Внедрение ИКТ в современное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:21, курсовая работа

Описание

Применение новых информационных и коммуникационных технологий в школьном образовании обсуждается на страницах всех методических газет и журналов. При этом каждому учителю, безусловно, очевидна целесообразность применения компьютеров для обучения в среднем и старшем звеньях школы. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования; выполнение любого задания, упражнения с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности урока; использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения.

Работа состоит из  1 файл

показательная функция, диплом.doc

— 265.00 Кб (Скачать документ)

     На  этапе подготовки к уроку учителю  необходимо проанализировать электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях. Большую помощь в поиске необходимой информации учителю может оказать каталог образовательных ресурсов по различным направлениям обучения, размещенный во всемирной сети Интернет.

     При объяснении нового материала на уроке  учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты изучаемых процессов  и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.

     Применение  ИКТ возможно при подготовке и  проведении учителем нетрадиционных форм урока. Например, мультимедийная школьная лекция.

     Если  школа подключена к сети Интернет, можно предложить провести урок в  форме виртуальной лаборатории или виртуальной экскурсии, что особенно значимо при изучении естественнонаучных дисциплин. Отсутствие лабораторного оборудования позволяет меньше времени тратить на организационные вопросы.

     Организация виртуальных экскурсий возможна в природу или в исследовательский институт, музей.

     Но  учащиеся - не просто пассивные поглотители  информации, что целью учителя  становится формирование у учащихся навыков нахождения и отбора нужной информации. Это достигается через  подготовку проектов. Тема творческого мультимедийного проекта должна вызывать живой интерес участников проекта и может быть связана с одной или несколькими дисциплинами учебного плана, а также с событиями и проблемами окружающей действительности.

     При выполнении проекта учащиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности - творческий. Он проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского характера, когда необходимо овладеть методами и приемами познания, которые позволяют увидеть новую проблему в знакомой ситуации, найти новые способы применения усвоенных знаний. Очень часто работа над мультимедийным проектом перерастает в научную работу по разработке обучающих и контролирующих программ по различным предметным областям.

     Возможен  вариант, когда класс разбивается  на несколько групп и каждая из групп готовит проект по отдельным разделам определенной темы. После выполнения проходит защита проекта: каждая из групп представляет результаты своего исследования одноклассникам. В ходе работы над проектом им приходится переработать большое количество информации, в результате чего ученики хорошо ориентируются в данном вопросе, и сложно представить себе ситуацию, чтобы они плохо отвечали на вопросы по данной теме. Они настолько увлекаются изучаемой темой, что изучают достаточно много материала и с удовольствием показывают свои умения оформлять результаты работы на компьютере в виде презентации, сайта, буклета, видеоролика,… Оценивается работа по заранее заданным критериям.

     Отличительными  чертами проектной работы является то, что в процессе ее выполнения:

     ·осуществляется поиск информации в различных источниках, ее классификация и обработка;

     ·теоретическое изучение того или иного вопроса должно непременно сопровождаться приобретением специальных практических умений и навыков (сканирование иллюстраций, видеомонтаж, интеграция объектов из различных программ и т. д.),

     ·защита требует выработки у ребят навыков публичного общения, дискутирования, умения аргументировано отстаивать собственную позицию.

     ·работа преимущественно осуществляется в группе, и требует овладения особыми навыками коллективной работы и межличностного общения.

     Итак, создание творческого мультимедийного  проекта учащимися – это мощный инструмент, позволяющий формировать у детей необходимые знания и познавательные приемы, а также развивать мотивацию учебной деятельности, способствуя тем самым развитию мотивационного и процессуального компонентов познавательной самостоятельности. И в этом дидактическом процессе учителю принадлежит ведущая роль.

     Вариант 2. Урок с компьютерной поддержкой.

     В таком варианте возможны случаи, когда

     ·учащиеся одновременно работают с учителем, а на определенном этапе переходят к работе за компьютером;

     ·учащиеся попеременно работают на компьютере по указаниям учителя.

     При этом значительная часть урока проходит как в случае наличия одного компьютера, разве что информацию с экрана учителя ученики могут получать каждый со своего компьютера благодаря сетевым возможностям.

     При закреплении пройденного материала, учитель может предложить учащимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия, электронными хрестоматиями, справочниками, словарями, задачниками; тренажером и т.д. На этом этапе могут использоваться фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся. Для организации дифференцированного обучения учителю целесообразно заранее на основе использования этих ресурсов разработать задания для учащихся с учетом их индивидуальных особенностей (уровня подготовленности, доминирующего канала восприятия и т.д.). Раздаточный материал может быть подготовлен как в электронном, так и бумажном виде.

     Для осуществления контроля знаний учащихся по пройденной теме учитель может  организовать промежуточное тестирование (фронтальное или дифференцированное, на компьютере или письменно, с автоматической проверкой на компьютере или с  последующей проверкой учителем), решить головоломки, кроссворды, игровых ситуаций с применением полученных знаний

     Возможны  также самостоятельные экскурсии  в Интернете, просмотр мультимедийных лекций, выполнение учащимися лабораторных работ (например, воспроизводя демонстрационные эксперименты, которые учитель показывал на уроке, или, проводя опыты, которые в реальном виде произвести по каким-либо причинам невозможно) и пр.

     Вариант 3. Интегрирование урока с информатикой.

     Задачи  такого урока: отрабатывать учебный  материал, используя ПК для создания кроссвордов, графиков, игр, таблиц и схем (графический редактор Paint и другие приложения); учить выполнять проектные работы (Microsoft PowerPoint); научить писать и правильно оформлять письма другу (текстовый процессор Microsoft Word); учить красиво и грамотно оформлять тексты (текстовый процессор Microsoft Word); в общем, расширять знания учащихся по изучаемым темам за счет использования ПК.

     Ход подобных уроков можно разделить на несколько этапов:

     ·На первом этапе предлагается провести небольшую разминку, в ходе которой учащиеся повторяют материал предмета.

     ·На втором этапе учитель информатики повторяет с учащимися основные правила работы с программным продуктом, которым они будут пользоваться на уроке.

     ·На следующем этапе учащиеся индивидуально работают за компьютером по выполнению задания.

     ·На четвертом этапе проходит защита работы, ее показ и оценка обоими учителями.

     ·На пятом этапе определяется степень достижения целей и задач, поставленных на уроке, подводятся итоги, выставляются отметки.

     Геометрический  материал становится для учащихся доступным  и понятным при работе со специальными программами для построения геометрических чертежей.

     Удачными  получаются уроки математика и информатика: на построение чертежей в Excel уходит гораздо меньше времени, чем в тетради, за счет этого рассматривается большое количество примеров.

     Вариант 4. Самостоятельная работа учащихся с ЭИР

     Этот  вариант предполагает, что традиционные уроки по предмету заменяются самостоятельной  работой учащихся с электронными информационными ресурсами (50% учебного времени) и консультациями.

     Необходимыми  условиями для эффективного применения этого варианта являются: оборудование компьютерного класса локально-вычислительной сетью (ЛВС), наличие помощью специальных  обучающих систем. В дистанционном варианте необходим доступ в Интернет.

     Здесь учитель выполняет роль консультанта, поэтому мы не будем подробно останавливаться  на этом варианте, поскольку рассматриваем  ИКТ только в качестве «помощника»  учителя, а не его «заместителя».

     2.4 Возможности применения ИКТ на различных этапах урока

     Учитель может применять различные образовательные  средства ИКТ при подготовке к  уроку; непосредственно на уроке (при  объяснении нового материала, для закрепления  усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала и т.д. Например, электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией могут быть использованы при объяснении нового материала, в качестве основы для подготовки дифференцированного раздаточного материала на уроке. Ресурсы с визуальной, аудио – информацией могут включаться в объяснение учителя на уроке, а также использоваться при организации самостоятельной работы учащихся. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний.

     При подготовке собственных материалов к уроку для демонстрации в  режиме электронной доски (один компьютер  у учителя или с помощью  специальных программ на экране учащихся учеников отображается то же, что учащихся учителя) удобнее всего создавать презентации. Средство подготовки презентаций (самое распространенное - PowerPoint) - это мощный аппарат работы с текстом, диаграммами, таблицами. На слайды таких презентаций можно добавить готовый рисунок, создать свой, вставить график, схему, формулу и др. Очень удобно настраивается порядок появления слайдов и объектов на слайде. Кроме того, при необходимости, можно добавить гиперссылки на другие документы и программы.

     Готовая учебная программа наряду с научно – познавательным текстом, всевозможными графиками, рисунками, таблицами включает задания для практических работ, тренировочные и контрольные упражнения. Таким образом, машина позволяет провести индивидуальный и полный анализ уровня знаний учащихся и дать им объективную и справедливую оценку, а также выявить слабые места в усвоении знаний учащимися.

     Сейчас  у учителя появилась возможность  создавать собственные тесты  различной сложности, не обращаясь  собственно к программированию. Как  правило, интерфейс таких программ интуитивно понятен, и при наличии электронного варианта теста (набранный текст, подготовленные графики, рисунки) оформить тест можно в течение получаса.

     Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (используется электронный или печатный вариант теста; оценку результатов осуществляет учитель с комментариями, работой над ошибками).

     Использование различных тестов и тестовых заданий для контроля и оценки образовательных результатов учащихся приобретает особую актуальность в связи с необходимостью подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ.

     Изучение  материала по геометрии может  проходить с помощью диска  «Живая геометрия» следующим образом:

     1) По готовым чертежам, разработанным учителем.

     2)Самостоятельное моделирование учащимися геометрических объектов.

     Данное  программное средство обеспечивает высокое качество графических работ, что позволяет учащимся иметь  высокую самооценку своей работы, по сравнению с традиционным подходом к изучению геометрии.

Информация о работе Внедрение ИКТ в современное образование