Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:57, реферат
Организация – это социальная категория и одновременно – средство достижения целей. Это место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность.
Введение
1. Понятие групп и их значимость
1.1. Формальные группы 6
1.2. Неформальные группы 7
2. Синтез формального и неформального в организации 9
2.1. Роль групп в процессе функционирования организации 9
2.1.1. Причины 10
2.1.2. Характеристики 12
2.1.3. Взаимодействия 14
2.2. Методы управления 17
2.2.1. Консультации 17
2.2.2. Обучение и внушение 18
2.2.3. Лояльность 19
2.2.4. Замена руководителя 19
2.2.5. Перевод на другое место работы 20
2.2.6. Размещение кабинетов 20
2.2.7. Признание естественных лидеров 21
2.2.8. Обмен информацией 22
Заключение 23
Литература 24
2. Модель Хоманса
Помимо того, что модель демонстрирует, как из процесса управления (делегирования заданий, вызывающих взаимодействие) возникают неформальные организации, она показывает необходимость управления неформальной организацией. Поскольку групповые эмоции влияют как на задачи, так и на взаимодействие, они могут также оказывать влияние и на эффективность формальной организации. В зависимости от характера эмоций (благоприятных или неблагоприятных) они могут приводить либо к повышению, либо к понижению эффективности, прогулам, текучести кадров, жалобам и другим явлениям, которые немаловажны для оценки деятельности организации. Поэтому, даже если неформальная организация создана не по воле руководства и не находится под его полным контролем, ею всегда необходимо эффективно управлять, чтобы она могла достигнуть поставленных ею целей.
Одна из
самых больших и
Действительно,
некоторые неформальные группы могут
вести себя непродуктивно, так, что
это будет мешать достижению формальных
целей. По неформальным каналам могут
распространяться ложные слухи, приводящие
к возникновению отрицательного
отношения к руководству. Принятые
группой нормы могут привести
к тому, что продуктивность организации
будет ниже той, что определена руководством.
Тенденция к сопротивлению
Такие случаи
отрицательной реакции иногда
мешают руководителям видеть
многочисленные потенциальные
Не находя способов эффективного взаимодействия с неформальными организациями, или пытаясь подавить их, руководители часто упускают эти потенциальные выгоды. В любом случае, не зависимо от того, является ли неформальная организация вредной или полезной, она существует, и с ней нужно считаться даже если руководство и разрушит какую-то группу, на ее месте обязательно возникнет другая, у которой, возможно, сложится заведомо отрицательное отношение к руководству.
2.2.Методы управления
Для увеличения эффективности работы организации в целом, руководители должны использовать потенциальные выгоды неформальных организаций, стараясь одновременно уменьшить их отрицательное воздействие. Для этого в процессе функционирования организации могут применяться различные методы воздействия на неформальные группы.
2.2.1.Консультации
Обычно индивидуумы
и группы лучше реагируют на
затрагивающие их решения,
Коллективные обсуждения также способствуют укреплению сотрудничества и в других отношениях:
они дают возможность группе и ее членам взять на себя часть заслуг в принятии решения – это неосязаемая ценность, которая порой имеет очень важное значение;
они удовлетворяют желание группы и ее лидеров получить определенный статус;
консультации зачастую улучшают взаимопонимание между группой и высшим руководящим составом организации.
Когда решение
спускаются сверху, работники могут
приписывать указаниям самые
разные мотивы и скрытые
Консультации
– это важный механизм защиты
групповых ценностей, потому
способных оказать столь разрушительное воздействие на моральный дух, что оно свело бы на нет любые возможные выгоды от этих решений.
В последние годы совещательные методы приобретают все большую популярность, однако во многих организациях консультативной практики до сих пор избегают как высшие, так и низовые руководители, которые полагают, что она повлечет за собой снижение их статуса, ограничив их «права» в реализации властных полномочий.
2.2.2.Обучение и внушение
Организации необходимо сформировать у своих служащих лояльность посредством обучения или пропаганды. Для этой цели необходимо «рекламироваться» перед всеми ее членами либо с помощью специальных учебных курсов и общих собраний, либо другими способами. Организации нужно стараться убедить своих сотрудников в том, что все содействующее целям организации, наилучшим образом содействует и целям отдельного человека, даже если в конкретных случаях это и не очевидно. Устраивая вечеринки, клубы и спортивные соревнования, организация может попытаться создать у своих служащих ощущение принадлежности к «одной большой семье». Некоторые учреждения стараются информировать всех своих работников обо всех важных решениях и о том, что за ними стоит. Обычно этот прием создает у человека ощущение, что он – часть организации и что ее удачи это и его удачи.
На низовом уровне этот прием сводиться к объяснению людям причин, по которым осуществляется то или иное назначение на должность, или того, как их скромная работа соотносится с важными целями организации. Использование этого метода бесспорно влияет на позицию многих людей и поэтому служит важным механизмом управления.
2.2.3.Лояльность
Высшее руководство
обычно старается завоевать
После того
как администрация добилась
2.2.4.Замена руководителя
Если добиться
лояльности главы подразделения
не удалось, то учреждение может заменить
его – и порой заменяет –
тем, кто ему предан. Однако применение
этого метода имеет свои пределы.
Во-первых, если трудовой коллектив
отказался способным удержать лояльность
прежнего руководителя, то он вполне может
оказаться способным и
Во-вторых, в
тех случаях, когда новый руководитель
сопротивляется самоотождествлению со
своим подразделением и сохраняет лояльность
учреждению в целом, появляются новые
трудности. Прежний разрыв в цепочке отождествлений
между подразделением и учреждением может
смениться новым пробелом между руководителем
и его подразделением. Новый руководитель
может не суметь обеспечить сотрудничество
и необходимый вклад своих подчиненных,
и положение с точки зрения учреждения
может оказаться не лучше, чем прежде.
Поэтому замена руководителей – это механизм
ограниченной пригодности для укрепления
лояльности со стороны структурного подразделения
по отношению к учреждению, в которое оно
входит.
2.2.5.Перевод на другое место работы
Многообещающим
механизмом укрепления лояльности членов
организации и усиления их самоотождествления
с организацией в целом служит практика
частых переводов сотрудников из подразделения
в подразделение. Подобная практика, если
ей строго и разумно следовать, вероятно,
приведет к появлению в организации значительного
числа людей, обладающих весьма разнообразным
опытом, что способствует самоидентификации
с более крупными структурными подразделениями,
– хотя нет никаких оснований полагать,
что такая практика полностью уничтожит
преданность работников неформальным
группам. Подобные индивидуумы, широко
отождествляющие себя с организацией,
призваны стать своеобразным корпусом
миссионеров организации и послужить
противовесом, разобщающим силам отождествления
с узкой группой.
2.2.6.Размещение кабинетов
Еще один механизм
воздействия заключается в
2.2.7.Признание естественных лидеров
Решающий
административный механизм
Если естественный
лидер находится вне формальной
организационной схемы, он зачастую
рассматривается как «
Поскольку количество
руководящих постов в организационной
иерархии ограничено, проблему естественного
лидера не всегда можно решить повышением.
Порой альтернативное решение дает
горизонтальное перемещение. Человека,
виновного в горизонтальном проступке
(нарушителя с точки зрения организации
в целом), можно перевести на такую
должность, где он способен принести
меньше вреда, или же его можно
переводить достаточно часто, чтобы
у него не было времени нанести
вред.
Информация о работе Значение формального и неформального общения в организациях