Внедрение ИКТ в современное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:21, курсовая работа

Описание

Применение новых информационных и коммуникационных технологий в школьном образовании обсуждается на страницах всех методических газет и журналов. При этом каждому учителю, безусловно, очевидна целесообразность применения компьютеров для обучения в среднем и старшем звеньях школы. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования; выполнение любого задания, упражнения с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности урока; использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения.

Работа состоит из  1 файл

показательная функция, диплом.doc

— 265.00 Кб (Скачать документ)

     Введение. 

     Применение  новых информационных и коммуникационных технологий в школьном образовании  обсуждается на страницах всех методических газет и журналов. При этом каждому учителю, безусловно, очевидна целесообразность применения компьютеров для обучения в среднем и старшем звеньях школы. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования; выполнение любого задания, упражнения с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности урока; использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения. Таким образом, информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

     При анализе целесообразности использования  компьютера в учебном процессе нужно  учитывать некоторые дидактические  возможности компьютера:

• расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;

•привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления  собственных ошибок;

• развитие познавательных способностей учащихся;

• интегрированное обучение предмету;

• развитие мотивации у учащихся.

     При этом компьютер может представлять: источник учебной информации; наглядное  пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа  и телекоммуникаций); тренажер; средство диагностики и контроля.

     Внедрение ИКТ в современное образование.

     В настоящее время происходит интенсивное  внедрение современных компьютерных технологий в преподавание естественных учебных дисциплин. При этом наибольший эффект достигается при использовании  компьютеров в обучении решению стандартных задач различного класса. Это объясняется тем, что в процессе обучения организуется активный диалог компьютера с пользователем в удобном для него режиме. Обучаемому предлагается задача для решения, тип и сложность которой он может выбрать самостоятельно. При этом он может воспользоваться различными видами помощи. Если он не знает, как решать данную задачу, ему может быть продемонстрировано подробное, методически обоснованное решение данной задачи. После этого обучаемый может попытаться решить аналогичную задачу или перейти на более простой уровень решения задач.

     Процесс информатизации образования затрагивает  все сферы функционирования школы. Использование информационно-коммуникативных  технологий в школе позволяет  существенно изменить профессиональную деятельность всех учеников образовательного процесса. Уровень применения средств информационно-коммуникативных технологий в педагогической деятельности является одним из важных показателей развития информационных компетенций педагога.

     Проведение  уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении.  Использование мультимедиа, как правило, позволяет предоставить обучающимся больше возможностей для самостоятельной и независимой работы, а также – гибко варьировать учебные графики. Несомненно, появляются новые обучающие методики, новая педагогика, новые инструменты и новые ресурсы, доступные учителю.

     У информационно – коммуникативных технологий существует множество определений, и почти все они сходятся на том, что эти технологии включает в себя текстовую, графическую, анимационную, видео – и звуковую информацию в интегрированном представлении, допускающую различные способы структурирования и представления.

     Рассматривая  информационно – коммуникативные технологии как средство обучения, в различных академических контекстах мультимедийные продукты и услуги Интернета могут использоваться для выработки созидательных навыков и развития критического мышления. ИКТ могут быть использованы для улучшения качества образования в отдельных предметных областях, в том числе в математике.

     Индивидуализация  процесса обучения. Использование мультимедиа позволяет обучающимся самостоятельно работать над учебными материалами и самостоятельно решать, как изучать материалы, в какой последовательности и как использовать интерактивные возможности программных обеспечений, как реализовать совместную работу с другими членами учебной группы. Таким образом, обучающиеся становятся активными участниками образовательного процесса.

     Обучающиеся могут влиять на свой собственный процесс обучения, подстраивая его под свои индивидуальные способности и предпочтения. Они могут изучать именно тот материал, который их интересует, повторять материал столько раз, сколько им нужно, и это помогает устранить многие препятствия их индивидуальному восприятию. 
 
 
 
 
 

     Глава 1 Определение и свойства информационно комуникационных технологий

     В настоящее время наблюдается  все большее увеличение влияния  медиа - технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но, сегодня,  учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Возникает вопрос, зачем это нужно.  Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.

     Необходимо  научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать  и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

     Помочь  учителю в решении этой непростой  задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

     Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.

     Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение  и преобразование  информации.

     Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

     Определение: Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

     При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит, составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др.  При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

     Уроку с использованием новых информационных технологий свойственно:

1. принцип адаптивности: приспособление компьютера к  индивидуальным особенностям ребенка; 

2. управляемость:  в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;

3. интерактивность и диалоговый характер обучения;  -  ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

4. оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

5. поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;

6. неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.

     Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так  и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле.

     В уроке с испольлзованием информационных технологий компьютер выполняет следующие функции:

1. в функции учителя компьютер представляет собой:

    а) источник учебной информации;

    б) наглядное пособие;

    в) тренажер;

    г) средство диагностики и контроля.

2. в функции рабочего инструмента:

    а) средство подготовки текстов, их хранение;

    б) графический редактор;

    в) средство подготовки выступлений;

    г) вычислительная машина больших возможностей.      

     

    1. Программы, которые учитель может использовать при проектировании урока с использованием новых информационных технологий.
 

     При проектировании урока с помощью новых информационных технологий учитель может использовать различные программные продукты: 
 

     1. Языки программирования – с их помощью учитель может составить различные программные продукты, которые можно использовать на различных этапах урока но их применение для преподавателя – предметника затруднительно. Составление проекта при помощи языка программирования требует специальных знаний и навыков и больших трудозатрат.

     2. Возможно при подготовке и  проведении урока использование  готовых программных продуктов  (энциклопедий, обучающих программ  и т.п.).

     3. Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю пакет Microsoft Office.  

     4. Система баз данных предполагает  большую подготовительную работу  при составлении урока, но в  итоге можно получить эффективную  и универсальную систему обучения  и проверки знаний.  

     5. Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал. 

     6. Электронные презентации дают  возможность учителю при минимальной  подготовке и незначительных  затратах времени подготовить  наглядность к уроку. Уроки,  составленные при помощи PowerPoint зрелищны и эффективны в работе над информацией.

     1.2 Преимущества и недостатки использования информационно комуникационных технологий при проектировании урока.

     Рассмотрим  преимущества урока с использованием новых информационных технологий:

     1. индивидуализация обучения;

     2. интенсификация самостоятельной работы учащихся;

     3.  рост объема выполненных на  уроке заданий;

     4. расширение информационных потоков  при использовании Internet.

     5. повышение мотивации и познавательной  активности за счет разнообразия  форм работы, возможности включения  игрового момента: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером.

Информация о работе Внедрение ИКТ в современное образование