Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 20:35, курсовая работа
Тема, выбранная для написания курсовой работы очень многогранна, и она требует подробного рассмотрения сразу двух понятий – «конфликт» и «переговоры», и что нужно сделать для того, что бы переговоры эффективно. Для наиболее эффективного разрешения конфликтной ситуации самым действенным методом являются переговоры. Переговоры представляют собой взаимодействия субъектов в конфликтной ситуации, цель которых – прийти к обоюдному решению и разрешить конфликтную ситуацию так, чтобы ее исход был благоприятен для каждого участника переговоров.
Участники могут выбирать такую форму переговоров потому, что:
–
сильная взаимозависимость
– имеет место внешнее давление третьего лица;
–
участники переговоров
–участники следуют принципу соперничества и подчиняются финальному результату обсуждения.
В
противоположность всякого рода
давлениям на ход переговоров, установки
участников могут поддерживать противников
в состоянии конфликта и
Элементами конфликтных переговоров могут быть бурные обсуждения, угрозы и устрашения, презрение. Крайняя форма такого взаимодействия проявляется в отсутствии уважения к партнеру. Практики отмечают, что начало конфликтных переговоров часто совпадает с ситуацией нестабильности силовых взаимоотношений.
Переговоры, ведущиеся в условиях сотрудничества, называются интегративными согласно теории игр, в соответствии с которой стремление и воля к объединению своих усилий ради увеличения стартового потенциала являются целью сотрудничества.
Участники переговоров в условиях сотрудничества рассматривают друг друга как партнеров. Не исключено, что каждый партнер во время переговоров может действовать в рамках общей цели индивидуально, каждый может выдвинуть на обсуждение свои идеи и решения.
Сила партнеров по переговорам состоит в ясной логике, допускающей общую цель. Когда эта логика не обеспечена, ситуация приводит к развитию расхождений по второстепенным пунктам. При наличии общей цели достижение консенсуса должно оставаться наиболее значимым для каждой из сторон, для чего необходимо давать партнеру высказываться по наболевшим для него вопросам. В переговорах в стиле сотрудничества силовые действия являются малоэффективными, а скорее даже наоборот не продуктивными.
Переговоры в стиле сотрудничества ставят проблему умения работать в команде или в группе.
Мягкий подход к ведению переговоров, направлен на быстрейшее заключение соглашения в ущерб своим интересам и может привести к получению одномоментного выигрыша, но в долгосрочной перспективе оказывается неработающим, так как при сохранении отношений утрачиваются позиции сторон.
Можно также выделить еще несколько видов переговоров, которые на мой взгляд вызывают интерес и имеют определенное значение, для рассмотрения их в данной курсовой работе (Таблица 1).
Таблица 1:ВИДЫ ПЕРЕГОВОРОВ И ИХ ОСОБЕННОСТИ [16]
ор Рассмотрим переговоры
в мягком стиле, которые характеризуются
желанием участников уважать потребности
партнера. Любая концепция переговоров
выстраивается на основе иерархического
представления о потребностях личности
как важнейшего эмпирического инструмента.
Потребности и конечно же, их удовлетворение,
которые
–
участник переговоров стремится
удовлетворить потребности
– участник переговоров позволяет противнику попытаться удовлетворить свои потребности;
– участник переговоров пытается удовлетворить потребности противника и свои собственные;
– участник переговоров идет навстречу потребностям противника;
– участник переговоров идет навстречу потребностям противника и своим собственным.
Ведение переговоров в мягком стиле не является желательным, поскольку теряется смысл данной встречи для одной из сторон. Если в ходе переговоров одна сторона будет заботиться о потребностях партнера, не факт, что партнер позаботится о его интересах. Необходимо быть внимательными и осторожными выбирая этот стиль.
Следующий вид переговоров - переговоры в жестком стиле. Здесь преобладают такие черты участников как властность, превосходство, харизма составляют основное препятствие на пути к созданию желательной атмосферы сотрудничества, которая требуется для поиска урегулирования разногласий. Человек, прибегающий к силовым приемам, больше не видит собеседника, не слушает и не слышит его. Данный участник является инициатором и проводником своего собственного решения. В ходе переговоров, которые ведутся лидером односторонне, остальные их участники, отказываясь от возможности провести собственное решение, тем самым обеспечивают себя даже желательной безопасностью. Согласно данному подходу, считается что человек, умело использующий силовые приемы – выигрывающий игрок и победитель.
Далее это - принципиальные переговоры, они были разработаны сотрудниками Гарвардского университета В. Ури и Р. Фишером.
Принципиальные переговоры заключаются в том, чтобы решать проблемы на основе их качественных свойств, то есть исходить из сути дела, а не торговаться по поводу того, на что может пойти каждая из сторон. Цель таких переговоров состоит в достижении творческих и более позитивных результатов.
Метод принципиальных переговоров означает жесткий подход к рассмотрению существа дела, но предусматривает мягкий подход к отношениям между участниками переговоров. Принципиальные переговоры показывают, как достичь того, что вам полагается по праву, и остаться при этом в рамках приличий. Этот метод дает возможность быть справедливым, одновременно предохраняясь от тех, кто мог бы воспользоваться вашей честностью. На практике это означает, что при переговорах вы четко следуете к вашей цели, высоко ставя сотрудников и возможности организации, при этом не переходя на личности и действуя строго в рамках приличий.
Принципиальные переговоры построены исключительно на моральном постулате: участники переговоров должны совместно проявлять откровенность и лояльность по отношению друг к другу. Такие переговоры отрицают принцип торговли, поскольку торговаться значит изматывать себя в поисках компромиссного решения, не всегда удачного.
Участники принципиальных переговоров создают своеобразный постоянный моральный фон, при котором присутствуют постоянные ссылки на справедливость, достоинство личности, честь и честность.
И наконец, конструктивные переговоры основываются на продуктивном обмене мнениями, взаимоуважении точек зрения, соответствующих общей цели всех участников. Такие переговоры, как правило, проходят в соответствии со схемой «установление контакта – вопросы и консультации – переформулирование – предложения – дискуссия – итог» [7].
В зависимости от целей участников выделяют различные функции переговоров, подробно проанализированные М.М.Лебедевой.
Главной функцией переговоров является поиск совместного решения проблемы. Это то, ради чего, собственно, и ведутся переговоры. Сложное переплетение интересов и неудачи в односторонних действиях могут подтолкнуть к началу переговорного процесса даже откровенных врагов, чье конфликтное противостояние насчитывает не один десяток лет. Ярким примером могут быть прошедшие в 2000 г. переговоры между главами двух корейских государств -- Северной Кореи и Южной Кореи - государств, почти полвека находившихся в состоянии жесткого противоборства и разделенных бетонной стеной, наподобие берлинской [17].
Информационная функция заключается в том, чтобы получить информацию об интересах, позициях, подходах к решению проблемы противоположной стороны, а также предоставить или не предоставить таковую о себе. Значимость этой функции переговоров определяется тем, что невозможно прийти к взаимоприемлемому решению, не понимая сути проблемы, которая вызвала конфликт, не разобравшись в истинных целях, не уяснив, точек зрения друг друга. Информационная функция может проявляться и в том, что одна из сторон или обе ориентированы на использование Переговоров для дезинформации оппонентов.
Близка к информационной, коммуникативная
функция, связанная с
Важной функцией переговоров является регулятивная. Речь идет о регуляции и координации действий участников конфликта. Она реализуется, прежде всего, в тех случаях, когда стороны достигли определенных договоренностей, и переговоры ведутся по вопросу о выполнении решений. Эта функция проявляется и тогда, когда с целью воплощения тех или иных достаточно общих решений они конкретизируются.
Пропагандистская функция
Переговоры могут выполнять и
“маскировочную” функцию. Эта
роль отводится, прежде всего,
переговорам с целью
Информация о работе Критерии эффективности переговорного процесса по разрешению конфликтов