Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:48, курсовая работа
Объект исследования: мифотехнологии как инструмент политического PR.
Предмет: виды мифотехнологий, их использование в политике.
Целью настоящей работы является изучение сущности и видов политических мифотехнологий, а также разработка собственной классификации мифотехнологий.
Гипотеза: мифологема героя является одной из наиболее востребованных и эффективных в сфере политического PR.
Введение ……………………………………………………………………..…... 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МИФОТЕХНОЛОГИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА ПОЛИТИЧЕСКИХ PR-КАМПАНИЙ………………………………………………………………...…….5
§ 1. Миф как основа конструирования мифотехнологий……………………....5
§ 2. Мифотехнологии как инструмент политического PR……………..……..12
§ 3. Виды мифотехнологий в политике………………………………..……….17
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МИФОТЕХНОЛОГИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА ПОЛИТИЧЕСКИХ PR-КАМПАНИЙ……………………………………………………...……………...23
§ 1. Мифологема героя………………………………………………..…………23
§ 2. Анализ предвыборных PR-кампаний………………………..…………….26
Заключение…………………………………………………………...…………..30
Список литературы………………………………………………………...…….31
Интересным примером использования мифологемы героя, а именно «Выходец из народа», «Заступник», «Борец» и «Особенный человек», является Арнольд Шварценеггер. Герой кинофильмов в прошлом смог перенести свой образ в настоящее. Сейчас он губернатор штата Калифорния . Арнольд родился в бедной семье, как все закончил школу, но не как все свой путь он начал в бодибилдинге, несмотря на желание отца видеть своего сына на футбольном поле. В армии служил механиком-водителем танка, и, как сам впоследствии признался, один раз утопил танк. В 2003 году Арнольд Шварценеггер стал 38-м губернатором штата Калифорния, и первым губернатором, родившимся за пределами США. Американские СМИ сопровождали ход предвыборной кампании заголовками «Governator» (гибрид «terminator» и «governor»), «Бегущий человек» и «Терминатор-4: Восстание кандидата». В своей деятельности он столкнулся с мощной оппозицией, развернувшей против него кампанию компромата и пережил существенное падение рейтинга. Несмотря на это, в 2006 году переизбрался на второй срок. В свой первый срок он начал в штате кампанию за сокращение расходов, и в рамках этой кампании отказался от зарплаты губернатора в 175 тысяч долларов в год. Вступал в ряд конфликтов с президентом США Джорджем Бушем по поводу прекращения войны в Ираке. В конце 2007 году ввел поправку, которая приводит перечень видов дискриминации, запрещённых в государственных школах.
Неординарная ситуация сложилась в политической биографии Владимира Путина. Он явился обществу как последователь Бориса Ельцина, что вызвало неодобрение общества. Люди, чья жизнь пришла в упадок, ожидали нового лидера, который будет олицетворять новую процветающую эпоху, свободную от бед и потрясений. В. Путин, успешно представил себя как «Герой-новатор», который выведет страну из кризиса и поведет за собой к экономическим вершинам, к тому же окруженный ореолом романтики (разведчик, чемпион по дзюдо).
Наиболее ярким примером мифологемы «героя» может послужить политическая деятельность Фиделя Кастро. Он позиционировал себя как «выходец из народа», «интеллектуал» «революционер», «лидер» и «заступник». Политик родился в семье с низким достатком. Его отец был земледельцем - иммигрантом из Испании. В 1941 году Фидель поступил в престижный колледж «Вифлеем», преподаватели которого отмечали в мальчике целеустремлённость и тщеславие. В 1945 году блестяще окончил колледж и поступил в Гаванский университет на факультет права. После окончания университета занялся индивидуальной адвокатской практикой в Гаванне; в частности бесплатно вёл дела бедняков. В это время он вступил в Партию кубинского народа («Ортодоксы»), и его кандидатура рассматривалась для выдвижения в парламент на выборах 1952 года.
Мифологема героя во многих политических кампаниях является фундаментальной и основополагающей. Популярность и повсеместное использование всевозможных вариантов мифологемы так же снижают ее эффективность. Уже пресытившись прозвучавшими легендами кандидатов, электорат будет воспринимать миф с долей рационализма и оценки, искать в информации подвох и ложь. Вследствие этого, затрудняется работа PR-специалистов, так как теперь концепция мифа должна быть выстроена на достоверных фактах и с учетом психографического состава электората - возраст, достаток, стремления, ожидания, желания и т. д. В связи с этим, появляются преобразованные и углубленные варианты предложенной мифологемы, к примеру, «Простой человек-сосед, подобный нам всем», «Царь», «Умник» и т. д.
В большинстве своем масса не способна к абстрактным суждениям, массе можно внушить, но не доказать. Ее истина — миф. Если концепция мифа выстроена правильно и сыграна на ожиданиях электората, то электорат воспримет ее как законченную и истинно верную. В настоящее время общество готово осознавать свои интересы только в ярких и близких образах. А что может быть ближе мифологемы героя? Толпа всегда ждет заступника и вождя, который будет исполнять ее желания и бороться за ее интересы.
Отрицательной чертой мифологемы героя может послужить ее пригодность и успешность только на ранних этапах политической кампании. Грамотно созданный и внедренный в массовое сознание миф и без вмешательства посторонних сил со временем утрачивает свою смысловую значимость и рушится, поэтому важно вовремя сменять одну мифологему другой в соответствие с профессиональным ростом политической фигуры. Согласитесь, странно было бы видеть во главе власти политика с пятилетним стажем работы, позиционирующего себя как «завоеватель» или «новатор».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как было нами показано в данной работе, мифы пронизывают все человеческое существование. Как неотъемлемая часть коллективного подсознательного они напрямую связаны с менталитетом народа, с его традициями и ритуалами.
Развитие сферы СМИ дало возможность активно эксплуатировать мифы, особенно в таких сферах, как политический PR и реклама, а конструирование мифов стало непременным инструментом манипуляции массовым сознанием.
Политические мифы присутствуют в политическом процессе современной России, приобретая все большее значение. Они проявляются в ритуалах местного регионального и общегосударственного уровня, государственных праздниках, использовании мобилизующей символики политическими партиями, технологиях политической конкуренции.
В настоящее время взаимоотношения российских политиков с населением действительно носят во многом мифологический характер. Современный кандидат зачастую позиционирует себя как заступник, «отец народа». Этот ход весьма успешен, может потому, что советская власть на протяжении многих лет воспитала в умах народа образ «мудрого отца, выходца из простого народа». К тому же, мифологема героя не требует привлечения и использования материальных ресурсов, она мобилизует самый главный - человеческий ресурс, которые есть даже тогда, когда других ресурсов не осталось. Герой создает равенство и объединяет общество. Поэтому эта мифологема является до сих пор одной из наиболее востребованных и эффективных в предвыборных RP- кампаниях.
Продолжение исследования будет состоять в изучении конкретных политических PR-кампаний, с целью выявить и обосновать особенности функционирования мифотехнологий, специфику их влияния на массовое сознание.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М., 1994.
2. Бондарь О. Мифотехнологии в практике социальных коммуникаций // Пресс-служба. 2008. № 6.
3. Бутенко А. Политические мифы сегодняшней жизни: что и кто стоит над ними?// Социс. 1994. №6.
4. Гавра Д. П. Социально коммуникативные технологии: сущность, структура, функции. // Петербургская школа PR: от теории к практике. Вып. 1: Сборник статей / Отв. ред. А. Д. Кривоносов – СПб.: Роза мира, 2003.
5. Геращенко Л. Л. Мифология рекламы. – М.: Диаграмма, 2006.
6. Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исслед.- М.: Политиздат, 1987.
7. Дубицкая В.П. Мифотехнологии в электронных средствах массовой информации. – М., 1998.
8. Иванченко И. Факты и комментарии, 1997, 17 октября, № 19.
9. Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. – М., 1991.
10. Карцева Н. Общество, лишенное мифов // Социс. 1991. №1.
11. Мирская Л. А. Миф в современной западной философии и литературе // Мир культуры. 2002. № 1-2.
12. Петрова Е. Мифологическая аргументация для создания впечатляющего образа фирмы // Рекламодатель: теория и практика. 2003. № 12.
13. Политический менеджмент: электоральный процесс и технологии/ Под ред. Л.В. Сморгунова.- М.: Флинта, 1999.
14. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. М.: СмартБук, 2009.
15. Почепцов Г.Г. Паблик Рилейшинз.- М.: Центр, 1998.
16. Пропп В.Я. Поэтика фольклора: собр. трудов.- М.: Лабиринт, 1998.
17. http://press-service.ru всероссийский профессиональный журнал «Пресс- служба».
18. http://crystalorange.raso.ru конкурс «Хрустальный апельсин» – открытый Всероссийский конкурс студенческих работ в области развития связей с общественностью.
19. http://pr-life.ru статьи по PR-тематике.
20. http://luchnik.ru Национальная премия в области развития связей с общественностью «Серебряный Лучник».
[1] Ирмшер Й. Словарь античности// Йоне Р. перевод с нем. – М.: Прогресс, 1989, С.704.
[2] Карцева Н. Общество, лишенное мифов // Социологические исследования. 1991. №1. С.156.
[3] Гавра Д. П. Социально коммуникативные технологии: сущность, структура, функции. // Петербургская школа PR: от теории к практике. Вып. 1: Сборник статей / Отв. ред. А. Д. Кривоносов – СПб.: Роза мира, 2003. – С. 30.
[4] Геращенко Л. Л. Мифология рекламы. – М.: Диаграмма, 2006. – С. 319.
[5] Там же. – С. 338.
[6] Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – М.: Лабиринт, 2000. – С. 18.
[7] Петрова Е. Мифологическая аргументация для создания впечатляющего образа фирмы //Рекламодатель: теория и практика. 2003. № 5. С. 24.
[8] Цит. по Геращенко Л. Л. Мифология рекламы. – М.: Диаграмма, 2006. – С. 208.
[9] Дубицкая В.П. Мифотехнологии в электронных средствах массовой информации.- М., 1998.- С. 72.
[10] Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика.- М., 1994.- С. 72-98.
[11] Кассирер. Э. Техника современных политических мифов. – М., 2002 – С.54.
[12] Почепцов Г.Г. Имиджелогия. – М.: Ваклер, 2002. – С. 159-160.
[13] Иванченко И. Факты и комментарии, 1997, 17 октября, № 19.
[14] Г.Г. Почепцов. Имиджелогия. М.: – СмартБук, 2009.- С. 153.
[15] Г.Г. Почепцов. Имиджелогия. М.: – СмартБук, 2009.- С. 155-157.
[16] Г.Г. Почепцов Имиджелогия. М.: – СмартБук, 2009.- С.157-160.
[17] Г.Г. Почепцов Имиджелогия. М.: – СмартБук, 2009.- С. 160-162.
[18] Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. - М., 1991. - С. 105-106.