Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 18:25, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть источники права, регулирующие отношения в сфере информационной безопасности, разобраться в полноте отражения ими существующих реалий общественной жизни, может быть, увидеть пробелы в законодательстве и предложить пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………...6
§1.1 ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА………………………………………………………….6
§1.2 ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ - ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ………………………………………...10
ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА, РЕГУЛИРУЮЩАЯ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ……………………………………………...14
§2.1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………………….14
§2.2 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА……………………………..16
§3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА………………………………………………………25
§4. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ…………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...44
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..46
Содержание
Введение......................
Глава 1. Защита информации в Российской Федерации…………………...6
§1.1
Понятие и роль
информации на современном
этапе развития российского
общества…………………………………………………………
§1.2 Защита информации - приоритетная задача обеспечения национальной безопасности России………………………………………...10
Глава
2. Законодательная
база, регулирующая
отношения в сфере
информационной безопасности…………………………………………….
§2.1
Нормативно-правовые
основы защиты информации
в Российской Федерации………………………………………………………
§2.2
Направления развития
законодательства……………………………..
§3. Информационное законодательство - основной источник информационного права………………………………………………………25
§4. Правовые проблемы информационной безопасности…………………27
Заключение……………………………………………………
Список
нормативных актов
и литературы…………………………………..46
Введение
Актуальность. Конец ХХ и начало ХХI в. характеризуются новым этапом научно-технической революции - внедрением во все сферы жизни инфокоммуникационных технологий - необходимой базы для перехода к информационному обществу, оказывающих огромное влияние на все аспекты нашей жизни. Как отмечается в Декларации принципов построения информационного общества (Декларации тысячелетия) 1, такие технологии открывают совершенно новые перспективы достижения более высоких уровней развития.
В настоящее время в Российской Федерации сформировались необходимые условия для перехода к информационному обществу. Это отмечается и в Стратегии развития информационного общества в России, одобренной на заседании Совета Безопасности Российской Федерации 25 июля 2007 г. (далее - Стратегия).
Стратегия является политическим документом и направлена на реализацию положений Окинавской Хартии глобального информационного общества2 и итоговых документов Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (Женева, 2003 г., Тунис, 2005 г). В ней определены цели и принципы развития информационного общества в России, роль государства в данном процессе, предусмотрены основные мероприятия по достижению целей развития информационного общества в России.
Правовые проблемы регулирования информационных отношений при построении информационного общества в России в настоящее время нуждаются в тщательном исследовании, поскольку резко ускоряющиеся информационно-коммуникативные процессы глобализации эволюционируют в качественно новое состояние - режим реального времени. Возникающие в связи с этим новые общественные отношения нуждаются в адекватном правовом регулировании.
Одним
из необходимых условий развития
информационного общества является
развитие системы нормативного правового
регулирования отношений в
Объектом
курсовой работы являются общественные
отношения, возникающие вокруг правового
регулирования сферы
Предметом же исследования будет являться нормативная правовая база, регламентирующая отношения, определенные объектом исследования.
Цель
работы состоит в том, чтобы рассмотреть
источники права, регулирующие отношения
в сфере информационной безопасности,
разобраться в полноте
Исходя из целей, ставлю перед собой задачи:
Разобраться с понятием информационная безопасность
Рассмотреть
нормы права, регулирующие общественные
отношения в сфере
Отразить степень соответствия существующих норм реально имеющимся отношениям.
Сформулировать свои предложения по совершенствованию законодательства.
Структура курсовой работы. Курсовая работы традиционно состоит из следующих основных элементов: введение; две главы, содержащие ряд параграфов; заключение; список нормативных актов и литературы.
Положения, выносимые на защиту:
информационная безопасность проявляется через максимальную защищенность социально значимых институтов: экономики, бытовых условий, экологии, надлежащее обеспечение обороны государства.
информационная безопасность определяется способностью нейтрализовать воздействие по отношению к опасным, дестабилизирующим, деструктивным, ущемляющим интересы страны информационным воздействиям на уровне, как внедрения, так и извлечения информации.
Глава 1. Защита
информации в Российской
Федерации
§1.1
Понятие и роль
информации на современном
этапе развития российского
общества
Основным объектом правоотношений в информационной сфере является информация. "Информация - это информация, а не энергия и не материя", - сказал Ноберт Винер - отец кибернетики. В его определении информация выступает как философская категория наравне с материей и энергией.
Понятно,
что такое философское
В практическом смысле, понятном каждому, определение информации дал С.И. Ожегов: 3
информация - это:
1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах;
2)
сообщения, осведомляющие о
До середины 20-х гг. XX в. под информацией (в переводе с латыни - ознакомление, разъяснение, изложение) действительно понимались "сообщения и сведения", передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. С середины XX в. информация определяется как общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (генетическая информация), одно из основных понятий кибернетики. 4
В связи с развитием средств связи и телекоммуникаций, вычислительной техники и их использованием для обработки и передачи информации возникла необходимость измерять количественные характеристики информации. Появились разные теории, и понятие "информация" начало наполняться разным содержанием.
В 1949 г.К. Шеннон и У. Уивер опубликовали статью "Математическая теория связи", в которой были предложены вероятностные методы для определения количества передаваемой информации. Однако такие методы описывают лишь знаковую структуру информации и не затрагивают заложенного в ней смысла (в сообщении, сведениях).
В 1948 г.Н. Винер предложил "информационное видение" кибернетики как науки об управлении в живых организмах и технических системах. Под информацией стали понимать не просто сведения, а только сведения новые и полезные для принятия решения, обеспечивающего достижение цели управления. Остальные сведения не считались информацией.
Уже
много лет развивается
Термин "информация" и связанные с ним термины сегодня широко применяются и законодателем.
Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" определяет информацию как "сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления" (ст.2). Учитывая социальный аспект рассматриваемого предмета, добавим: в виде, понятном для восприятия человеком. Такое определение дает возможность "вывести" из понятия "информация" программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ), отнесенные названным Законом к средствам обеспечения ЭВМ.
По роли в правовой системе информация разделяется на правовую и неправовую.
Нормативная
правовая информация создается в
порядке правотворческой
Ненормативная правовая информация создается, как правило, в порядке правоприменительной и правоохранительной деятельности.
С
помощью такой информации реализуются
предписания правовых норм. Эта информация
создается в объекте управления
и движется в контуре обратной
связи системы правового
1) общая информация о состоянии законности и правопорядка:
заявления, поступающие в прокуратуру. Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ о соблюдении законности;
судебная, уголовная и прокурорская статистика;
информация о соблюдении прав и свобод человека (в том числе и по представлению Уполномоченного по правам человека);
социологические исследования об эффективности законодательных и иных нормативных правовых актов;
2)
информация о гражданско-
3)
информация, представляющая
4) информация судов и судебных органов (судебные дела, судебные решения и т.п.);
5)
информация, связанная с раскрытием
и расследованием
криминологическая информация - данные о преступности и других правонарушениях, эффективности уголовных наказаний;
криминалистическая информация, используемая при доказательстве факта преступления и идентификации лица или группы лиц, совершивших преступление;
судебно-экспертная информация, используемая при проведении судебных экспертиз для доказательства факта преступления и вины обвиняемого;
оперативно-розыскная
информация, содержащая сведения, отражающая
ход и результаты оперативно-розыскных
мероприятий по установлению и розыску
лиц, совершивших уголовно-
Из материала, изложенного выше, видно, что "информация" присуща абсолютно всем сферам жизни общества и никак не обойтись без защиты информации доступными правовыми, а вместе с ними и материальными средствами. Об этом пойдет речь в следующем параграфе.