Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:48, курсовая работа
Объект исследования: мифотехнологии как инструмент политического PR.
Предмет: виды мифотехнологий, их использование в политике.
Целью настоящей работы является изучение сущности и видов политических мифотехнологий, а также разработка собственной классификации мифотехнологий.
Гипотеза: мифологема героя является одной из наиболее востребованных и эффективных в сфере политического PR.
Введение ……………………………………………………………………..…... 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МИФОТЕХНОЛОГИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА ПОЛИТИЧЕСКИХ PR-КАМПАНИЙ………………………………………………………………...…….5
§ 1. Миф как основа конструирования мифотехнологий……………………....5
§ 2. Мифотехнологии как инструмент политического PR……………..……..12
§ 3. Виды мифотехнологий в политике………………………………..……….17
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МИФОТЕХНОЛОГИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА ПОЛИТИЧЕСКИХ PR-КАМПАНИЙ……………………………………………………...……………...23
§ 1. Мифологема героя………………………………………………..…………23
§ 2. Анализ предвыборных PR-кампаний………………………..…………….26
Заключение…………………………………………………………...…………..30
Список литературы………………………………………………………...…….31
Говоря об особенностях восприятия сообщения, построенного по этой технологии, Л. Л. Геращенко отмечает, что при восприятии сообщения на архетипическом уровне у воспринимающего автоматически усиливаются все соответствующие данному архетипу эмоциональные реакции и бессознательные ожидания. Данная технология предполагает возможность формирования изобразительного или смыслового ряда сообщения таким образом, чтобы он вызывал нужный архетип.
Каждому архетипу соответствуют определенная стилистика изображения, тип графики, выбор цвета, композиция, набор предметов (в визуальном ряду), стиль музыки. К числу архетипических знаковых кодов, использование которых вызывает в подсознании глубокие ассоциации с тем или иным архетипом, автор относит солнце, небо, воду, звезды, древо жизни, лестницу, дворец, маяк, колодец, тоннель, спираль, вихрь. К архетипическим знакам, по мнению Л. Л. Геращенко, также можно отнести геометрическую и цветовую символику. [5]
Метод использования отдельных архетипов построен на эффекте «суммирования психической энергии». Это означает, что при совмещении подходящих архетипических форм и эмоциональной части к сообщению присоединяется внутренняя психическая энергия «архетипа», что придает сообщению дополнительную убедительность и силу.
Еще одной технологией мифотворчества является использование композиционных приемов в подаче информации, которые повторяют наиболее распространенные сюжеты, известные в культурной традиции. В таких сообщениях информация располагается в «предсказанной последовательности», и поэтому воспринимающий легко доверяет такой информации, она бессознательно кажется ему знакомой.
«Традиционный (мифологический) сюжет» – это сюжет волшебной сказки, описанный отечественным исследователем В. Я. Проппом. Необходимо отметить, что сам В. Я. Пропп говорит о формальном разграничении между волшебной сказкой и мифом: «Сказка и миф иногда настолько полно могут совпадать между собой, что в этнографии и фольклористике такие мифы часто называют сказками». [6]
Анализируя волшебную сказку, исследователь выделил семь действующих лиц, наделенных определенными функциями: Герой, Отправитель, Даритель (снабдитель), Помощник, Царевна (искомый персонаж), Антагонист (вредитель), Ложный герой.
Таким образом, мифотехнологии, основанные на апелляции к традиционному мифу (использование архетипов и мифологических сценариев в сообщении), базируются на понимании мифа как «коллективного бессознательного».
Поэтому, использование мифотехнологий для распространения информации, целесообразно по трем причинам:
1. Форма сообщения, похожая по композиции на «мифологическую», заставляет воспринимающего самостоятельно додумывать недостающие элементы, заполняя пропуски позитивным отношением.
2. Гарантировано воздействие на чувства. Независимо от конкретного содержания информация будет казаться интересной, и поэтому ее будут пересказывать.
3. Форма сообщения, по композиции похожая на традиционный сюжет, легко воспроизводится без потерь при пересказе. [7]
Петр Вайль и Александр Генис писали: «Миф отвечал сразу на все вопросы – что есть жизнь и смерть, правда и ложь, победа и поражение. Он отвечал даже на те вопросы, которые не ставились. Миф всемогущ именно потому, что он знает всё. Живя в мифологизированном мире, человек наслаждается комфортом предрешенности. Ему не нужно принимать решения. <...> Индивидуальность передоверяет свою судьбу мифологическому институту – партии, правительству, старшему брату. И за это она освобождается от мучений, которые приносит личная ответственность. В мире, где правит миф, легче быть счастливым». [8]
§ 2. Мифотехнологии как инструмент политического PR
В качестве отправной точки познания, понимания и объяснения мифологизации относительно политики приведем утверждение К. Юнга о том, что мифология – это стихийно оформившийся и неосознанный образ первичного психологического опыта человека. В дальнейшем эта точка зрения стала основой для обоснования действия мифотворчества как социально-коммуникативной функции адаптации общества к реальности. Миф первичен по отношению к данной социально-культурной общности. Он «образует, конституирует надличное социальное бытие», т.е. он предстает пространством ценностей и целей, в котором человек живет, поэтому миф творит, а не объясняет реальность. [9] Сознание человека переживает миф как чувственно-эмоциональное отражение действительности, мифическая ситуация, воспринимается, как имеющая место быть на самом деле, тем самым индивид, руководствуясь своими представлениями, начинает действовать в реальности по сконструированной мифом схеме.
В социолингвистике, по определению Р. Барта, миф – это коммуникативная система, сообщение. Мифическое сообщение носит императивный, побудительный характер. Миф, отталкиваясь от конкретного понятия, возникшего в определенных обстоятельствах и ситуации, обращается непосредственно к индивиду, побуждая его к заранее запланированному действию. Миф – это искажение человеческим сознанием внешнего мира, всего его многообразия, в «гармоническую картину неизменных сущностей». Таким образом, определенная идеология, заложенная в контент мифа, предстает не как одна из точек зрения на мир, но как единственно допустимое его изображение. Язык, манипулирующий именами вещей, становится средой обитания мифа. [10]
Немецкий философ Э.Кассирер в работе «Техника современных политических мифов» говорит о целенаправленном создании мифов как средстве манипуляции массовым сознанием в политических целях. Процитируем небольшую выдержку из этой работы:
«Миф всегда трактовался как результат бессознательной деятельности и как продукт свободной игры воображения. Но здесь миф создается в соответствии с планом. Новые политические мифы не возникают спонтанно, они не являются диким плодом необузданного воображения. Напротив, они представляют собой искусственные творения, созданные умелыми и ловкими «мастерами». Нашему ХХ веку – великой эпохе технической цивилизации – суждено было создать и новую технику мифа, поскольку мифы могут создаваться точно так же и в соответствии с теми же правилами, как и любое другое современное оружие, будь то пулеметы или самолеты. Это новый момент, имеющий принципиальное значение. Он изменит всю нашу социальную жизнь». [11]
То есть миф одновременно обозначает и уведомляет, внушает и предписывает, подводит «потребителя мифа» к уверенности, что представленное сообщение не вымышленная и объективно обоснованная, система фактов.
Методы подавления и принуждения массового сознания всегда использовались в политической жизни. Но в большинстве случаев эти методы ориентировались на «материальные» результаты. Даже наиболее суровые деспотические режимы удовлетворялись лишь навязыванием человеку определенных правил действия. Они не интересовались чувствами и мыслями людей... Современные политические мифы действуют совсем по-другому. Они не начинают с того, что санкционируют или запрещают какие-то действия. Они сначала изменяют некоторые аспекты сознания людей, чтобы потом иметь возможность регулировать и контролировать их действия. Обычные методы политического насилия не способны дать подобный эффект.
Умело созданный и хорошо поставленный в рамках политических PR-кампаний миф это всегда устойчивая, не вызывающая отторжения и неприятия структура. Основными характеристиками политического мифа являются опора на образы или архетипы, которые крепко закрепились в сознании общества, и некоторая технологическая искусственность.
Почепцов Г. Г. в своих трудах выделяет следующие из возможных вариантов таких образов-архетипов:
- Царь, обладающий особой силой и аурой власти. Этим образом обычно пользовался Б. Ельцин.
- Хозяин ведет не только будничную работу, но и совершает зрелищные действия, приводящие к гигантским результатам, за что ему готовы простить мелкие грешки. Данную позицию в сознании людей оккупировал Ю. Лужков.
- Понтер. Он всегда работает на публику, постоянно провоцирует ее. Никто не может сравниться в этой роли с В. Жириновским.
- Умник. Интеллигент, прекрасные навыки общения которого, всегда есть программа действий в любой ситуации (но очень слабы организаторские способности) - Г. Явлинский.
- Романтик никогда не приживается в высших эшелонах власти. Честен, интеллигентен, привержен собственным идеалам. На это место пытается претендовать Б. Немцов, правда безуспешно.
- Профи. Для него дело превыше всего. Политика нужна только чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для бизнеса. А. Чубайс с завидным постоянством мелькает на экранах в этом образе. [12]
Политический миф самопроизвольно происходит из природы человека и, одновременно, создается им искусственно. Здесь нет ни чисто естественно-природного механизма образования, ни чисто разумного. Можно сказать, что политический миф является приспособлением некоторого культурного мифа для политических целей, симбиоза рационального и иррационального. В его основе всегда лежит некая искусственная концепция. Исходя из этого, можно выделить некоторые приемы мифотворчества:
1. Натурализация мифа – превращение легенды в естественное природное явление. Миф всегда должен заключать в себе долю объективной правды, будь то история, законы общественного устройства, классовая борьба и т.д. Данный приём опирается на сочетание достоверной или правдоподобной информации. Информация для мифа подбирается таким образом, что при её составлении должна создаться иллюзия настоящей, а не вымышленной реальности. Благодаря этому миф приобретает вид той самой реальности, в которую искренне должен поверить человек.
2. Псевдомышление – в сознание человека тем или иным способом извне, как правило через средства массовой информации, внедряется чужая мысль, которая им усваивается и впоследствии выдаётся за свою собственную. Такая мысль естественно не является продуктом самостоятельного мышления, а всего лишь хорошо усвоенная чужая мысль. Цель данного приёма: «помочь» человеку поверить в то, что решения принимаются им без постороннего влияния и чужой помощи.
3. Медиа-вакцина – этот прием заключается в том, что на людей сбрасывается огромное количество негативной информации. Общество приучают спокойно воспринимать самые жуткие сцены, формируя «толстокожесть» общества. Сформированную таким способом, а главное, постоянно поддерживаемую в этом состоянии аудиторию труднее вывести из равновесия, но, при необходимости у неё всегда можно будет пробудить необходимые манипуляторам чувства и эмоции, превращая, находящихся на значительном расстоянии людей в «психологическую» толпу. Крайняя драматизация события, влияние сильных эмоций на человека снижается критичность и рациональность его восприятия. В этом состоянии легче внушить нужные мысли, идеи, мифы.
4. «Спираль молчания». Термин «спираль молчания» был описан в книге Ноэль-Нормана «Общественное мнение: открытие спиралей молчания». Этот прием часто используют политические PR-кампании, он состоит в том, чтобы с помощью ссылок на сфабрикованные опросы общественного мнения или другие факты убедить массы в поддержке большинством общества угодной манипуляторам политической позиции, в её победе. Это заставляет людей, придерживающихся иных взглядов, из опасения оказаться в одиночестве умалчивать о своём мнении или изменять его. В результате «спираль молчания» закручивается, обеспечивая победу манипуляторам. Миф же может существовать только в том случае, если он будет разделяться членами группы, например, приверженцами определенного кандидата. Чем больше людей разделяет миф, тем выше становится возможность выигрыша.
С усложнением стратификации общества стали возникать различные политические группы, которые лоббируют свои интересы, иногда открыто заявляя о притязаниях на право власти и распределения общественных ресурсов в свою пользу, иногда прикрываясь интересами реальных или потенциальных «классов». Вследствие, одной из основных проблем становится привлечение электората на свою сторону. Но в современном мире человеку постоянно приходиться действовать в условиях крайнего профицита информации. И это играет вовсе не в сторону общества, потому что информации настолько много, она приходит со всех сторон неупорядоченной и противоречивой. Одному человеку не хватит и жизни, чтобы для себя уяснить все хитросплетения окружающего мира и разобраться в них. Но ему приходится существовать и общаться в очень сложной и запутанной системе. Чтобы компенсировать эти недостатки современной информации и появляются политические мифы, как упрощенные и главное правдоподобные объяснения реальности.
Толпой легче управлять, чем одним человеком. Масса не способна к абстрактным суждениям, массе можно только внушить, но не доказать. Поэтому истиной политика становится – миф, а управление массой опирается на знание архетипа, мифа, и разработку мифотехнологий как средства манипулирования массами.
§ 3. Виды мифотехнологий в политике
Как мы уже указывали выше, политические мифы возникают тогда, когда общество пытается получить объяснение происходящим политическим событиям. В свою очередь, мифотехнологии – это особый способ объяснения политической реальности и событий, действий политической элиты в стране. Учитывая стремительное развитие всех сфер общественной жизни, включая политическую, неизбежна трансформация или создание новых мифологем в соответствие с существующими условиями. Поэтому, для политиков мифотворчество – это способ привлечения электората, поддержки конкуренции и выживания своей идеологии, достоверного объяснения своих действий посредством смешения реальных фактов и мифологических структур.