Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 18:25, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть источники права, регулирующие отношения в сфере информационной безопасности, разобраться в полноте отражения ими существующих реалий общественной жизни, может быть, увидеть пробелы в законодательстве и предложить пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………...6
§1.1 ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА………………………………………………………….6
§1.2 ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ - ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ………………………………………...10
ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА, РЕГУЛИРУЮЩАЯ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ……………………………………………...14
§2.1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………………….14
§2.2 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА……………………………..16
§3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА………………………………………………………25
§4. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ…………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...44
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..46
какие
стороны информационной сферы являются
наиболее чувствительными с точки
зрения правового обеспечения
За последние годы в этой области можно наблюдать значительные сдвиги под влиянием реальных процессов информатизации. Правовой основой здесь является Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации"8, которым наиболее детально урегулированы вопросы правового режима информационных ресурсов.
На основе положений названного Закона создана нормативно-правовая база информатизации субъектов Российской Федерации. Информационные ресурсы обрели значительную основу для их организации и развития в региональных, территориальных, отраслевых и межотраслевых системах.
Правовая
наука пока не может остановиться
на какой-либо определенной модели в
области регулирования и защиты
интеллектуальной собственности и
особенно исключительных прав создателей
информационного и
Преодоление
немалого отрыва от передовых стран,
несмотря на имеющиеся значительные
заделы по технической базе макросистем,
требует организации и
программирования и создания продукции по мировым стандартам особенно для открытых систем деловой информации;
формирование рынка этой продукции;
регулирование
отношений в области
Правовые решения в этой части проблем касаются тематики собственности ни информационную продукцию, программное обеспечение, пресечения выноса на рынок контрафактной продукции. Вопросы авторского права на информационные технологии и программное обеспечение требуют внимания не меньшего, чем в области информационных технологий.
Важнейшее направление законотворчества представляют проблемы обеспечения интересов пользователей, потребителей продукции современных технологий и ресурсов.
В этой части формирования контуров информационного общества на первом плане находятся проблемы включения и использования информационных технологий в сферы социальной, политической, культурной, производственной, научной, управленческой деятельности. Сюда же относятся и вопросы создания условий массового информирования населения.
Известно,
что все развитые страны формируют
правительственные программы
Необходимо
подчеркнуть, что информатизация в
области государственного управления
должна стать органической частью административной
реформы и реформы
При этом в основе должно быть заложено требование о гуманизации целей информатики. Социальные интересы, гармония интересов общества, личности, государства должны быть сбалансированы и нацелены на обеспечение тех потребностей общества, которые позволяют отдать приоритет повышению уровня культуры, сохранению цивилизации в подлинном ее понимании.
Следует
также уделить внимание вопросу,
какие участки в области
Концепция
нормативно-правового
соблюдение прав и свобод и гражданина в области получения информации и пользования ею при соблюдении гарантий в области персональных данных и личных тайн;
информационное
обеспечение государственной
развитие
современных информационных технологий,
отечественной индустрии
защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем на территории России.
Каждое из этих направлений наполняется конкретными задачами, которые предстоит решать с помощью не только правовых средств и методов, но и колоссальной организационной работы и технологической базы.
Защитная реакция и превентивные меры свойственны и органам надзора в области информатизации. Стремление выхода в Интернет различных органов и организаций, что стимулируется самой жизнью, требует регулирования поведения ответственных лиц и правил, которые непременно должны соблюдать все субъекты. Новое явление порождает и новые проблемы для общества. Однако можно наблюдать тактику надзорных органов, которая сводится к применению механизмов воздействия, не адаптированных к новым условиям. Просто "закрыть" или "наказать" - мало. В данном случае имеем в виду ситуацию, которая складывается в связи с новыми формами работы публичных библиотек, специальных информационных систем. Закрыть сайт еще не означает обеспечить порядок отношений. Следует активно ставить вопрос и действовать в направлении выработки новых норм и правовых актов, соответствующих современным условиям.
Важное значение в области информатики приобретают два не совсем правовых направления. Но они тесно связаны с правом и нуждаются в его поддержке. Во-первых, область бурно развивающихся стандартов технических и организационных. Они формируются преимущественно в региональном и международном фарватере, но их включение в регулятивные механизмы требует внимания и со стороны законодательства.
Во вторых, набирают силу и акты, имеющие морально-нравственную основу. Здесь необходима тщательная работа по взаимодействию правовых и нравственно-этических норм. Это задача аналитики в области исследования социальных нормативных регуляторов, в структуре которых возможно наращивание потенциала контроля непосредственно со стороны общества. Различные кодексы чести, долга и т.п. акты следует поощрять, но при этом и контролировать, имея в виду уязвимость сферы общественного сознания, которая под любыми предлогами может использоваться заинтересованными деструктивными силами.
Достаточно чувствительной стороной состояния законодательства в области практической информатики являются проблемы процессуального значения. Это огромная область науки и практики, так как необходимы новые решения в учете, фиксации, сборе доказательств, в выработке оценки юридических фактов и их слагаемых, в понимании тонкостей работы с информацией в разных областях жизни. Процедуры и правила работы с информацией в системах государственного управления и в деловой практике частного сектора, процессуальные правила правоохранительных органов - особая область законодательства.
Важен еще один момент. Уделив внимание вопросам юридической техники в плане теории права, необходимо подчеркнуть, что это исключительная по значимости область и законотворчества. Информатика здесь дает новые инструментарии, и научиться их использовать - одна из задач юридических служб во всех структурах, принимающих решения и особенно в области создания новых нормативных актов.
Специфика
сферы правового регулирования
и обеспечения информационной безопасности
заключается в том, что здесь
необходима уравновешенность между
профилактической и непосредственной
работой по обеспечению безопасных
условий развития сферы информатизации
и информатики в целом. Профилактика
осуществляется на основе правового
обеспечения нормальных условий
работы. Пробелы или противоречия
на этой стадии порождают угрозы, проистекающие
из самой системы информатизации
и из среды потребителей продукции
и услуг информатики. Все те недоработки
в области правового
Собственно сфера информационной безопасности в значительной мере связана с обеспечением учета, анализа причин возникновения конфликтов и угроз налаженному порядку отношений как в открытой, так и в ограниченной но доступу сфере информатики. Здесь видна непосредственная связь со всем спектром национальной безопасности и информационным его обеспечением. Специалисты отмечают следующий набор причин обострения безопасности: вызов, риск, угроза, опасность, страх. Вызовы могут исходить из внутренней среды государства (реформы, преобразования в темпах, которые общество не успевает переварить), а также из среды внешней - монополизация, приоритеты в сфере производства, потребления, влекущие нарушение внутренних балансов или излишнее напряжение в той или иной сфере развития. Кроме того, риски в значительной мере сопряжены с неупорядоченностью отношений. Так можно рассматривать каждую позицию с профессиональной точки зрения и на этом строить систему обеспечения безопасности. Отметим только, что позиция обороны, снятия последствий мало продуктивна. Преимущество обеспечения безопасности все же коренится в области профилактики и создания нормального течения процессов. Эти рассуждения важны для расстановки акцентов в правовой работе, и в первую очередь в нормотворческой деятельности соответствующих органов государственной власти.
Решение
проблем информационной безопасности
предполагает и наличие общего правового
регулирования отношений в
Если
исходить из понимания безопасности
как создание определенного состояния
системы, то задача обеспечения безопасности
достигается в процессе создания
нормального состояния
Представляется,
что каждый правовой акт может
быть оценен не только с позиций
позитивного установления правил поведения
или отношений, но и с позиций
его потенциала предотвращения нарушений.
Для достижения целей безопасности
чаще применяются запретительные нормы,
условия ограничения