Защита информации в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 18:25, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть источники права, регулирующие отношения в сфере информационной безопасности, разобраться в полноте отражения ими существующих реалий общественной жизни, может быть, увидеть пробелы в законодательстве и предложить пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………...6
§1.1 ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА………………………………………………………….6
§1.2 ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ - ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ………………………………………...10
ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА, РЕГУЛИРУЮЩАЯ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ……………………………………………...14
§2.1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………………….14
§2.2 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА……………………………..16
§3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА………………………………………………………25
§4. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ…………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...44
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..46

Работа состоит из  1 файл

3.docx

— 80.78 Кб (Скачать документ)

     Завершая  рассмотрение первого направления  правового обеспечения информационной безопасности, обратим внимание на то, что защита от воздействия недоброкачественной  информации сосредоточена главным  образом в нормах законодательства о средствах массовой информации, нормах Уголовного кодекса РФ и КоАП.

     10.3. Правовая защита  информации, информационных ресурсов  и информационных систем от  угроз несанкционированного и  неправомерного воздействия посторонних  лиц

     Правовую  основу второго направления информационной безопасности составляют следующие  информационные конституционные нормы.

     "Статья 29

     4. Перечень сведений, составляющих  государственную тайну, определяется  федеральным законом".

     Конституция РФ охраняет личную тайну, информацию о личности или персональные данные от вмешательства посторонних лиц.

     "Статья 23

     1. Каждый имеет право на неприкосновенность  частной жизни, личную и семейную  тайну, защиту своей чести и  доброго имени.

     2. Каждый имеет право на тайну  переписки, телефонных переговоров,  почтовых, телеграфных и иных  сообщений..."

     При этом прямо запрещается кому бы то ни было собирать информацию о любом гражданине без его на то согласия.

     "Статья 24

     1. Сбор, хранение, использование и  распространение информации о  частной жизни лица без его  согласия не допускаются".

     Конституцией  РФ запрещается также получать иную информацию от любого гражданина без  его добровольного на то согласия или убеждать его отказаться от предоставленной  ранее информации.

     Основной  системообразующий набор норм, обеспечивающих защиту информации, информационных ресурсов, информационных систем от неправомерного вмешательства третьих лиц, развивающих  содержание конституционных норм, содержится в Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации".

     "Статья 21. Защита информации

     1. Защите подлежит любая документированная  информация, неправомерное обращение  с которой может нанести ущерб  ее собственнику, владельцу, пользователю  и иному лицу.

     Режим защиты информации устанавливается:

     в отношении сведений, отнесенных к  государственной тайне, - уполномоченными  органами на основании Закона Российской Федерации "О государственной  тайне";

     в отношении конфиденциальной документированной  информации - собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом  на основании настоящего Федерального закона;

     в отношении персональных данных - федеральным  законом".

     К конфиденциальной информации относятся:

     сведения  о фактах, событиях и обстоятельствах  частной жизни гражданина, позволяющие  идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах  массовой информации в установленных  федеральными законами случаях;

     сведения, составляющие тайну следствия и  судопроизводства;

     служебные сведения, доступ к которым ограничен  органами государственной власти в  соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная  тайна);

     сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в  соответствии с Конституцией РФ и  федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений  и т.д.);

     сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в  соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (коммерческая тайна);

     сведения  о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

     2. Органы государственной власти  и организации, ответственные  за формирование и использование  информационных ресурсов, подлежащих  защите, а также органы и организации,  разрабатывающие и применяющие  информационные системы и информационные технологии для формирования и использования информационных ресурсов с ограниченным доступом, руководствуются в своей деятельности законодательством РФ.

     3. Контроль за соблюдением требований к защите информации и эксплуатацией специальных программно-технических средств защиты, а также обеспечение организационных мер защиты информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом в негосударственных структурах, осуществляются органами государственной власти. Контроль осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

     4. Организации, обрабатывающие информацию  с ограниченным доступом, которая  является собственностью государства,  создают специальные службы, обеспечивающие  защиту информации.

     5. Собственник информационных ресурсов  или уполномоченные им лица  имеют право осуществлять контроль за выполнением требований по защите информации и запрещать или приостанавливать обработку информации в случае невыполнения этих требований.

     6. Собственник или владелец документированной  информации вправе обращаться  в органы государственной власти  для оценки правильности выполнения  норм и требований по защите  его информации в информационных  системах. Соответствующие органы  определяет Правительство РФ. Эти  органы соблюдают условия конфиденциальности  самой информации и результатов  проверки".

     Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" устанавливаются  права и обязанности субъектов  в области защиты информации.

     "Статья 22. Права и обязанности субъектов  в области защиты информации

     1. Собственник документов, массива  документов, информационных систем  или уполномоченные им лица... устанавливают порядок предоставления  пользователю информации с указанием  места, времени, ответственных  должностных лиц, а также необходимых  процедур и обеспечивают условия  доступа пользователей к информации.

     2. Владелец документов, массива документов, информационных систем обеспечивает  уровень защиты информации в  соответствии с законодательством  Российской Федерации.

     3. Риск, связанный с использованием  несертифицированных информационных  систем и средств их обеспечения,  лежит на собственнике (владельце)  этих систем и средств.

     Риск, связанный с использованием информации, полученной из несертифицированной  системы, лежит на потребителе информации.

     4. Собственник документов, массива  документов, информационных систем  может обращаться в организации,  осуществляющие сертификацию средств  защиты информационных систем  и информационных ресурсов, для  проведения анализа достаточности мер защиты его ресурсов и систем и получения консультаций.

     5. Владелец документов, массива документов, информационных систем обязан  оповещать собственника информационных  ресурсов и (или) информационных  систем о всех фактах нарушения режима защиты информации".

     Законом предусматривается защита прав субъектов  в сфере информационных процессов  и информатизации.

     "Статья 23. Защита прав субъектов в  сфере информационных процессов  и информатизации

     1. Защита прав субъектов в сфере  формирования информационных ресурсов, пользования информационными ресурсами,  разработки, производства и применения  информационных систем, технологий  и средств их обеспечения осуществляется  в целях предупреждения правонарушений, пресечения неправомерных действий, восстановления нарушенных прав  и возмещения причиненного ущерба.

     2. Защита прав субъектов в указанной  сфере осуществляется судом, арбитражным  судом, третейским судом с учетом  специфики правонарушений и нанесенного  ущерба.

     3. За правонарушения при работе  с документированной информацией  органы государственной власти, организации и их должностные  лица несут ответственность в  соответствии с законодательством  РФ и субъектов Российской  Федерации.

     Для рассмотрения конфликтных ситуаций и защиты прав участников в сфере  формирования и использования информационных ресурсов, создания и использования  информационных систем, технологий и  средств их обеспечения могут  создаваться временные и постоянные третейские суды.

     Третейский  суд рассматривает конфликты  и споры сторон в порядке, установленном  законодательством о третейских судах.

     4. Ответственность за нарушения международных норм и правил в области формирования и использования информационных ресурсов, создания и использования информационных систем, технологий и средств их обеспечения возлагается на органы государственной власти, организации и граждан в соответствии с договорами, заключенными ими с зарубежными фирмами и другими партнерами с учетом международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией".

     Ответственность за правонарушения по этому направлению  информационной безопасности регулируются нормами статей УК РФ: нарушение  неприкосновенности частной жизни (ст.137), нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст.138), незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст.189), неправомерный доступ к компьютерной информации (ст.272), создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст.273), нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст.274).

     Примером  нормы об ответственности в Кодексе  РСФСР об административных правонарушениях  является ст.4014 "Умышленное уничтожение, повреждение печатных материалов, относящихся  к выборам, референдуму".

     В целом вопросы этого направления  правового обеспечения информационной безопасности условно разделяются  на защиту открытой информации и защиту информации ограниченного доступа.

     Защита  открытой информации осуществляется нормами  института документированной информации

     Защита  информации ограниченного доступа  регулируются нормами: института государственной  тайны, института коммерческой тайны, института персональных данных, а  также нормами защиты других видов  тайн.

     По  третьему направлению Конституция  РФ защищает от угроз информационной безопасности следующие информационные права и свободы.

     "Статья 29

     4. Каждый имеет право свободно  искать, получать, передавать, производить  и распространять информацию  любым законным способом"

     "Статья 33

     Граждане  Российской Федерации имеют право  обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения  в государственные органы и органы местного самоуправления".

     "Статья 29

     1. Каждому гарантируется свобода  мысли и слова".

     "Статья 44

     1. Каждому гарантируется свобода  литературного, художественного,  научного, технического и других  видов творчества, преподавания. Интеллектуальная  собственность охраняется законом.

     2. Каждый имеет право на участие  в культурной жизни и пользование  учреждениями культуры, на доступ  к культурным ценностям".

     "Статья 29

     "3. Никто не может быть принужден  к выражению своих мнений и  убеждений или отказу от них".

     Отдельные положения конституционных норм развиваются нормами Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации".

     "Статья 12. Реализация права на доступ  к информации из информационных  ресурсов

Информация о работе Защита информации в РФ