Этнокультурный компонент на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:07, дипломная работа

Описание

Актуализацией потребности сохранить свою пространственную и духовную территорию можно объяснить подъем национального самосознания народов России в конце XX века, за которым последовали процессы суверенизации республик и развитие национальных систем образования, источника и движущей силы национальной культуры.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ С ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ КОМПОНЕНТОМ 6
1.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.2. ЭТНОПЕДАГОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ЭТНОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ 11
1.3. ШКОЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА В СВЕТЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 18
ВЫВОДЫ К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 19
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ВСТРАИВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА В ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ 21
2.1. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 21
2.2. КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ 21
2.3. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ 29
2.4. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ 43
2.5. УРОКИ – ПУТЕШЕСТВИЯ 51
2.6. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 61
ВЫВОДЫ КО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67

Работа состоит из  1 файл

Копия дипломная работа.doc

— 364.50 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуализацией потребности  сохранить свою пространственную и  духовную территорию можно объяснить подъем национального самосознания народов России в конце XX века, за которым последовали процессы суверенизации республик и развитие национальных систем образования, источника и движущей силы национальной культуры.

Одной из родовых потребностей этносов является также потребность не просто жить, а жить полноценной жизнью, чтобы ощущать счастье жизни и наслаждение ею. Подлинное счастье и радость, настоящее удовлетворение люди получают в труде, в творчестве, в осуществлении больших дел и в достижении значимых целей, реализация которых немыслима вне родного языка и истории, литературы и этнической культуры; без развития национально-этнической системы образования.

Указанные потребности  взаимосвязаны и взаимообусловлены, и ущемление одной из них вызывает актуализацию всех других, что приводит к межэтническим противоречиям и конфликтам. Следовательно, содержание образования должно быть направлено на удовлетворение этнических и родовых потребностей, на достижение баланса в обществе и гармонизацию межэтнических отношений.

В качестве генеральной  цели национального образования  принято формирование человека национальной культуры.

Народы, населяющие Среднее  Поволжье, прошли сложный этногенетический путь. Ученые выделяют две культурно-исторические эпохи в жизни татарского народа – общетюркскую (доисламскую, IV-X вв.) и тюрко-мусульманскую (в ее поволжском варианте, X-XX вв.). Тюрко-мусульманскую эпоху национальной истории делят на два крупных периода: X в. – середина XVI в. и середина XVI в. – начало XX в. Первый период характеризуется становлением государственности, обретением исламом официального статуса, распространением арабской письменности и культуры. Второй период начинается с завоевания Казанского ханства (1552 г.), потерей исламом государственного и общественного статуса. В рамках этого периода обычно обозначают три периода развития национальной культуры: традиционалистский (середина XVI в. – конец XVIII в.), реформаторский (конец XVIII в. – XIX в.) и национально-демократический (начало XX в.). В связи с социально-политическими условиями жизни народа, в тюрко-мусульманскую эпоху обуславливаются три периода развития математики и математического образования: I. X-XV вв. II. XVI-XVIII вв.  III. XIX в. – начало XX в. (по Беркутову В.М.)

Таким образом, в своем  историческом развитии культура, наука, образование народов Татарстана испытывали многостороннее влияние: культуры Востока с одной стороны и культуры русской и европейской –с другой. Но в целом процесс развития математики и математического образования татарского народа представляет собой исторически обусловленную саморегулирующуюся социальную систему, сохранившую в течение многих веков свои характерные особенности и народные традиции.

Тема нашей выпускной квалификационной работы: «Этнокультурный компонент на уроках математики».

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании этнокультурного аспекта обучения математике и в разработке научно обоснованной и экспериментально проверенной методики его реализации в процессе обучения данному предмету.

Объектом исследования выступает процесс обучения математике в школе. В качестве предмета исследования рассматривается организация обучения математике с этнокультурным компонентом.

Задачами исследования, которые определили содержание и структуру работы, выступают:

    • Выявить теоретические основы разработки и реализации этнокультурного компонента обучения математике в контексте современной методики;
    • Проанализировать опыт использования материала с этнокультурным содержанием на уроках математики.

В соответствии с этими  задачами использовались следующие методы исследования:

  • теоретические методы: анализ литературных источников по философии, психологии, педагогике, связанных с проблемой этнокультурного обучения;
  • экспериментально-эмпирические методы: анализ содержания учебников, пособий для учителей по математике, изучение и обобщение опыта работы учителей математики по организации этнокультурной учебной деятельности; беседы с учителями, классными руководителями.

Научная новизна  и теоретическая значимость исследования состоит в том, что проведено систематизированное изучение теории и практики применения этнокультурных методов обучения математике в школе. Выделены принципы и функции, проведена классификация методов этнокультурного обучения.

Практическая  значимость исследования определяется наличием в нем анализа опыта организации уроков и внеклассной работы по математике с этнокультурным компонентом, а также наличием методических материалов для учителей математики.

Апробация результатов исследования выполнялась в виде доклада на студенческой научной конференции Елабужского института К(П)ФУ в 2012 году и предварительной защиты на кафедре математического анализа, алгебры и геометрии.

Структура работы определяется последовательностью решения задач исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ С ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ КОМПОНЕНТОМ

1.1. Основные понятия этнокультурного образования в контексте современной социокультурной политики

 

Чтобы разобраться в  содержании ключевых понятий настоящего исследования, нужно уточнить смысл фундаментальной категории «культура». Американским культур-антропологом Л. Уайтом в его знаменитой книге «Наука о культуре» дано следующее определение культуры: «Культура представляет собой организацию явлений, видов и норм активности, предметов (средств, вещей, созданных с помощью орудий), идей (веры, знания) и чувств (установок, отношений, ценностей), выраженных в символической форме» [16]. Существует 500 различных определений культуры, претендующих на выражение самого главного и существенного в этом феномене. Наиболее общим является следующее определение: «Культура – это сложно организованная, исторически развивающаяся система материального, духовного и социального выражения человеческой деятельности, отражающая в своем содержании, морфологии и функциях процесс освоения человеком действительности и самого себя» [16].

Говоря о культуре личности, общества, этноса имеется  в виду определенное единство культурной деятельности и ее результатов, совокупности «культурного материала», которым владеют личность, общество, этнос и который освоен, актуализирован ими.

Этнос (от греч. ethnos – народ) особый, возникший исторический вид социальной группировки людей, представленный племенем, народностью или нацией. Основным условием возникновения этноса является общность территории как естественная база для тесного общения и объединения людей. Другим важным условием является общность или близость языка у объединяющихся в этнос людей. Под влиянием различных социально-экономических факторов и особенностей природной среды, к которой люди адаптировались и которую они активно использовали в производственной деятельности, складывались характерные для этноса черты материальной и духовной культуры, быта, обычаев и нравов, а также других психических характеристик. Наряду с этим вырабатывалось этническое самосознание, видную роль в котором играет представление об общности происхождения и исторических судеб входящих в этнос людей, отражаются представления об отличиях своего этноса от соседних этнических образований.

Культура этноса. Это понятие означает реальное культурное «состояние» и достояние этнической общности, образовавшееся в результате его развития, многочисленных контактов и взаимодействий с другими этническими общностями. В культуру этноса входит очень многое, в частности: элементы культуротворческой деятельности других этносов (включая язык, художественное творчество и т.д.), продукты современной цивилизации, массовой культуры.

Этнокультура. В начале XXI в. переосмысливается основная цель образования. Знаниецентристская парадигма сменилась культуротворческой и компетентностной парадигмами. Ведущим становится развитие творческой и профессионально компетентной личности.

Термин «этнокультура» появился как речевой вариант термина «этническая культура». Он получил широкое распространение в конце XX в. Этнокультура является содержательной основой этнокультурного образования. Этнокультура – это совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической социодинамике и постоянно обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах самореализации людей.

В плоскости горизонтали  в процессе образования личность познает множественность этнокультур, открытых к взаимодействию и разомкнутых  во времени.

Этнокультурное образование  представляет собой целостный процесс  изучения, деятельностного освоения этнокультурного наследия и воспитания личности на этнокультурных традициях, процесс становления личности в осмыслении синхронных информационных связей, учитывающих полиэтническую горизонталь географического пространства и историко-временную вертикаль развития этноса в структуре развития мировой культуры.

Национальная  культура. Если этот термин рассматривать в этническом смысле (нация как этнос на высокой стадии развития), то национальная культура, оказывается синонимом этнокультуры, то есть культуры, созданной определенной этнической общностью, этносом. Если же национальное рассматривать как гражданское, объединяющее в рамках единого (национального) государства разные или многие этносы, этнические группы, то речь идет о сложном, многосоставном целом, характеризующемся межэтническими культурными контактами и взаимодействиями.

Национальная  школа. Для раскрытия сущности современного толкования понятия «национальная школа» обратимся к словарям. В педагогическом словаре отмечается, что часто в практике под национальными школами понимают вообще все школы (в том числе и русскоязычные), которые функционируют в национальных районах, областях и республиках. Однако с конца 1980-х гг. в Российской Федерации идет процесс трансформации прежней национальной школы в образовательное учреждение, соответствующее новым условиям развития общества. Национальная школа рассматривается как «школа двуязычная и, главное – бикультурная, с достаточно высоким удельным весом родного языка и национальной культуры в содержании образования, с широкими возможностями формирования этнического самосознания».

По отношению к языку  обучения психолого-педагогический словарь  дает такой ответ: «Национальные  школы – учебные заведения, осуществляющие учебный процесс во всех или в  части классов на родном языке».

Народная педагогика. «Народная педагогика – это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившегося в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках и т.п.» [4, с. 7].

Этнопедагогика. «Этнопедагогика – наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, наука о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народности и нации» [4, с. 30-31].

Основной целью этнопедагогики является учет образовательных интересов представителей отдельных этнических групп, которые в процессе интеграции в многонациональном государстве столкнулись с опасностью утраты родного языка, самобытной народной культуры, этнического самосознания. В оценке этнопедагогики, ее места в системе педагогического знания существуют различные позиции. Некоторые считают задачей этнопедагогики изучение и использование в учебном процессе традиционных народных представлений о природе и месте человека в ней; идеалов воспитания и воззрений на ценности семьи, рода, племени, внутриэтнических отношений между старшими и младшими поколениями, приемов и традиций воспитательных воздействий, в т.ч. обрядовых и т.п. Другая часть специалистов, не отрицая важности учета этнических особенностей в учебном процессе, рассматривает этнопедагогику как один из инструментов построения на этнокультурной основе широкого общего образования, ведущего к овладению ценностями национальной и мировой культуры. Школа призвана не только сохранять и поддерживать принадлежность личности к родному этносу, но и образовательными средствами предоставить ей возможности для свободного самоопределения и самореализации в более широком социальном мире.

Генеральная цель, выражающая сущность этнокультурного образования: формирование человека национальной культуры в этнической среде. Данное определение составляет ядро сущности национального образования на этнокультурном уровне.

Содержательное оформление генеральной цели выполняется посредством  моделирования. Концептуальная модель национального  образования представляется в виде синергетического единства двух структурных моделей. Первая из них называется: «Человек национальной культуры». Это не только сугубо педагогические условия, но и условия ближайшей этнокультурной среды. Такого рода условия должны стать объектом педагогического управления, то есть специально создаваться, поддерживаться и контролироваться. Отсюда вытекает необходимость второй модели, названная как «Этническая среда». Человеческая личность вне культурологической среды не может быть активной, ибо отклонения и противоречия создают необходимое условие активности, ее самодвижение в направлении восходящего развития. С этой целью создается однородная по языку, национальности этнокультурная среда, обеспечивающая учащимся этническое общение, возможность приобщения к национальному искусству, предоставляющая условия для участия в национальных традициях, фольклоре.

Информация о работе Этнокультурный компонент на уроках математики