Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:07, курсовая работа
Цель работы: Анализ радио как эффективного средства массовой коммуникации. Достижению данной цели способствует постановка следующих задач:
1. Изучение теории массовой коммуникации: ее понятий, сущности и средств.
2. Рассмотрение видов массовой коммуникации.
3. Изучение истории появления радио, основных функций и задач.
4. Сопоставление и анализ радио как средства массовой коммуникации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава1 Феномен массовой коммуникации………………………………………5
1.1Теория массовой коммуникации: сущность, понятия средства
массовой коммуникации………………………………………………………….5
1.2Виды массовой коммуникации……………………………………………...11
Глава 2 Радио, как средство массовой коммуникации………………………..19
2.1 Радиовещание в системе современных каналов коммуникации…………19
2.2 Анализ Челябинских радиостанций как средства массовой
коммуникации……………………………………………………………………39
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы.……………………………………………………………...46
2 Радио, как средство массовой коммуникации.
2.1 Радиовещание в системе современных каналов коммуникации
У истории XX века практически нет иного столь яркого примера взаимодействия и взаимовлияния, как радио и другие каналы массовой информации. Всего три десятилетия относительно спокойной жизни технический прогресс дал радиовещанию для упрочения своих позиций. Уже в середине 50-х годов о нем высказывались как о «факире на час». Если принимать во внимание время существования нашей цивилизации, то три десятилетия – это даже не час, а мгновение.
Тысячу лет назад китайский
поэт и ученый Ван Цзюньюй, чаще именуемый
в древних книгах как Ван Ци,
изрек и записал: «Не доставляет
удовольствия слушать то, что надлежит
смотреть». Некоторое время спустя
он выразился еще более точно:
«Лучше один раз увидеть, чем сто
раз услышать». Через десять веков
присказка зазвучала как
«Могильщиков» радио трудно
обвинить в преувеличении. Экспансия
телевидения во всем мире достигла
таких размеров, что возникли сомнения
в правомерности жизни и
Даже самые доброжелательные исследователи сходились во мнении, что судьба радио в микроминиатюризации технических средств: вот создадут инженеры приемник размером с аптечную таблетку (технически это вполне возможно, более того, эта идея практически была реализована к концу 70-х годов) и будет она подавать сигналы, вмонтированная в петлицу, сообщая погоду и наиболее важные новости. Что же касается обширной событийной и художественной информации, общения с коммуникатором, аудиокультуры во всех ее разновеликих и многообразных аспектах... то «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Такое мнение распространилось
в среде специалистов, наблюдавших
взаимоотношения средств
К началу второй половины XX века могущество телевидения, особенно в споре со зрелищными видами искусств (театр, кино, эстрада) и аудиокультурой (радио, грамзапись), казалось всесокрушающим. Но в то же время исследователи стали обращать внимание на целый ряд парадоксов в развитии как системы СМИ в целом, так и отдельных ее элементов. Прежде всего, эти парадоксы стали проявлять себя в наиболее развитых «телевизионных державах», в частности в Соединенных Штатах Америки.
В 1959 году, на пике «телевизионного бума», в США насчитывалось 3879 радиовещательных станций различной мощности. В это же время работало около 900 телестанций. Американцы, как известно, не любят вкладывать деньги в предприятия, не приносящие прибыли. Прибыль же на радио и телевидении связана с передачей рекламы. А количество рекламодателей и суммы прибылей непосредственно зависят от расширения или сужения аудитории.
Через несколько лет возникла
следующая ситуация, изумив и специалистов,
и широкую публику: к 1976 году в
США работало 8120 радиовещательных станций
различной мощности при 1016 телевизионных
студиях; соотношение – 1:8 против 1:4
восемнадцать лет назад. В отдельных
штатах и городах еще более
выразительные показатели свидетельствовали
о том, что радио не теряет аудитории
и телевидению в своем
К началу 70-х годов наиболее
дальновидные специалисты в разных
странах, главным образом там, где
телевидение удовлетворяло
На рубеже 80-х годов
социологи публикуют результаты
исследований, из которых следует, что
в некоторых полностью телефи-
Можно вспомнить и такой – не единственный в своем роде – курьез: в одной из европейских стран газета, печатавшая телевизионные программы, объявила в качестве приза 750-тысячному подписчику цветной телевизор новой модели, но по просьбе читателей он был заменен на стереофонический радиоприемник.
Западногерманские футурологи X. Байнхауэр и Э. Шмакке в своем обширном труде «Мир в 2000 году» специальную главу посвятили взаимоотношениям радио и телевидения и высказали такой прогноз: «Никаких серьезных изменений в этой области не произойдет, хотя и предусмотрено дальнейшее расширение телевизионной сети и увеличение объема передач по каналам телевидения. Единственной уступкой радиовещания будет разработка новой структуры его программ» [1; с.113].
Этот прогноз был сделан немецкими учеными в ситуации, когда большинство их коллег пророчили если не полное, то, по крайней мере, глобальное сокращение радиовещания вообще. Как показала жизнь, они ошибались, в то время как прогноз X. Байнхауэра и Э. Шмакке оправдался полностью. Объем радиовещания в принципе увеличивался параллельно с ростом телевидения, а вот его структура менялась резко, о чем особенно ярко свидетельствует эволюция радиопрограмм в отечественном эфире: строго дифференцированные по содержательным и адресным критериям коммерческие радиостанции значительно превышают по объему вещания параметры бывшего Всесоюзного радио, предоставляя слушателям столь же выросшую, но принципиально изменившуюся тематическую палитру передач.
Каким же образом радио удается сохранить свою привлекательность в действительно очень трудных для него условиях жесточайшей конкурентной борьбы за внимание аудитории? Здесь правомерно выделить три природных свойства радиовещания, обусловливающих его жизнеспособность.
1. В структуре современных
СМИ радио остается наиболее
оперативным. Ни телевидение,
ни кинематограф даже на
2. Из всех СМИ радио
является самым удобным («
3. Радиовещание оказывает
несомненное психологическое
Радио возбуждает фантазию, стимулирует чувства и тем самым дает работу и мышлению, и неосознанным эмоциям. Иначе говоря, оно помогает человеку выйти из той эмоциональной «стабильности», в которую приводят его бесконечно повторяющиеся, постоянно дублирующие друг друга служебные, рабочие и бытовые обстоятельства, условия среды, регламентирующие развитие личности.
Радио высвобождает воображение
и определенным образом компенсирует
тот эмоциональный и
К этому следует добавить и повторяемость всевозможных стрессов, которые человек получает на работе, в быту, в обстоятельствах жизни большого города. Эти стрессы, как утверждают психологи, также полностью подчиняют себе мышление и эмоции.
Что же происходит с индивидуумом?
До предела «загруженный»
проблемами напряженного производственного
дня, окунувшись в агрессивную по
отношению к отдельной личности
общественную среду в дороге, человек
и дома не всегда может избежать
разнообразных хлопот и тревог. Наконец
вечером он садится к телевизору
и... получает с огромной экспрессией
отобранные и продемонстрированные
слепки (копии, аналоги) тех самых
стрессовых фактов, ситуаций и обстоятельств,
которые сопровождали его в течение
дня. Причем получает он их с высокой
точностью и большой
Таковы основные свойства радио, позволяющие ему успешно взаимодействовать (при хорошем организационном уровне) с телевидением, сохраняя при этом неповторимые методы и формы воздействия на аудиторию, а также интерес слушателей.
Необходимо знание функций радиовещания для четкого построения сетки вещания, при выборе формата станции, при формировании структуры и содержания вещательных программ и передач. Остановимся более подробное на описании функций радиовещания.
I. Информационные функции. Все средства массовой информации получили свое название потому, что первым и главным их качеством – тем, ради чего и создавались, скажем, петровские «Ведомости», – была способность удовлетворить информационные потребности личности, общества и государства. Радио распространяет информацию полнее, быстрее, достовернее и эмоциональнее других СМИ. Из общетеоретических курсов по журналистике известно разнообразие толкований понятия «информация». Здесь мы употребляем этот термин в самом узком и конкретном смысле: осведомление людей о событиях в стране и мире, рассказ о новостях. Лишь в этом значении можно выделить собственно информационную функцию радио, поскольку информацией в широком плане является и трансляция театрального спектакля. Попадая в контекст радиопрограммы, любая передача обретает дополнительную информационную окраску благодаря взаимосвязи с другими элементами программы и событиями дня.
Регулярное получение социальной информации стало для человека необходимым условием полноценного участия его в современной жизни. Информационные выпуски, состоящие из репортажей и устных сообщений о том, что произошло в последние часы в мире или в том регионе, на который вещает данная станция, составляют опорные точки ежедневной сетки вещания. Все остальные радиопередачи располагаются в интервалах между выпусками новостей. Сдвиг выпуска новостей с традиционного места и времени в эфире – событие чрезвычайное, но характерное для переустройства системы массового вещания в конце XX века.
Доступность информации для
широких слоев населения, возможность
свободного выбора ее источников и
уровень информированности
Информация о работе Радио как средство массовой коммуникации