Радио как средство массовой коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:07, курсовая работа

Описание

Цель работы: Анализ радио как эффективного средства массовой коммуникации. Достижению данной цели способствует постановка следующих задач:
1. Изучение теории массовой коммуникации: ее понятий, сущности и средств.
2. Рассмотрение видов массовой коммуникации.
3. Изучение истории появления радио, основных функций и задач.
4. Сопоставление и анализ радио как средства массовой коммуникации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава1 Феномен массовой коммуникации………………………………………5
1.1Теория массовой коммуникации: сущность, понятия средства
массовой коммуникации………………………………………………………….5
1.2Виды массовой коммуникации……………………………………………...11
Глава 2 Радио, как средство массовой коммуникации………………………..19
2.1 Радиовещание в системе современных каналов коммуникации…………19
2.2 Анализ Челябинских радиостанций как средства массовой
коммуникации……………………………………………………………………39
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы.……………………………………………………………...46

Работа состоит из  1 файл

радио исправленная 1.docx

— 85.26 Кб (Скачать документ)

Оглавление

С

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава1 Феномен массовой коммуникации………………………………………5

1.1Теория массовой коммуникации: сущность, понятия средства

массовой коммуникации………………………………………………………….5

1.2Виды массовой коммуникации……………………………………………...11

Глава 2 Радио, как средство массовой коммуникации………………………..19

2.1 Радиовещание в системе  современных каналов коммуникации…………19

2.2 Анализ Челябинских радиостанций как средства массовой

коммуникации……………………………………………………………………39

Заключение……………………………………………………………………….45

Список литературы.……………………………………………………………...46

 

Введение

 

Радио уже давно и прочно вошло в жизни очень многих из нас. Каждый день мы слушаем свои любимые радиостанции, наслаждаемся музыкальными композициями, принимаем  участия в различных интерактивных  программах, и уже, в большинстве  своем, не мыслим жизни по - другому – без радио. Оно всегда где-то здесь, близко: в машине, дома, в офисе…

Радио в качестве средства массовой информации появилось значительно  раньше телевидения и по сей день занимает устойчивые позиции на медиа-рынке. Появление возможности слушать  любую радиостанцию в сети Интернет эти позиции еще более укрепило.

Вслед за огромными по нынешним меркам советскими радиоприемниками появилось  радио, которое вполне можно поместиться  в кармане или кошельке. Современные  интернет-технологии дают возможность  слушать радио, без каких бы то ни было дополнительных приспособлений, помимо компьютера. И все-таки даже в эру высоких технологий не изменилось главное – любимая музыка, которая избавляет от чувства одиночества и прогоняет уныние.

Является ли радио на сегодняшний  день эффективным средством коммуникации? И является ли вообще средством коммуникации? Эта тема актуализируется еще  и потому, что слишком много  различных вопросов, а ответов, к  сожалению не хватает. А информация по данной теме, несомненно, важна, для специалистов, работающих в области журналистики, PR, маркетинга и т.д.

В качестве объекта в данной работе мы рассмотрим радио и массовую коммуникацию, предметом является отношение радио к средствам массовой коммуникации в настоящее время.

Цель  работы: Анализ радио как эффективного средства массовой коммуникации. Достижению данной цели способствует постановка следующих задач:

1. Изучение теории массовой  коммуникации: ее понятий, сущности  и средств.

2. Рассмотрение видов  массовой коммуникации.

3. Изучение истории появления  радио, основных функций и задач.

4. Сопоставление и анализ  радио как средства массовой  коммуникации.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении материала, касающегося массовой коммуникации, ее понятий, сущности и средств.

Практическая  значимость исследования состоит в применении полученных знаний, выводов в деятельности специалистов, например, связи с общественностью, тесно взаимодействующих со средствами массовой коммуникации.

Исследование состоит  из введения, основной части, заключения, и списка используемой литературы при  написании работы.

Работа состоит из двух глав. В первой главе отражены теоретические аспекты понятий и функционирования массовой коммуникации. Во второй главе проводится анализ сопоставления радио к средствам массовой коммуникации.

Решение задач исследования оказалось возможным при условии  обращения к широкому кругу научной  литературы и сети Интернет. Изучению данного вопроса посвящено немало работ отечественных и зарубежных специалистов в области журналистики, и теории коммуникации, таких как: Гарольд Лассауэлл, Г.Г.Почепцов, Н.Н. Богомолова и др.

 

 

 

 

1 Феномен массовой коммуникации

1.1Теория массовой коммуникации: сущность и понятия массовой коммуникации

 

Социологическая теория массовой коммуникации, как и современная  социология в целом, - чрезвычайно  сложное и противоречивое образование, представленное множеством различных  школ и течений. Они отличаются друг от друга по своей теоретической  направленности, по политической ориентации, по времени возникновения, по исторической судьбе. Существовало и существует немало попыток систематизации современных  социологических воззрений.

Единая теория массовой коммуникации исторически складывалась и до сих  пор формируется из научных подходов, позиций и исследований многих ученых – представителей как общественных, так и естественных и технических  отраслей знания. Она формировалась  в русле философии (Аристотель, Д. Локк, Т. Гоббс и др.), исследований по социологии и психологии (Г. Тард, Г. Лебон – конец XIX – начало XX века, Л.С. Выготский – 30-е годы, Т. Адорно, Г. Лассауэлл, Г. Маркузе, М. Хоркхаймер, П. Лазарсфельд, Р. Мертон и др. – 40-е  годы, Ю. Хабермас, С. Московичи, А. Менегетти  и др. – 60–80-е годы XX века). Нами рассмотрены лишь ключевые периоды, дававшие толчки и новые импульсы теории в соответствии с новыми социальными изменениями. Теория массовой коммуникации оформлялась в русле исследований проблем теории информации и новой науки – кибернетики (Н. Винер, К. Шеннон, С. Бир и др. – 40–50-е годы), научных разработок в области теории информации, культурологии и эстетики восприятия (М. Бахтин – 30- е годы, А. Моль, Ю. Лотман – 60–70-е годы), теории журналистики и журнализма (советская школа журналистики 60–70-х годов XX века, получившая развитие на базе одноименного факультета МГУ им. Ломоносова). До конца еще не оценен, как теперь все более выясняется, тот вклад, который сделали в теорию массовой коммуникации, разрабатывая естественнонаучные, философские, психологические и филологические концепции, русские мыслители Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский, В.И. Вернадский, А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, Л.С. Выготский.

П. Лазарсфельд и Р. Мертон рассматривают массовую коммуникацию в контексте организуемого ими социального действия и провоцируемых массовых вкусов. Поэтому если обобщить их суждения о массовой коммуникации и ее основных функциях, то можно сделать вывод, что массовая коммуникация представляет собой поток коммуникативных действий с целью (помимо чисто информационных, просветительских целей):

- присвоения статуса общественным  проблемам, личностям, организациям  и общественным движениям;

- укрепления социальных  норм;

- наркотизации социума. 

«То, что массовая коммуникация повышает уровень информированности  широких слоев населения, является бесспорным. Вместе с тем возрастающий поток сообщений массовой коммуникации может непреднамеренно преобразовывать  энергию людей от активного участия  к пассивному знанию» [9; с.144].

Одним из основателей социологического направления теории массовой коммуникации является Гарольд Лассауэлл. В его  работах (как и в трудах Н. Винера) информационные связи исследуются  как неотъемлемые атрибуты жизненной  материи. Однако общественные структуры  обладают своими специфическими качествами, которые порождаются необходимостью сохранения социальных институтов, духовных ценностей и их идеологического  обеспечения. Исходя из этого Г. Лассауэлл  выделял три основные функции  социально-коммуникативных процессов:

- контроль за средой,

- корреляция всех компонентов общества для его сохранения и развития,

- передача социального наследия другим поколениям.

По его мнению, в демократических  обществах рациональные выборы ценностей  зависят от просвещенности, которая, в свою очередь, зависит от коммуникаций, но особенно от равноценности внимания к ним среди лидеров, экспертов  и массы рядовых людей.

Э. Багиров еще в 1978 г. опубликовал  среди прочих схем прикладных моделей  коммуникации тогда еще широко не известный у нас окончательно сформулированный Г. Лассауэллом вывод  относительно акта коммуникации:

- кто сообщает,

- что именно сообщает,

- каналы передачи сообщения,

- эффективность .

Эффективность в схеме Г. Лассауэлла, в отличие от модели Шеннона-Уивера, представляется как конечная и главная цель коммуникации. Однако, как позже отмечали исследователи, передаваемые по каналам связи сообщения, отнюдь не всегда приводят к ожидаемому результату.

Массовая коммуникация — это деятельность по добыванию, упорядочению, обработке и передаче информации.

Массовая коммуникация — это деятельность по добыванию (открытию, изобретению) новых смыслов, приближающих человека к постижению истинного и нравственного знания.

В рамках исследования возникает  необходимость дифференциации таких  понятий как «коммуникация» и  «информация». Смешение этих понятий  приводит к смешению понятий «средства  массовой информации» и «средства  массовой коммуникации». Эти понятия, не совпадающие и даже не пересекающиеся. Информация существует практически  везде - как в природе, так и  в социуме. Эта информация существует объективно, то есть независимо от нашего знания о ней. Коммуникация, в свою очередь, является сугубо социальным явлением и осуществляется посредством различного рода информации. Другими словами, информация - это средство актуализации коммуникации как процесса, но не наоборот, так как информация актуализируется в сознании человека самыми различными средствами, например, наблюдениями за окружающим миром. Коммуникация любого вида предполагает, в отличие от информации, наличие сознания. Смешение понятий информации и коммуникации связано с тем, что социальная информация, циркулирующая во всех уровнях социума, также предполагает наличие сознания, как впрочем, и все социальные процессы, связанные с деятельностью человека. Следует заметить, что функция воздействия на аудиторию принадлежит не информации, а коммуникации как социальному процессу, реализующему данную функцию при помощи информации. В этой связи будет корректным при описании массово-коммуникационных процессов использовать термин «средства массовой коммуникации», или «массовых коммуникаций», имея в виду множественность технических каналов массово-коммуникационного воздействия. Термин «средства массовой информации» был основным при описании массово-коммуникационной деятельности в исследованиях советского периода. С точки зрения современного уровня развития социологии массовой коммуникации, можно сказать, что применение термина «средства массовой информации» не является грубой ошибкой. Просто он характеризует деятельность массовой коммуникации со стороны явления, но не сущности. Другими словами, массовая коммуникация представляется как массово-информационная деятельность, то есть сущность массовой коммуникации проявляется посредством массовой информации [2; с.101].

Теоретики массовой коммуникации разрабатывали основы этой теории и  развивали ее положения, прежде всего  с целью исследования того, каковыми могут быть направления и методы, условия и результаты воздействия  определенных идей, стереотипов, мнений, образов на умы и души, мнения и политические взгляды людей, читателей и зрителей, потребляющих массовую информацию.

Массовая коммуникация, прежде всего, характеризуется:

- наличием технических  средств, обеспечивающих регулярность, и растиражированность;

- социальной значимостью  информации, способствующей повышению  мотивированности массовой коммуникации;

- массовостью аудитории,  которая вследствие ее рассредоточенности  и анонимности требует тщательно  продуманной ценностной ориентации;

- многоканальностью и  возможностью выбора коммуникативных  средств, обеспечивающих вариативность  и вместе с тем нормативность  массовой коммуникации.

Главным условием, определяющим массовую коммуникацию, является специфика  аудитории и коммуникатора.

Система средств массовой коммуникации обладает определенными  характеристиками, если говорить о  ее теоретической модели. Наиболее полно и адекватно представлены данные характеристики в модели, предложенной в 60-е годы прошлого века Г. Гербнером:

1. Средства массовой коммуникации  включают в себя дистанционные  способы передачи информации, максимально  доступные аудитории. Эта доступность  может быть рассмотрена:

-в физическом смысле, когда информационная инфраструктура  достигает необходимой насыщенности  на всем ареале проживания  аудитории;

-в экономическом смысле - потребление информации финансово  доступно самым широким массам  населения.

2. Информация адресуется  большим массивам разрозненной  и анонимной для источника  аудитории.

3. Система функционирует  как производство, подчиняющееся  основным законам бизнеса; как  корпоративное производство со  своими социальными целями; как конвейерное производство с максимальным разделением труда, где каждый участник имеет узкую специализацию и в малой степени определяет выходные параметры готового продукта.

4. Источником информации  для системы средств массовой  коммуникации является не личность, а формальная организация со  своими стандартами качества  продукции и профессиональными  требованиями к работникам.

5. Производство информации  в системе сложно технологически.

6. Для аудитории средств  массовой коммуникации характерна  черта, которую можно определить  как устойчивость, регулярность  отношений.

7. Взаимоотношения информационного  продукта и потребителя подчиняются  законам рынка, где происходит  обмен продукта на деньги и  внимание потребителя.

Информация о работе Радио как средство массовой коммуникации