Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:48, курсовая работа
Объект исследования: мифотехнологии как инструмент политического PR.
Предмет: виды мифотехнологий, их использование в политике.
Целью настоящей работы является изучение сущности и видов политических мифотехнологий, а также разработка собственной классификации мифотехнологий.
Гипотеза: мифологема героя является одной из наиболее востребованных и эффективных в сфере политического PR.
Введение ……………………………………………………………………..…... 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МИФОТЕХНОЛОГИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА ПОЛИТИЧЕСКИХ PR-КАМПАНИЙ………………………………………………………………...…….5
§ 1. Миф как основа конструирования мифотехнологий……………………....5
§ 2. Мифотехнологии как инструмент политического PR……………..……..12
§ 3. Виды мифотехнологий в политике………………………………..……….17
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МИФОТЕХНОЛОГИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА ПОЛИТИЧЕСКИХ PR-КАМПАНИЙ……………………………………………………...……………...23
§ 1. Мифологема героя………………………………………………..…………23
§ 2. Анализ предвыборных PR-кампаний………………………..…………….26
Заключение…………………………………………………………...…………..30
Список литературы………………………………………………………...…….31
6
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………..….
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МИФОТЕХНОЛОГИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА ПОЛИТИЧЕСКИХ PR-КАМПАНИЙ…………………………………………………
§ 1. Миф как основа конструирования мифотехнологий……………………....5
§ 2. Мифотехнологии как инструмент политического PR……………..……..12
§ 3. Виды мифотехнологий в политике………………………………..……….17
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МИФОТЕХНОЛОГИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА ПОЛИТИЧЕСКИХ PR-КАМПАНИЙ…………………………………………………
§ 1. Мифологема героя………………………………………………..…………
§ 2. Анализ предвыборных PR-кампаний………………………..…………….26
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Обращение к мифам в политике в те или иные периоды исторического развития характерно для всех государств. Чем дальше общество продвигается в своем развитии, тем изощреннее и привлекательнее становятся мифы, и тем сложнее они поддаются распознаванию.
Что касается российского общества, то процесс мифологизации индивидуального и общественного сознания получил свое неосознанное развитие именно в советский период. Через средства массовой информации и пропаганды, включенные в систему государственной власти, активно продвигался культ личности, мифы о построении бесклассового общества, всеобщего благоденствия и братства. В дальнейшем крушение советской идеологии разрушило воздействие социалистического мифотворчества на сознание российского общества, но не саму природу мифотворчества.
Современное общество, в котором возможно существование различных идеологий, политический партий и движений, также нуждается в мифотехнологиях, оправдывающих их существование. Сегодня социальное мифотворчество особенно ярко наблюдается в ходе избирательных кампаний.
Появление многополярной политической системы, столкновение различных политических и экономических групп в борьбе за власть и возможность участвовать в развитии государства привело к усиленному применению психологических способов воздействия на избирателей. В отличие от советского периода, когда избирательная функция определялась сугубо формально, без альтернативы, роль избирателя в современном российском обществе стала одной из самых социально значимых.
В подобных условиях характерной чертой ведения предвыборной борьбы стало активное использование различных мифологем, так как мифы близки человеку, поскольку отражают не новую информацию, а уже усвоенную и периодически использованную. Поэтому актуальной составной частью PR в политической жизни современного общества следует признать именно работу с мифологемами, при которых не требуется введения новой информации, а задачей становится подключение к уже записанной в массовом сознании информации.
Объект исследования: мифотехнологии как инструмент политического PR.
Предмет: виды мифотехнологий, их использование в политике.
Целью настоящей работы является изучение сущности и видов политических мифотехнологий, а также разработка собственной классификации мифотехнологий.
Гипотеза: мифологема героя является одной из наиболее востребованных и эффективных в сфере политического PR.
Задачи исследования:
- охарактеризовать сущность мифотехнологий, рассмотреть их различные классификации;
- выявить основные элементы и функции политического мифотворчества, а так же наиболее эффективную мифологему в политическом PR;
- составить авторскую классификацию мифотехнологий, относящихся к категориям власти и политики.
Данная работа только определяет некоторые аспекты в изучении названной темы, требующей использования различных научных подходов к ее пониманию, применения знаний целого комплекса гуманитарных наук, взаимодействия философских, социологических, психологических, филологических, политологических способов познания действительности.
В качестве перспективы исследования будет выступать изучение конкретных политических PR-кампаний, с целью выявить и обосновать особенности функционирования мифотехнологий, специфику их влияния на массовое сознание.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МИФОТЕХНОЛОГИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА ПОЛИТИЧЕСКИХ PR-КАМПАНИЙ
§ 1. Миф как основа конструирования мифотехнологий
На протяжении всей жизни человек соприкасается со множеством мифов. В самом простейшем определении миф – недостоверный рассказ, выдумка. Вместе с тем, библиография мифа насчитывает сотни определений.
Словарь античности Й. Ирмшера трактует миф как форму общественного сознания, отражающуюся в виде образного повествования; фантастических представлений о природе общества и личности.[1]
Н. Карцева считает, миф «ценностью, наделенной определенными функциями (указание направлений человеческого поведения, поддержание нормальной жизни в обществе, борьба с фрустрацией, помощь человеку в преодолении конфликтов и стрессов)».[2]
Специфика мифа наиболее четко выступает в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, целую систему, в недрах которой описывается весь мир. Исторически и культурно сложившиеся мифы К.Г. Юнг называет творениями первобытного разума – его коллективными представлениями, образами и мифологическими сюжетами или архетипами. Иными словами, миф на ранних этапах истории – это создание коллективной общенародной или индивидуальной фантазии, обобщенно отражающей действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевленных, очеловеченных существ, которые у общества преломляются в сознании как вполне реальные.
Позднее из мифологии вычленяются такие формы общественного сознания, как искусство, литература, наука, религия, политическая идеология и т.п., в них и удерживается ряд мифологических моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры. Миф в наше время не имеет такой важной религиозной и культурной роли, и можно подумать, что потребность в мифотворчестве была только в древнем обществе. Известный исследователь мифа М. Элиаде писал, что мифологическое мышление может оставить позади свои прежние формы, может адаптироваться к новым культурным модам, но оно не может исчезнуть окончательно.
Монотеистические религии, рационализм, персональное мышление, отличающее большинство индивидуумов ныне существующего общества, сыграли свою роль, и современный миф существует уже в иной плоскости. Наше общество, перешагнувшее через подсознательные ассоциации – источники мифов для первобытных людей – и оказавшееся на земле мира рационального и объяснимого, тем не менее, продолжает генерировать мифы. Юнг полагал, что конкретные мифологические системы на уровне воображения и речи превращаются в притчи, сказки, суеверия, амулеты, предчувствия, интуицию, чувства, сны, поверья, догмы и, наконец, на бытовом уровне – в потребности и мотивы в выборах. Изучение архаических и классических мифов, использование мифологических сюжетов и мотивов в литературе, искусстве, политике свидетельствует о новом осмыслении старых мифологем и активном мифотворчестве в разных сферах жизни. Е.Ф. Губский говорит о «мифизации» известных понятий, благодаря которой явления, лежащие в их основе как рационально неусвояемые и непостижимые, должны быть представлены в качестве благоговейно принимаемых (например, государство, народ, коллектив, техника).
Структура мифа и характер его восприятия общественным сознанием хорошо изучены, что позволило создать в демократических государствах целую индустрию, фабрикующую и внедряющую мифы с целью манипуляции сознанием и поведением. Такие мифы, конечно, редко становятся частью долговременной традиции, входящей в ядро культуры (подобно мифам Древней Греции или былинам об Илье Муромце). Однако в стремительно развивающейся массовой культуре они могут занимать большое место, а главное, решать конкретные задачи по манипуляции сознанием. В любом случае, мифы побуждают к какому-то действию самим фактом своего существования. С их помощью поведение отдельного человека (впрочем, как и целой нации) становится предсказуемым, то есть, управляемым. Миф становится технологией.
С этого момента мифотехнологии правильней будет рассматривать, как часть «социально-коммуникативных технологий». Этот термин, предложенный Д.П. Гаврой, позволяет уточнить понятие мифа, как «технологии» применительно к сфере социальных коммуникаций. Социально-коммуникативная технология, согласно Д.П. Гавре, это «опирающаяся на определенный план (программу действий) целенаправленная системно организованная деятельность по управлению коммуникацией социального субъекта, направленная на решение какой-либо социально значимой задачи и представляющая собой систему процедур и операций использования социальных ресурсов, обеспечивающую решение этой задачи».[3]
Таким образом, на основании определения, данного Д. П. Гаврой, можно предположить, что мифотехнологии являются частным случаем, одним из видов данной категории. Следовательно, мифотехнологии, как частный случай социально-коммуникативных технологий, обладают следующим рядом признаков:
1. Искусственность и сознательное управление коммуникационными ресурсами.
Мифотехнология всегда предусматривает сознательное управление коммуникационными ресурсами и трансформацию естественного, т. е. стихийно развивающегося коммуникативного процесса, в новую коммуникативную реальность, имеющую управляемый характер. Такая коммуникация уже будет являться продуктом управления и, следовательно, иметь искусственный характер. При использовании мифа мы говорим об особой реальности – символической. Миф – это именно тот тип информации, который на глубинном уровне присутствует в каждом из нас, а задача состоит в том, чтобы активизировать эту информацию в выгодном для коммуникатора направлении.
2. Наличие социально значимой цели, целенаправленность и целесообразность.
Под социально значимой целью в данном случае понимается цель, связанная с воздействием на сознание и поведение социальных общностей, изменением социальной структуры, регулированием социальных отношений.
Миф оказывает вполне реальное воздействие на сознание и поведение людей. Будучи внедренными в сознание, мифы воздействуют на мировоззрение, чувства, поступки людей. Еще Платон говорил о мифе как важнейшем средстве нравственного воспитания личности, основе этического регулирования общественной жизни.
3. Социальный характер процесса.
Процесс взаимодействия субъектов должен носить не индивидуальный, а социальный характер. Социальность – это наиболее значимый признак мифа. Его содержание, идеи, смысл должны принадлежать не одному человеку, а непременно некоторому сообществу.
4. Системность и планомерность.
Мифотехнологии должны представлять собой согласованную систему действий социальных субъектов, т. е. упорядоченную совокупность процедур и операций, имеющих устойчивую структуру, направленную на реализацию определенной цели, и разворачивающуюся в соответствии со специально разработанным планом.
5. Формальная организация и функциональное разделение труда.
Мифотехнологии – это упорядоченная последовательность действий, сложный многоэтапный процесс, реализуемый, как правило, организованной группой исполнителей.
6. Оптимизация и обратная связь.
Мифотехнологии относятся к социально-коммуникативным технологиям, которые исходят из необходимости получения максимального эффекта при заданных ресурсах и подразумевают обратную связь, позволяющую определить, достигнута ли поставленная цель.
7. Креативность и стандартизация.
Мифотехнологии представляют собой своеобразный симбиоз нестандартных и унифицированных компонентов. С одной стороны, стандартизация – означает использование вечных образов. С другой, – мифотворчество предполагает наличие творческого креативного компонента, как нахождения различных способов удовлетворения одной и той же потребности людей.
Все эти признаки – системность, планомерность, формальная организация, обратная связь, креативность и т.д. – присущи технологии создания рекламного и PR-сообщения, а мифотехнологии, в свою очередь, являются частью данного процесса.
Следовательно, мифотехнологию можно рассматривать как инструмент управления коммуникацией социального субъекта посредством апелляции к мифу или использования мифологических образов и сценариев в структуре сообщения для решения какой-либо социально значимой задачи.
На основании этого определения к мифотехнологиям можно отнести следующие технологии: использование архетипов и использование мифологических сюжетов.
Наиболее полно мифотехнологии, основанные на использовании архетипов, рассмотрены в работе Л. Л. Геращенко «Мифология рекламы». По мнению автора, психологическим приемом рекламного воздействия с использованием архетипов является усиление подсознательного впечатления благодаря применению архетипического кодирования – соединению конкретных признаков товара с архетипическими знаками. [4]