Защита информации в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 18:25, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть источники права, регулирующие отношения в сфере информационной безопасности, разобраться в полноте отражения ими существующих реалий общественной жизни, может быть, увидеть пробелы в законодательстве и предложить пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………...6
§1.1 ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА………………………………………………………….6
§1.2 ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ - ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ………………………………………...10
ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА, РЕГУЛИРУЮЩАЯ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ……………………………………………...14
§2.1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………………….14
§2.2 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА……………………………..16
§3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА………………………………………………………25
§4. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ…………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...44
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..46

Работа состоит из  1 файл

3.docx

— 80.78 Кб (Скачать документ)

     Много проблем связано и с механизмами  выявления, фиксации правонарушений, их расследования, с осуществлением экспертиз  и судебного разрешения дел. Здесь  формируется область ответственности, которую можно рассматривать  как наиболее самостоятельную область  правового обеспечения безопасности: пресечение нарушения, восстановление нарушенного права, выбор меры наказания  и т.д. В связи с этим в области  правового обеспечения информационной безопасности первостепенное значение приобретают нормы процессуального  права.

     Можно отметить, что эффективность законодательства определяется полноценностью его регулятивной части - той части норм, которые  создают ясность у участников определенных отношений, как они  должны действовать в той или  иной ситуации, какими правами и  обязанностями они наделены от имени  государства или своего контрагента (партнера). В этих целях всякий раз необходимо знать о наличии нормативной основы для тех или иных отношений. Обращение практики к массиву действующего законодательства и подзаконных актов в информационной сфере часто завершается установлением неполноты, несогласованности, а порой и противоречивости нормативно-правовой основы.

 

§3. Информационное законодательство - основной источник информационного  права 

     Вопросы, связанные с информационным законодательством  требуют отражения внимания государства  к ряду направлений деятельности в области информатизации. Можно  отметить из них наиболее очевидные.

     Формирование  информационных ресурсов и развитие информационной деятельности - деятельности, непосредственно связанной со сбором, хранением, обработкой, передачей информации в самых разных организационных  формах (документированная, звуковая, световая, цифровая и т.п.); деятельности по созданию средств обработки информации в электронном виде - создание программ, программного обеспечения и иных средств работы с информацией  и ее транспортировкой (коммуникацией) по каналам связи, сетям в соответствии с типами организации информационных систем и сетей на основе современных  технических и технологических  достижений; управление качеством информационных технологий (достоверность, полнота, неуязвимость передаваемой информации и создание средств ее защиты в системах информационной безопасности); организация рынка  информационных технологий. Все эти  направления могут быть объединены в блок формирования специальной  отрасли информатики, объединяющей проблемы создания, производства и  использования средств информатизации, информационных технологий в широком  понимании.

     Вторым  крупным блоком в системе государственного управления является деятельность по организации применения средств  информатизации и информационных ресурсов в самых разных сферах социального  развития.

     Здесь сосредоточены проблемы информатизации экономики, экологии, здравоохранения, любых отраслей производства, науки, образования, культурно-просветительской деятельности, формирования и использования  соответствующих видов и форм информационных ресурсов. Сюда же входят проблемы региональной и отраслевой информатизации и формирование специальных отраслей государственного управления в данной сфере.

     Пока  на уровне системы федеральных органов  исполнительной власти функционирует  федеральный органа, непосредственно выполняющий функции государственного управления - это Министерство связи и информатизации РФ. Кроме того, действуют специализированные государственные органы, ориентированные на организацию и использование отдельных массивов информационного ресурса. Это Архивная служба РФ, органы федеральной статистики. Государственная техническая комиссия. Большое внимание информационным проблемам уделяет Совет Безопасности РФ.

     Это направление охватывает процессы информатизации деятельности органов государственной  власти и местного самоуправления и  их взаимодействия. Деятельность органов  государственной власти - законодательных, исполнительных, правоохранительных - только и может быть продуктивной и эффективной при условии  применения информационных технологий в работе аппарата каждого органа и в системе взаимодействия различных  органов между собой.

     Четвертый блок в сфере государственного управления в области информационных технологий составляет деятельность каждого из ведомств и государственных организаций, которые самостоятельно и с учетом своих потребностей обеспечивают процессы информационного обеспечения своей  деятельности. При отсутствии должной  координации на уровне федерации  это направление деятельности подвержено местничеству и заканчивается неоправданной  тратой средств, несовместимостью средств  информатизации, в том числе и  информационных технологий в едином пространстве страны.

     Поддержка процессов информатизации во всех секторах хозяйства и культуры страны, во всех сферах социального развития и  жизнеобеспечения; привлечение населения  к новым методам работы с информацией  на основе воспитания информационной культуры, переподготовки кадров и массового обучения молодого поколения работе в новых условиях. Здесь сосредоточены организационно-правовые проблемы обеспечения реализации права на информацию различных субъектов, разрешение конфликтов в области формирования и использования информационных технологий.

     Все обозначенные направления государственного управления в области информационных технологий реализуются на основе создания и применения соответствующих законов  и иных правовых актов, введения обязательных государственных стандартов, методик  и правил. 

§4. Правовые проблемы информационной безопасности 

     Законом РФ "О безопасности"9 безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства.

     Жизненно  важные интересы определяются законодателем  как совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование  и возможности прогрессивного развития личности, общества, государства, а  угроза безопасности - как совокупность условии и факторов, создающих  опасность жизненно важным интересам  личности, общества, государства. И, наконец, обеспечение безопасности - проведение единой государственной политики в  этой сфере и система мер экономического, политического, организационного и  иного характера, адекватных угрозам  жизненно важным интересам личности, общества и государства, направленных на выявление и предупреждение угроз.

     Как уже упоминалось, Федеральным законом "Об участии в международном  информационном обмене" определено понятие информационной безопасности как состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.

     В соответствии с предписаниями Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" целями защиты информационной сферы являются (ст. 20):

     предотвращение  утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;

     предотвращение  угроз безопасности личности, общества, государства;

     предотвращение  несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства  в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового  режима документированной информации как объекта собственности;

     защита  конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в  информационных системах;

     сохранение  государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в  соответствии с законодательством;

     обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.

     В результате сопоставительного анализа  области информационной безопасности информационной сферы (см. гл.2) с учетом положений Доктрины информационной безопасности и норм информационного  законодательства в этой области  можно выделить три основных направления  правовой защиты объектов в информационной сфере (правового обеспечения информационной безопасности).

     1. Первое направление. Защита чести, достоинства и деловой репутации граждан и организаций; духовности и интеллектуального уровня развития личности; нравственных и эстетических идеалов; стабильности и устойчивости развития общества; информационного суверенитета и целостности государства от угроз воздействия вредной, опасной, недоброкачественной информации, недостоверной, ложной информации, дезинформации, от сокрытия информации об опасности для жизни личности, развития общества и государства, от нарушения порядка распространения информации.

     2. Второе направление. Защита информации  и информационных ресурсов прежде всего ограниченного доступа (все виды тайн, в том числе и личной тайны), а также информационных систем, информационных технологий, средств связи и телекоммуникаций от угроз несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц.

     3. Третье направление. Защита информационных  прав и свобод личности (право  на производство, распространение,  поиск, получение, передачу и  использование информации; права  на интеллектуальную собственность;  права собственности на информационные  ресурсы и на документированную  информацию, на информационные системы  и технологии) в информационной  сфере в условиях информатизации. Рассмотрим их подробнее.

     10.2. Правовая защита  интересов личности, общества, государства  от угроз воздействия недоброкачественной  информации, от нарушения порядка  распространения информации

     Правовую  основу первого направления правового  обеспечения информационной безопасности составляют следующие информационно-правовые нормы Конституции РФ.

     "Статья 29

     5. Гарантируется свобода массовой  информации. Цензура запрещается".

     Законодатель  имеет в виду, что свобода массовой информации и запрет цензуры дают возможность создавать и распространять достоверную, своевременную, объективную, т.е. доброкачественную информацию, при которой должно быть исключено  распространение вредной и опасной  информации (см. содержание первого  направления). Именно такие требования с точки зрения информационной безопасности должны применяться при формировании института массовой информации, учитываться  при подготовке нормативных правовых актов в рамках этого института.

     "Статья 41

     3. Сокрытие должностными лицами  фактов и обстоятельств, создающих  угрозу для жизни и здоровья  людей, влечет за собой ответственность  в соответствии с федеральным  законом".

     Эта норма прямого действия защищает личность и общество от сокрытия опасной  информации.

     "Статья 29

     2. Не допускаются пропаганда или  агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства".

     Это тоже норма прямого действия: защищает личность и общество от вредной и  опасной информации конкретного, указанного вида.

     Ответственность за распространение недоброкачественной  информации, за нарушения порядка  распространения информации предусматривается  нормами УК РФ. Это клевета (ст.129), оскорбление (ст.130), воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст.144), заведомо ложная реклама (ст.182), злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст.185), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст.237), незаконное распространение порнографических материалов или предметов (ст.242), публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя РФ (ст.280), возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст.282), публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст.354).

     Нормы об ответственности за административные правонарушения содержатся в Кодексе  Российской Федерации об административных правонарушениях. Это, например, нарушение установленного порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, нарушение правил проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума в периодических печатных изданиях и на каналах организаций, осуществляющих теле - и (или) радиовещание, изготовление или распространение анонимных агитационных материалов, непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств на подготовку и проведение выборов, референдума, непредоставление сведений об итогах голосования, нарушение порядка изготовления и распространения продукции средства массовой информации.

Информация о работе Защита информации в РФ