Исторические этапы развития массовых коммуникаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 20:16, реферат

Описание

В начале своей работы я расскажу о том, какие существуют типы коммуникаций и об основных фазах информационного обмена о том как они появлялись и развивались. Затем по отдельности об особенностях различных средств массовых коммуникаций и о том, что их ожидает. А заключительной частью моей работы является вывод из приведенного выше.

Содержание

I Введение 3
II Главная часть 4
1Коммуникации: история, современность перспективы 4
1/1 Информационный обмен в обществе и его эволюция. 5
܀ Устная фаза 6
܀ Письменная фаза 7
܀ Книжная фаза 7
܀Компьютерная фаза 8
1/2 Открытие и развитие телекоммуникаций 9
܀ Появление телеграфа 9
܀Появление радио и телевидения 10
܀Появление телефона 11
܀ЭВМ 12
1/3 Интернет 14
܀Особенности Интернета 14
܀Плюсы Интернета 14
܀Развитие Интернета и его будущее 15
܀Интернет как средство массовой 17
информации 17
1/4 Пресса 18
܀Что ожидает прессу 19
1/5 Радио 20
܀Что ожидает радио 21
1/6 Телевидение 22
܀Что ожидает телевидение 24
III Вывод 25
IV Список литературы 26

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 250.00 Кб (Скачать документ)

Реферат

На  тему:

   Исторические  этапы развития массовых коммуникаций

   (№63) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 Подготовила: студентка группы: 14212

                 Слуднева  М. К. 
               

             Проверил: Ю. А. Зуляр 
           
           

   Иркутск 2003г. 
 
 
 
 

   Содержание: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I Введение

 
 

   Тема  моего реферата: Исторические этапы  развития массовых коммуникаций и прежде чем говорить о их развитии надо сначала понять что такое массовая коммуникация. Массовая коммуникация - исторически сложившийся и развивающаяся во времени технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения, восприятия информации и обмена его между социальным субъектом (коммуникатором) и объектом (коммуникантом). Средства коммуникации выступают вещественным, материальным компонентом коммуникативного процесса и всегда выражают собой способ передачи, сохранения, производства и распространения культурных ценностей в обществе.

   Я взяла именно эту тему для реферата, так как я считаю,  что она очень интересна и важна особенно для меня ведь моя будущая специальность РЕКЛАМА, и я должна хорошо разбираться в развитии и средствах массовой коммуникации. Ведь Массовая коммуникация - это одно из тех важных явлений современного общества, которое заметно сказывается, на развитии общественных отношений, она активно участвует в процессе становления общественного мнения сегодня, а также тесно связана с рекламой.

   При написании своей работы я использовала литературу ("Радио в Интернете", Виктория Сухарева, "Среда", № 10, Ноябрь, 1999; http://www.humanities.edu.ru/db/msg/2405; Н.Т.Петрович, "Поговорим об информации", М.1973) в которой рассказывается о том как появлялись и развивались различные средства массовых коммуникаций, а также в каком состоянии они находятся сейчас и что ждет их в будущем. В издании Н.Т.Петрович, "Поговорим об информации" пишется о том, как появлялись и развивались различные средства передачи информации; в http://www.humanities.edu.ru/db/msg/2405 рассказывается о развитии МК и СМК как в США, так и в России; в "Радио в Интернете" о появлении радио и Интернета о том как они совершенствуются, как сочетаются вместе и что ожидает  их в будущем.

   В начале своей работы я расскажу о  том, какие существуют типы коммуникаций и об  основных фазах информационного обмена о том как они появлялись и развивались. Затем по отдельности об особенностях  различных средств массовых коммуникаций и о том, что их ожидает. А  заключительной частью моей работы  является вывод из приведенного выше.

 

II Главная часть

1Коммуникации: история, современность  перспективы

   Два типа средств коммуникации:

            1. естественно возникший (язык, мимика, жесты)

           2. искусственно созданный (технический) 

                 а) традиционный (пресса, книгопечатание, письменность)

                 б) типично современный (радио,  телевидение, кинематограф).

   В ходе анализа исторических этапов развития системы средств массовой коммуникации в исследовании особое внимание уделяется рассматрению двух взаимоисключающих точек зрения. Согласно первой - возникновение системы средств массовой коммуникации связывается с появлением типично современных средств, появлением радио, кинематографа и телевидения. На этом основании отрицается, в свою очередь, наличие "спорадически" возникающего процесса массовой коммуникации в общественных формациях. Согласно второй - предпосылки появления процесса массовой коммуникации и обеспечивающих его средств рассматриваются в связи с процессом становления и развития культуры человеческого общества.  

   Ресурсная и социокультурная  концепции информационной среды как пространства социальных коммуникаций.

   Когда информационная среда рассматривается с точки зрения хранимой и циркулирующей в ней информации, она, как правило, выступает как объект техники, служащей определенным человеческим целям, которые выступают по отношению к этой технике внешними условиями функционирования. Это ресурсный или технический подход к информационной среде.

     Как только информационная среда  начинает рассматриваться как  средство коммуникации, неводящейся к передаче фактических сведений, но связанной с передачей мнений, приказаний, обещаний, гипотез, вопросов, слухов и т.д., она выступает неотъемлемым фрагментом культуры и должна исследоваться в этом качестве.

   Абсолютизации первого подхода предполагает веру в то, что технические возможности  предопределяют цели развития общества (возникают технические утопии).

   Абсолютизация второго подхода может привести к забвению технических возможностей информатизации, недооценке технических нововведений.1

1/1 Информационный обмен в обществе и его эволюция.

 
 

   Типы  обменов в обществе:

   - материальный;

   - энергетический;

   - информационный (актуален с середины ХХ века).

   Целостная система характеризуется обменом  между элементами (В.Г.Афанасьев).

   Предметом нашего рассмотрения является информационный обмен. История совершенствования информационного обмена совпадает с историей создания и усовершенствования знаковых систем, техники создания знаков.

     Основными фазами информационного  обмена являются:

   - устная  фаза;

   - письменная  фаза;

   - книжная  фаза;

   - компьютерная  фаза.

   Д.С. Робертсон (США), исходя из взаимообусловленности цивилизационного и информационного процессов, выдвинул формулу “цивилизация - это информация”[10]. Опираясь на количественные меры математической теории информации, Робертсон ранжирует цивилизации по количеству производимой ими информации следующим образом:

   Уровень 0 - информационная емкость мозга  отдельного человека - 107 бит;

   Уровень 1 - устное общение внутри общины, деревни  или племени - количество циркулирующей информации » 109 бит;

   Уровень 2 - письменная культура; мерой информированности  общества служит Александрийская библиотека, имеющая 532800 свитков, в которых содержится 1011 бит информации;

   Уровень 3 - книжная культура: имеются сотни  библиотек, выпускаются десятки  тысяч книг, газет, журналов, совокупная емкость которых оценивается  в 1017 бит;

   Уровень 4 - информационное общество с электронной обработкой информации объемом 1025 бит.

   Рассмотрим  вклад каждой исторической фазы в  совершенствование эффективности  информационного обмена.

   2

     ܀ Устная фаза

     

   Развитие  речи, языка - объективный процесс  в развитии общества. Как отмечал Ф.Энгельс, “развивающиеся люди доразвивались до того, что им стало необходимо что-то сказать друг другу”.

   Труд  сыграл свою роль в развитии человека. Речь повлияла на его развитие в  неменьшей степени.

   Речь - отражение мыслительных процессов (вершина айсберга). Культура речи отражает развитие человека.

     Как показал математический анализ, язык обладает в среднем 20% избыточностью. Это означает, что любое сообщение можно без потери информации сократить на 1/5, однако при этом резко уменьшается помехоустойчивость информации.

   Ю.В.Рождественский выделил 10 дописьменных знаковых систем:

   - приметы,  включая симптоматику народной  медицины;

   - гадания;

   - предзнаменования (знаменья);

   - язык;

   - изобразительная  группа: музыка; графико-живописная  изобразительность, включая орнамент; пластика, танец, пантомима;

   - прикладные  искусства: архитектура, костюм, народные ремесла;

   - измерительная  группа: меры;

   - пространственные  ориентиры;

   - сигналы  в контуре управления;

   - обряды.

   К обмену новостями или информацией люди стремились  во  все времена, даже в доисторические. Общение между людьми начиналось с отдельных звуков, жестов, мимики, затем посредством  криков люди передавали информацию на расстояние. В Персии в VI веке  до н.э. рабы стояли на высоких башнях и звучными голосами, криками передавали сообщения от одного к другому. В боевых условиях приказы передавались по цепочке, состоящей из воинов, на расстоянии передавались условными знаками сообщения. В Древнем  Китае  пользовались гонгами, а аборигены Африки и Америки пользовались деревянными барабанами-тамтамами, ударяя по ним то быстрее, то медленнее, то с разной силой, комбинируя звуки, можно было передавать известия с достаточной быстротой и на значительные расстояния.

   Звуковая  сигнализация сохранялась многие столетия. Благодаря "барабанному телеграфу" сведения о продвижении неприятельских войск распространялись на значительные расстояния и опережали официальные донесения курьеров. Средством звуковой сигнализации были также рожки, трубы, колокола, а после изобретения пороха выстрелы из ружей и пушек. Колокольный звон на Руси возвещал о пожаре, о торжествах и печали.

   По  мере развития человеческого общества звуковую сигнализацию постепенно оттесняла более совершенная - световая. Исторически первым средством световой сигнализации были костры. Костры служили сигналом древним грекам, римлянам, карфагенам и русским казакам в крестьянской войне 1670 - 1671 г. К огневой сигнализации по ночам или к дымовой - днём из сырой травы или сырых  веток широко прибегали на южных границах России сторожевые посты казаков. При появлении неприятеля в Запорожской Сечи пользовались цепочкой костров, сооружённых на возвышенных местах, возвещая о грозящей опасности. Летопись световой сигнализации была бы неполной без упоминания о том, что жителя архипелага, отделённого Магеллановым проливом от южной оконечности Южно-американского материка, также пользовались сторожевыми кострами, что дало основание английскому мореплавателю Джеймсу Куку  присвоить архипелагу название "Огненной Земли".

   Язык  костров и зеркал был хотя и  быстр, но очень беден. Костры несли  мало информации; дополнительно посылались гонцы с необходимыми подробными сообщениями. Способ "факельного телеграфа", основанного на сообщениях, передаваемых факелами в промежутках между зубцами стен, что соответствовало определённой букве кода, также не нашло применения на практике.

   Французским механиком Клодом Шаппом был изобретён  оптический, или семафорный, телеграф. Передача информации происходила с помощью вращения перекладины вокруг своей оси, прикрепленной к металлическому шесту на крыше башни. Русский механик-самоучка Иван Кулибин изобрёл систему семафорного телеграфа, которую он  назвал "дальновещающей машиной", с оригинальным сигнальным алфавитом и слоговым кодом. Изобретение Кулибина было забыто царским  правительством и в России пользовались изобретением французского инженера Шаппа.

     ܀ Письменная фаза

 

   Помогла решить проблему хранения информации, появилась возможность обеспечить связь прошлого с будущим (сохранение преемственности в развитии).

   Письменность  как первая пространственно отделенная от субъекта форма моделирования природного и социального мира открывает общество, в строгом, научном смысле слова, как цивилизацию, то есть дает возможность оперировать социальной семантической информацией вне прямого контакта. Письменность явилась семиотической революцией в знаковых способах организации общества.

   Письменность  служит одним из важнейших средств  сохранения языка в живом виде.34

Информация о работе Исторические этапы развития массовых коммуникаций