Радио как средство массовой коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:07, курсовая работа

Описание

Цель работы: Анализ радио как эффективного средства массовой коммуникации. Достижению данной цели способствует постановка следующих задач:
1. Изучение теории массовой коммуникации: ее понятий, сущности и средств.
2. Рассмотрение видов массовой коммуникации.
3. Изучение истории появления радио, основных функций и задач.
4. Сопоставление и анализ радио как средства массовой коммуникации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава1 Феномен массовой коммуникации………………………………………5
1.1Теория массовой коммуникации: сущность, понятия средства
массовой коммуникации………………………………………………………….5
1.2Виды массовой коммуникации……………………………………………...11
Глава 2 Радио, как средство массовой коммуникации………………………..19
2.1 Радиовещание в системе современных каналов коммуникации…………19
2.2 Анализ Челябинских радиостанций как средства массовой
коммуникации……………………………………………………………………39
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы.……………………………………………………………...46

Работа состоит из  1 файл

радио исправленная 1.docx

— 85.26 Кб (Скачать документ)

Изменение характера обращенности к аудитории повлекло изменение стилистики вещания и уточнение содержания радиопередач: с одним собеседником, разумеется, нельзя общаться так, как с людьми на многотысячном собрании.

Радиовещание сегодня  адресует свои передачи многочисленной аудитории, которую можно разделить  на две категории. Первая – это потенциальная аудитория. Она включает всех слушателей, которые находятся в зоне «охвата» станции и имеют возможность принимать ее программы. Вторая – реальная аудитория. Это та часть слушателей, которые ориентированы на данную станцию, постоянно настраивают свои приемники на ее волну и считают станцию «своей». С появлением каждой новой радиостанции у нее сначала возникает потенциальная аудитория, что обусловлено чисто техническими причинами; но в качестве главной задачи в этот же период выдвигается борьба и за реальную аудиторию. И здесь на первом плане оказываются факторы уже не технического, а творческого порядка, от которых зависит привлечение к станции общественного интереса, создание и постоянное расширение ее устойчивого круга слушателей. Размеры реальной аудитории определяют значение, вес, авторитет радиостанции – ее социологический рейтинг, существенный в политическом и коммерческом отношениях.

Каковы же основные особенности  контакта радиожурналиста и аудитории, обеспечивающие успех станции?

1. Аудитория радио рассредоточена  в пространстве. Адресованная множеству  людей, сотням тысяч, а иногда  и миллионам, радиопередача воспринимается  слушателем индивидуально или  в малой группе из двух-трех  человек. Поэтому журналистский  разговор со всеми становится  одновременно разговором с каждым в отдельности. Преодоление этого объективного противоречия между массовой направленностью и индивидуальностью приема радиопередачи является одним из важных критериев профессионализма радиожурналиста и требует, с одной стороны, умения говорить на языке потребностей и мотивов поведения всей аудитории, выбирать темы и содержание, актуальные для нее, а с другой – особого стиля общения: не пафосно-декламационного, не официально-делового, не панибратски-амикошонского, как это иногда бывает, а доверительно-межличностного, уважительного по отношению к собеседнику – слушателю.

2. Аудитория радио не  просто рассредоточена в пространстве, она рассредоточена психологически. Настраивающие приемник оказываются  в поле действия передачи чаще  всего без сложившейся предварительной  установки на восприятие в  той степени, какая бывает у  телезрителей, начинающих смотреть  выбранную передачу после ознакомления  с программой. Если публично выступающий  оратор имеет дело с аудиторией, представляющей собой некое психологическое  единство в связи с причиной, побудившей ее собраться вместе, то положение «входящего в  дом» радиожурналиста сложнее:  в своем сообщении ему предстоит  каждый раз создавать и вызывать  мотив заинтересованности у своих  слушателей, чтобы привлечь и  удержать их внимание.

3. В радиоаудитории слабо  или не всегда работает фактор  обратной связи, как это имеет  место, например, в театре, на концерте  или во время публичного выступления,  где иногда с помощью умелого  воздействия на часть слушателей  можно активизировать и «захватить»  сразу всю аудиторию. Слово  радиожурналиста должно дойти  до каждого в отдельности, кто  находится у радиоприемника, и  эффективность его работы будет  измеряться суммой индивидуальных  впечатлений слушателей.

Существенное значение для  выбора приемов установления и поддержания  контакта с аудиторией имеет программный тип радиостанции (формат станции), в котором определены расчетная аудитория, предметная область, стилистика вещания, направленность и тематический характер программ. К примеру, очень широкий программный тип «Радио-1» или «Радио России», который можно обозначить как «радио для всех и обо всем», предполагает в качестве слушателей практически все население страны. Несколько другая, более узкая направленность у «Маяка» – «информационно-музыкальная программа для взрослой аудитории», у «Молодежного канала» – «передачи широкого профиля для молодежи», московская станция «Авторадио» в соответствии со своим названием ведет передачи для слушателей-автомобилистов.

Восприятие радиопередачи  – динамичный процесс, находящийся  под влиянием многих психологических  факторов. Слушание радио для аудитории, как правило, не только не единственное, но чаще всего второстепенное занятие (это природное ограничение радио  – одновременно и его достоинство), и «слушать» не обязательно означает «слышать».

Обычно выделяют следующие  типы слушания радио.

Поисковое – когда слушатель, вращая ручку или нажимая кнопки настройки приемника, проводит ориентацию в эфире, ищет, на чем остановить свой выбор. Это этап подготовки к слушанию. Дальнейшее развитие событий зависит от того, предложит ли ему радио нечто отвечающее в данный момент его духовной потребности и эмоциональному состоянию. Слушатель не останется на волне данной станции, если передача раздражает его или не соответствует настроению.

В зависимости от полноты  удовлетворения интереса активизируются различные механизмы внимания человека, возникают другие типы слушания.

Фоновое – когда радиопередача является элементом окружающей обстановки, находится на периферии восприятия и затрагивает лишь частично или не затрагивает вовсе сферу сознания слушателя. Его внимание находится в «дремлющем режиме» и одновременно в готовности активизироваться под действием нового, сильного речевого или музыкального стимула, изменения темы или формы материала. Исследователями психологии массовых информационных процессов подмечено, в частности, что внимание радиоаудитории автоматически обостряется на несколько секунд после окончания предыдущего сообщения и в начале следующего, т.е. на время, необходимое для решения: принимать или отбраковать его.

Выборочное, или  селективное, – когда воспринимаются лишь части, фрагменты программы или сообщения, которые сознание слушателя выделяет и фиксирует как центры интереса. Промежутки между ними превращаются в пустотные с точки зрения нового восприятия временные интервалы, используемые сознанием для осмысления значения информации, выхваченной из непрерывно передаваемого потока.

Сосредоточенное – когда с установкой на полное понимание и запоминание слушается все сообщение или группа сообщений. Даже при наличии серьезных мотивов, специального интереса сосредоточенное слушание требует определенных затрат психической энергии и, что существенно, отстранения от других дел и потому является, скорее, исключением, чем правилом, в общении аудитории с радио.

Названные типы слушания не всегда можно вычленить в чистом виде. Чаще всего люди слушают радио  в фоновом и выборочном режимах. Однако все перечисленные способы  контакта аудитории с радиостанцией  непрерывно взаимно переплетаются, переходя один в другой. Под влиянием обстоятельств одну и ту же передачу различные люди слушают по-разному.

В приведенных характеристиках  типов общения радио и аудитории  постоянно используется слово «внимание». Без этого понятия невозможно обойтись, когда речь заходит о  последнем звене коммуникационной цепи, которое обозначается как «получатель  сообщения».

Редакционные разговоры  о том, каким образом «привлечь, захватить и удержать внимание»  слушателей, – предмет бесконечных  раздумий, удач и ошибок, творческих поисков, которые сопровождают радиожурналиста  всю его профессиональную жизнь. Действительно, от умения мобилизовать и оптимально использовать внимание – этот феномен человеческой психики, организующий весь процесс освоения сообщений (восприятие, понимание, осмысление, запоминание или отторжение) –  во многом зависит эффективность  работы радио.

В условиях огромного потока информации, получаемой из внешнего мира, человеческое сознание во избежание  перегрузки вынуждено прибегать  к избирательному восприятию. Принцип  экономии мышления заставляет целесообразно  направлять психическую активность, или, что то же самое, сосредоточивать  внимание на сведениях, субъективно  значимых в данный момент для получателя, и опускать, не воспринимать то, что не представляет ценности. Поэтому путь к сознанию аудитории для радиожурналиста начинается с абсолютно необходимого условия – понимания, чем и как привлечь ее внимание.

Основное условие здесь  – правильное определение своей  аудиторной ниши, формирование категории  слушателей с ориентацией на данную станцию.

Работа радиожурналиста  над материалом для эфира связана  с учетом возможностей человеческой памяти.

Запоминание – способность  сознания закреплять, удерживать в  течение какого-то отрезка времени  фрагменты информации. Это своеобразный аккумулятор жизненного опыта человека. Однако следует учитывать, что он имеет определенную, отнюдь не беспредельную  емкость – физиология и здесь  ставит свои границы в виде некоторых  предохранителей от перегрузки.

Существует несколько  видов памяти: оперативная – сохраняющая некую сумму фактов, единиц информации в пределах лишь одного коммуникационного акта (например, чтобы понять смысл единичного сообщения в информационном радиовыпуске); кратковременная – фиксирующая информацию на время, пока она актуальна для данной жизненной ситуации; долговременная – входящая в базовую сферу сознания личности, где закреплены убеждения, установки отношения к действительности, критерии жизненных ценностей, стереотипы и т.д.

Хотя коммуникационный эффект журналистская практика связывает  с закреплением материала именно в долговременной памяти, понятно, что  из всего огромного массива поступающей  каждый день информации в ней оседает  лишь ее незначительная часть. Этот вид  памяти загружается методом постепенного, длительного накопления. В повседневной же работе радиожурналисту приходится ориентироваться на оперативную  память. Этот фактор, это умение –  один из критериев профессионализма в установлении надежного контакта с аудиторией. Темп подачи информации в зависимости от ее сложности, приемы разъяснения и повторов, используемая лексика, звуковое качество материала – все эти параметры передачи должны обеспечить ее удобослушаемость, т.е. соответствовать психофизическим возможностям аудитории.

 

2.2 Анализ радио как средства массовой коммуникации

 

Анализ радио как средства массовой коммуникации, и эффективности  радио в таковом амплуа, можно  рассмотреть, обратившись и посмотрев  с точки зрения рекламы. Реклама, призвана продавать, она ориентируется  на массовость аудитории, т.е. на массовую коммуникацию. Выполнить рекламе  свою главную функцию помогут  только эффективные инструменты  массовой коммуникации, являющиеся действительно  приоритетными.

Радио ежесекундно вступает в самую острую конкуренцию с  другими СМК. Речь идет прежде всего о:

- телевидении во всех его формах;

- интернете и родственных  ему формах распространения информации;

- печатных СМИ в традиционном  понимании этого слова (часть  из них существует и в электронном  виде);

- кино, и других различных видах носителей аудио и видеоинформации.

Бурное развитие и увеличение количества прямых конкурентов радио, борющихся с ним за рекламный  рынок, имеет непосредственное влияние  на будущее этого электронного СМИ. Многочисленные конкуренты пытаются использовать в своей борьбе слабые стороны  радиовещания, а радио защищается, разыгрывая свои козыри.

Проанализируем сильные и слабые стороны.

Сначала рассмотрим, в чем  же преимущества радио в борьбе за слушателя:

- Способность быть везде:  возможность "обслуживать"  многомиллионные группы населения  при относительной дешевизне  радиопроизводства, а также доступность,  миниатюрность и относительно  небольшая цена радиоприемников  создают прекрасные предпосылки  для того, чтобы любой человек  в любое время в любом месте  имел возможность слушать радио.  Это позволяет, например, рекламодателю сообщить необходимую информацию потребителю рекламной продукции даже там, где телевидение это сделать неспособно. Еженедельно вольно или невольно (например, в общественных местах) радио слушает 82,6% населения старше 12 лет.

- Одновременность: слово,  сказанное в эфирной студии  или во время прямого репортажа  с места событий, любой воспроизведенный  звук практически в ту же  секунду доходят до уха слушателя.  По утрам радио служит наилучшим  источником любой информации. В  случае кризисов оно приносит  новости в течение всего дня.  Радио позволяет радиожурналисту  или рекламодателю очень быстро  отреагировать на любое событие  (политическая новость, место  распродажи товаров и т.д.).

- Разнообразие: любой слушатель  в любом месте имеет доступ  к большому числу различных  радиопрограмм от 4-5 в маленьких  городах до 25 и более в мегаполисах.  В дополнение к этому благодаря  спутникам и интернету существует  возможность подключения к огромнейшему  количеству радиостанций по всему  миру. При этом минусы ультракоротковолнового  вещания (распространение радиоволн  этого диапазона возможно только  в пределах прямой видимости), превращаются в его плюсы, позволяя  рекламодателю лучше воздействовать  на население на местах. Благодаря  различному форматированию эфира  разных радиостанций рекламодатель  может работать с той или  иной группой населения. Можно  даже сказать, что радио предоставляет  своему слушателю возможности,  сравнимые с многочисленными  иллюстрированными изданиями при  значительно более низкой себестоимости.  Кроме этого благодаря своей  избирательности радио часто используется рекламодателями в качестве вспомогательного средства к другим СМИ, например, к телевидению, прессе или наружной рекламе.

Информация о работе Радио как средство массовой коммуникации