показан ниже:
а) умножение множимого на разряд 1 множителя дает результат: 1012 * 12 = 1012;
б) умножение множимого на разряд 2 множителя дает результат: 1012 * 102 = 10102. Здесь значение разряда 2 множителя сформировано по принципам формирования значения числа в позиционных системах счисления;
в) для получения окончательного результата складываем результаты предыдущих шагов: 1012 + 10102 = 11112.
Для проверки результата найдем полное значение сомножителей и произведения (см. табл. 1):
1012 = 5; 112 = 3; 11112 = 15.
Поскольку 5 * 3 = 15, умножение выполнено верно: 1012 * 112 = 11112.
Пример 41. Умножить шестнадцатеричное число 1С16 на шестнадцатеричное число 7В16.
Запишем множители в столбик и пронумеруем
разряды, присвоив младшему разряду номер
1:
номера
* 1 С16
7 В16
Процесс образования результата по шагам умножения множимого на каждый разряд множителя с последующим сложением показан ниже (в процессе умножения выполняем перевод шестнадцатеричных чисел в десятичные и обратно):
а) умножение множимого на разряд 1 множителя дает результат: 1С16 * В16 = 28 * 11 = 308 = 13416;
б) умножение множимого на разряд 2 множителя дает результат: 1С16 * 706 = 28 * 112 = 3136 = С4016. Здесь значение разряда 2 множителя сформировано по принципам формирования значения числа в позиционных системах счисления;
в) для получения окончательного результата складываем результаты предыдущих шагов: 13416 + С4016 = D7416.
Для проверки результата найдем полное значение сомножителей и произведения, воспользовавшись результатами примера 17 и правилами формирования полного значения числа:
1С16 = 28; 7В16 = 123;
D7416 = 13*162 + 7*161 + 4*160 = 3444.
Поскольку 28 * 123 = 3444, умножение выполнено
верно: 1С16 * 7В16 = D7416.
Пример 42. Перемножим числа 5 и 6.
Ответ: 5 . 6 = 3010
= 111102 = 368.
Проверка. Преобразуем полученные произведения к десятичному виду:
111102 = 24 + 23 + 22 + 21 = 30;
368
= 3×81
+ 6×80
= 30.
Пример 43. Перемножим числа 115 и 51.
Ответ: 115 . 51 = 586510 = 10110111010012 = 133518.
Проверка. Преобразуем полученные произведения к десятичному виду:
10110111010012 = 212 + 210 + 29 + 27 + 26 + 25 + 23 + 20 = 5865;
133518 = 1 . 84 + 3 . 83 + 3 . 82 + 5 . 81 + 1 . 80 = 5865.
Пример. Выполнить умножение:
а) 100111(2) ´ 1000111(2) = 101011010001(2).
б) 1170,64(8) ´ 46,3(8) = 57334,134(8).
в) 61,A(16)
´ 40,D(16) = 18B7,52(16).
100111 1170,64 61,A
*1000111 * 46,3 *40,D
------------- -------------- ----------
100111 355 234 4F 52
+ 100111 + 7324 70 + 1868
100111 47432 0 ----------
100111 ------------- 18B7,52
------------- 57334,134
101011010001
Правила деления
Деление в любой позиционной системе счисления производится по тем же правилам, как и деление углом в десятичной системе. В двоичной системе деление выполняется особенно просто, ведь очередная цифра частного может быть только нулем или единицей.
Пример 44. Разделить двоичное число 11112 на двоичное число 112.
Решение задачи представим схемой:
-11112 112
112 1012
-0112
112
02
Для проверки правильности результата воспользуемся данными из примера 20. Они показывают, что деление выполнено верно: 11112 / 112 = 1012.
Пример 45. Разделим число 35 на число 14.