Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 11:20, дипломная работа
По мнению Л.Г. Кайды, никакая информация в газетном тексте не может передаваться беспристрастно, объективно . Публицистика – это открытая авторская речь, обращенная к читателю и до предела насыщенная социальной информацией. Позиция автора – это социально-оценочное отношение к фактам, явлениям, событиям. В лингвистическом плане она выражается в подчинении всех языковых средств основной коммуникативной установке, в их, совместно с композиционными приемами, целенаправленном использовании для усиления воздействия текста на читателя.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава первая.
НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СТИЛИСТИЧЕСКИХ
СВОЙСТВ ИНФИНИТИВА В ГАЗЕТНОМ ТЕКСТЕ…………………….........9
1.1. Особенности языка современных печатных СМИ…………………………9
1.2. Лингвистические аспекты изучения инфинитива в публицистике……...19
1.3. Выводы………………………………………………………………………27
Глава вторая.
СПЕЦИФИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ИНФИНИТИВА КАК СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ В ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКЕ «ДЕЛОВОЕ ПОВОЛЖЬЕ» ……………………………………………………..28
2.1. Лексико-семантическая характеристика глаголов в форме инфинитива в газетном тексте………………………………………………………………...28
2.2. Экспрессивно-стилистическое использование инфинитива
в еженедельнике «Деловое Поволжье» ………………………………………..37
2.3. Выводы………………………………………………………………………49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...51
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….
ИСТОЧНИКИ, СЛОВАРИ, ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ………..............
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный университет»
Институт филологии и межкультурной коммуникации
Кафедра русского языка
Способы выражения воздействия
при использовании инфинитива
в текстах еженедельника «Деловое Поволжье»
Выпускная квалификационная работа
по направлению подготовки 031000.62 Филология
Выполнила:
студентка группы Р–071
Чекашова Диана Игоревна
____________________
Научный руководитель:
к.ф.н.
Стародубцева Наталья Анатольевна
___________________
Рецензент:
д.ф.н., доцент Волгоградского
государственного педагогического
университета
Чесноков Иван Иванович
____________________
Допущен к защите:
заведующая кафедрой русского языка
д.ф.н., профессор
Тупикова Наталия Алексеевна
_________________________
Волгоград
2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава первая.
НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СТИЛИСТИЧЕСКИХ
СВОЙСТВ ИНФИНИТИВА В ГАЗЕТНОМ ТЕКСТЕ…………………….........9
1.1. Особенности языка современных печатных СМИ…………………………9
1.2. Лингвистические аспекты изучения инфинитива в публицистике……...19
1.3. Выводы………………………………………………………………
Глава вторая.
СПЕЦИФИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ИНФИНИТИВА КАК СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ В ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКЕ «ДЕЛОВОЕ ПОВОЛЖЬЕ» ……………………………………………………..28
2.1. Лексико-семантическая характеристика
глаголов в форме инфинитива
в газетном тексте………………………………………………………………
2.2. Экспрессивно-стилистическое использование инфинитива
в еженедельнике «Деловое Поволжье» ………………………………………..37
2.3. Выводы………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ИСТОЧНИКИ, СЛОВАРИ, ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ………..............
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………….…
Введение
В связи с огромным влиянием средств массовой информации на жизнь и развитие современного общества язык газеты стал объектом многих исследований. «Язык газеты изучается и в системе средств массовой информации, и как разновидность функционального стиля, а русский язык анализируется в газетном материале, который в свою очередь изучается как функционально речевая разновидность русского языка» [Кайда, 1989, с. 24]. Авторы в своих работах обращаются к анализу лексических особенностей газетной прессы [Арзямова, Коморская. 2006; Беляева 2006; Долгушина, 2004; Ильин 2005; Клушина, 2000; Куклина, 2006; Прибытько, 2002; Солганик, 1981; Шманова, Дюжина, 2010; и др.], к отражению в ней различного рода грамматических категорий [Кормилицына, 2007; и др.], выражению концептуальных понятий [Белоусова, 201; и др.], к специфике использования различного рода образных средств и стилистических конструкций [Рехлова, 2007; Сидорова 2009; 2010; Трубицына, 2010; и др.], к общим тенденциям развития газетных СМИ [Гуревич, 2004; Дроздов, 2010; Караулов, 2003; Костомаров, 1999; Романченко, 2002; Солганик, 2002; и др.].
Публицистический стиль на современном этапе развития наиболее оперативно откликается на нужды общества, вбирает и отображает богатство языковых тенденций, составляет открытую зону для языковедческих исследований, чем привлекает внимание многих ученых [Солганик, 1981, с. 2]. Язык СМИ, как считает А.Н. Васильева, составляет «основу речевого стиля массовой коммуникации», поскольку «газета является старейшей формой в системе средств массовой информации и пропаганды, где складывались и затем переносились в другие формы основные стилистические приемы и средства» [1982, с. 31–32].
В последнее время массовая экспансия печатных СМИ усилила интерес лингвистов к газетной коммуникации как могущественному средству влияния на читательскую аудиторию [Володина, 2003; Воронцова, 2007; и др.].
Газетная публицистика – средство информирования и убеждения, рассчитанное на массовую и очень неоднородную аудиторию. Особенностью газетно-публицистических текстов является неразрывное единство информативной и воздействующей функций, которое выражается в следующем алгоритме: не может быть изменения действий без оценки, не может быть оценки без изменения информации [Баранов, 1993, с. 47]. Поэтому в публицистическом тексте информировать о чем-либо означает убедить в чем-либо, оказать воздействие.
По мнению Л.Г. Кайды, никакая информация в газетном тексте не может передаваться беспристрастно, объективно [2008, с. 58–59]. Публицистика – это открытая авторская речь, обращенная к читателю и до предела насыщенная социальной информацией. Позиция автора – это социально-оценочное отношение к фактам, явлениям, событиям. В лингвистическом плане она выражается в подчинении всех языковых средств основной коммуникативной установке, в их, совместно с композиционными приемами, целенаправленном использовании для усиления воздействия текста на читателя [Там же].
Проблема воздействия языка на человека, его способ мышления и поведение напрямую связана со средствами массовой коммуникации. Информируя человека о состоянии мира и заполняя его досуг, СМИ оказывают влияние на весь строй его мышления, на стиль мировосприятия, на тип культуры сегодняшнего дня [Земская, 2000, с. 51].
В данной связи особый интерес представляет рассмотрение такой глагольной формы, как инфинитив, обладающей ярким экспрессивно-стилистическим потенциалом. К проблеме функционирования инфинитива в текстах разных жанров обращались многие ученые [Беляева 2000; Брицын 1990; Виноградов 1978; Кабанова 2008; Тупикова 1988; Стародубцева, 2008; Уразова 2003 и др.]. В работах лингвистов [Кайда 1989; Кожина 1993; Костомаров 2005; Розенталь 2006; Сковородников, Копнина 2004; и др.] отмечается увеличение употребительности инфинитива в современной публицистике, однако использование данной глагольной формы на материале региональной печати почти не изучено [Кабанова, 2008; Тупикова, Стародубцева, 2005], отсутствуют специальные работы, в которых давалась бы характеристика глагольной лексики в форме инфинитива в газетных текстах, ориентированных на деловую аудиторию. Вышеизложенное обусловливает актуальность предпринятого исследования, поскольку функционирование рассматриваемой языковой единицы в экономических изданиях позволит выявить и охарактеризовать актуальные для деловой аудитории региона приемы воздействия, даст возможность определить роль неопределенной формы глагола в реализации смысловых составляющих текста. Инфинитив характеризуется и такими свойствами, как выразительность в контексте, широта конструктивно-синтаксических связей, богатство экспрессивно-оценочных значений при отсутствии лексической ограниченности [Тупикова, 1988].
Объектом анализа избран зависимый и независимый инфинитив, извлеченный сплошной выборкой из текстов регионального экономического еженедельника.
Предметом рассмотрения являются способы выражения воздействия в выбранном издании при использовании глаголов в форме инфинитива. Функция воздействия понимается, вслед за В.В. Виноградовым, как «неспециальное и эмоциональное содержание, наличие экспрессивных и отсутствие специальных и формальных слов и оборотов речи, расширение свойственных словам «основного словарного фонда» синонимических, полисемантических и омонимических языковых свойств и правил сочетаемости в составе устойчивых морфо-синтаксических и лексико-фразеологических моделей» [Виноградов, 1963, с. 38].
Цель исследования – выявить способы выражения воздействия при использовании инфинитива в текстах еженедельника «Деловое Поволжье».
Поставленная цель обусловила решение конкретных задач:
В качестве источника для отбора фактического материала послужила региональная политическая и экономическая газета «Деловое Поволжье», которая распространяется на территории Волгоградской, Астраханской, Воронежской, Самарской, Саратовской областях. «Деловое Поволжье» – издание общественно-политического характера, тематическая специализация которого охватывает всю социальную сферу и предоставляет не только актуальную аналитическую информацию, но и обзоры рынков, услуг и товаров различной спецификации. Данная газета выходит непрерывно с 1993 года. 94,2% тиража газеты распространяется по подписке среди менеджеров и владельцев компаний Поволжья – людей, принимающих стратегические решения. Последние два года подряд, согласно рейтингу Ассоциации менеджеров России, «Деловое Поволжье» – лучшее деловое издание Волгоградской области. Еженедельник удостоен Знака отличия XIII Международной выставки «Пресса» «Золотой фонд прессы».
Материалом исследования является массив языковых фактов, отражающий специфику использования глагольной лексики в форме инфинитива в текстах, опубликованных в еженедельнике «Деловое Поволжье» с сентября 2009 г. по октябрь 2010 г. Всего зафиксировано 424 случая употребления рассматриваемой единицы.
Методологическую основу исследования составляют работы по изучению языка публицистики [Бельчиков 2002; Виноградов 1981; Кайда 1989; Кожина 1993; Костомаров 2005; Панфилов 1974], семантике русского глагола [Васильев 1981; Кузнецова 1989].
В качестве основного в работе использован метод лингвистического описания, включающий наблюдение, классификацию и интерпретацию языкового материала; элементы компонентного анализа, проводимого с опорой на словарные дефиниции и контекст; применялся количественный подсчет.
Научная новизна работы определяется тем, что в исследовании дана лексико-семантическая и экспрессивно-стилистическая характеристика зависимого и независимого инфинитива, функционирующего в текстах газеты «Деловое Поволжье», установлена специфика употребления глаголов в форме инфинитива как средства реализации функции воздействия в региональном экономическом еженедельнике; определены приемы использования инфинитива в контексте.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в вузовских курсах стилистики русского языка, в спецкурсах, посвященных изучению особенностей региональных печатных СМИ, а также могут найти применение в практической деятельности журналистов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, словарей, источников материала и принятых сокращений.
Во введении говорится об актуальности, объекте, предмете, цели, задачах, материале и методах исследования.
В первой главе «Научные подходы к исследованию стилистических свойств инфинитива в газетном тексте» определяются основные особенности языка современной газеты, рассматриваются основные аспекты анализа стилистических свойств инфинитива в публицистических текстах.
Во второй главе «Специфика употребления инфинитива как средства реализации функции воздействия в еженедельнике “Деловое Поволжье”» дается лексико-семантическая и экспрессивно-стилистическая характеристика глагольных единиц при выявлении способов воздействия в деловых газетных текстах.
В заключении обобщаются результаты проведенного исследования, подводятся итоги, делаются выводы.
Глава первая
НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СТИЛИСТИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ИНФИНИТИВА В ГАЗЕТНОМ ТЕКСТЕ
1.1. Особенности языка современных печатных СМИ
Неизмеримо ускоряющийся темп жизни, необходимость в меньшие временные рамки воспринять (передать и получить) больший объем информации предопределяет возросшее внимание ученых к специфике языка современных средств массовой коммуникации. В сегодняшнем обществе роль СМИ достаточно высока, и рост такой значимости связан с их глубинным и разнообразным влиянием на повседневную жизнь. Публицистика создает и распространяет знание об обществе, о принципах его организации и функционирования, изобретает и воспроизводит нормативные образы и модели поведения, тем самым активно участвует в процессе формирования социальной реальности. Наряду с этим, важная роль СМИ в современном обществе определяется их способностью к быстрому реагированию на происходящие актуальные события и процессы [Климова, 2005, с. 45]. Жизнь общества постоянно меняется. Язык, обслуживающий его, быстро реагирует на эти изменения. Публицистика воспринимает их и обладает уникальной способностью за короткий период времени вводить в употребление новые языковые явления.
Характерными особенностями публицистических произведений являются актуальность проблематики, политическая страстность и образность, острота и яркость изложения. Они обусловлены социальным назначением публицистики, – сообщая факты, формировать общественное мнение, активно воздействовать на разум и чувства человека.
Характеризуя русский язык XXI столетия, О.Б. Сиротинина в качестве одного из факторов его развития отмечает возросшую роль газет, журналов: «Современные СМИ одномоментно охватывают миллионы адресатов и тем самым во много раз ускоряют процесс изменения языка» [Сиротинина, 2007, с. 29]. Язык печатных СМИ – своего рода «лингвистический портрет» современного общества, со всеми его плюсами и минусами. В нем отражена идеология, система ценностей и предпочтений современного человека, его общий уровень образованности и культуры [Шишикина, 2010, с. 66]. Газетная разновидность публицистического стиля получила широкое распространение. Как отмечают ученые, газетный стиль оказывается весьма сложным явлением из-за неоднородности его задач и условий общения и в целом особенностей экстралингвистической основы [Кожина, 2008, с. 342]. Характеристике газетного стиля посвящены ряд работ различных авторов, и отношение их к данному феномену неодинаково.
И.Р.Гальперин выделяет язык газеты как отдельный речевой стиль, внутри которого различает две разновидности: стиль газетных сообщений, заголовков и объявлений, которые и составляют, по его мнению, существо газетного стиля, и стиль газетных статей, составляющий разновидность публицистического стиля, куда также входят стиль ораторский и стиль эссе [1985, с. 48]. Газетный текст, как считает исследователь, есть произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объектированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, логической и стилистической связи, имеющее определенную направленность и прагматическую установку [1981, с. 235].
Другие ученые считают, что объединять специфические черты языка газеты и понятие газетного стиля неправомерно, поскольку при этом признаки функционального стиля подменяются признаками жанра. Исследователи также указывают на то, что в разных разделах газеты: передовых статьях, текстах политических документов и выступлений, в статьях по различным вопросам культурной жизни, науки и техники – отражаются различные стилевые системы языка. Наряду с публицистическим стилем в газете можно встретить и официально-деловой при публикации документов общего значения, и научный; наконец, в газетах публикуются и художественные произведения или отрывки из них [Кузнец, Скребнев, 1960, с. 87].