Этнокультурный компонент на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:07, дипломная работа

Описание

Актуализацией потребности сохранить свою пространственную и духовную территорию можно объяснить подъем национального самосознания народов России в конце XX века, за которым последовали процессы суверенизации республик и развитие национальных систем образования, источника и движущей силы национальной культуры.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ С ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ КОМПОНЕНТОМ 6
1.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.2. ЭТНОПЕДАГОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ЭТНОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ 11
1.3. ШКОЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА В СВЕТЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 18
ВЫВОДЫ К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 19
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ВСТРАИВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА В ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ 21
2.1. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 21
2.2. КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ 21
2.3. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ 29
2.4. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ 43
2.5. УРОКИ – ПУТЕШЕСТВИЯ 51
2.6. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 61
ВЫВОДЫ КО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67

Работа состоит из  1 файл

Копия дипломная работа.doc

— 364.50 Кб (Скачать документ)

Цели и задачи урока:

    • образовательная: формирование у учащихся умения решать задачи основных типов, коррекция мыслительных процессов на основе решения задач в классификации и обобщении;
    • развивающая: развитие заинтересованности к решению задач, расширение кругозора учащихся;
    • воспитательная: привитие интереса к историческим памятникам своей Родины – Республики Татарстан, чувства уважения к науке, чувства товарищества.

Оборудование

Книги, открытки, иллюстрации  с видами памятников архитектуры Республики Татарстан; карта Волжского Булгара; карта Татарстана; атласы по географии для 6-го класса; плакаты с надписями "остановок". Проектор, компьютер и интерактивную доску можно использовать для показа слайдов с видами культурного наследия Татарстана.

Ход урока

Организационный момент

Учитель сообщает тему и  содержание материала, который будет  рассмотрен на уроке. Это задачи на составление уравнений, составление  пропорций, решение задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби.

Урок проходит в форме  заочной экскурсии по историческим жемчужинам Республики Татарстан. Ученикам было дано задание приготовить небольшие сообщения о памятниках культуры, которые мы будем посещать в ходе нашей "экскурсии". На уроке эти ученики исполняют роль "экскурсоводов".

Актуализация (Подготовка к "экскурсии")

Учитель: Ребята, сейчас мы с вами будем решать задачи, которые помогут вспомнить название главной мечети Казани, Татарстана и татарского народа. Возведенная в Кремле мечеть символизирует мирное сосуществование двух главных религий республики – мусульманской и православной. Казань – столица Волжской Булгарии. В 922 году жители этого средневекового государства приняли ислам, связав свою культуру с мусульманским миром.

Задачи решаем на доске и в тетрадях. Ответы подчеркиваем.

1. Измерьте по карте  линейкой расстояние от Казани, столицы Татарстана, до древнего  города – Древнего Биляра, который в русских летописях был назван "Великим городом Булгарским"; используя масштаб, определите это расстояние в километрах. (Один ученик работает у доски, остальные измеряют в своих атласах)

Что называется масштабом карты? (Отношение длины отрезка на карте к длине отрезка на местности)

Решение. Расстояние на карте равно 0,4 см. Масштаб 1:50 000 000. Таким образом, расстояние от Казани до Древнего Биляра равно

0,4 см · 50 000 000=20 000 000 см=200 000 м=200 км. Ответ: 200 км.

2. За сколько часов может проехать расстояние 200 км поезд, двигаясь со средней скоростью 80 км/ч?

Как найти время, зная скорость и расстояние? (Надо расстояние разделить на скорость)

Решение. t=S/V=200 км:80 км/ч=2,5 ч. Ответ: 2,5 ч.

3. Летом этого года  одному из крупнейших промышленных и культурных центров Татарстана, третьего по величине городу республики исполнилось 43 года. В каком году был основан этот город. Скажите название города.

Решение. 2008-43=1965. Ответ: Это город Нижнекамск, основанный в 1965 году.

4. Дубовые стены Казани построены были в 1565 году на протяжении 578 метров, что составляет 0,01 часть каменных стен. Какова была протяженность каменных стен?

Как найти число по его дроби? (Надо число разделить на эту дробь)

Решение. 578:0,01=57800 м.

(Справка: современный  Казанский кремль начал строиться в 1595 году)

5. В 1914 году в связи с отклонением башни Сююмбике – символа царства Казанского, что составляло 66 см; были проведены реставрационные работы. Во сколько раз изменилось отклонение шпиля, если на сегодняшний день оно составляет 1м 98см?

Решение: 1м 98см = 198 см. 198:6=3(раза) Ответ: в 3 раза.

Проверьте решение устных задач (таблица подготовлена заранее)

       

3

1965

57800

2,5

200

К

У

Л

-

Ф

Р

И

А

Ш


200 км -Ш 2,5 ч -А 1965 г. -Р 57800-И 3 раза -Ф

Расшифруйте древний  символ поволжского ислама. Итак, это  мечеть Кул-Шариф.

Решение задач

Учитель: Ребята, давайте совершим заочную экскурсию на машине времени по памятникам древней истории и культуры Республики Татарстан.

А начнем мы наше путешествие  с "Национального музея" Республики Татарстан. Богатый фонд, позволяющий  показывать древнюю и средневековую  историю края в 16-19 в., а также историю Татарстана в 20в.

Первая остановка: "Национальный музей Республики Татарстан".

Экскурсовод: "Национальный музей РТ размещается в здании Гостиного двора на улице Кремлевской. В создании его значительную роль сыграли ученые Казанского университета.

Фонды головного музея  Республики Татарстан насчитывают  в настоящее время 800 тысяч единиц хранения. Фонд вещественных материалов содержит наиболее известные крупногабаритные вещи, давно ставшие символом музейной экспозиции".

Первый тип  задачи - задачи на нахождение дроби от числа.

Задача. В музее расположены экспонаты: карета Екатерины, английские гаубицы, самолет ПО-2, трактор, автомобиль. Всего 12 единиц. Из них гаубицы составляют 0,25. Сколько гаубиц в музее?

Как называется такой  тип задачи? (Нахождение дроби от числа)

Как найти дробь от числа? (Умножением)

Решение. 12 · 0,25=3 Ответ: 3 гаубицы.

Вторая остановка: "Возрожденная кафедра: Николо-Нисская  церковь".

Экскурсовод: "В 1883 году Николо-Нисская церковь была одноглавым храмом без колокольни. В 1892 году была обновлена и стала пятиглавой. После возрождения Казанской епархии скромная приходская церковь стала кафедральным собором".

Второй тип  задач - задачи на нахождение числа  по его дроби.

Задача. Высота "прямоугольного основания" (цоколя) Николо-Нисской церкви составляет 2/5 общей высоты. Высота основного здания церкви, которое состоит из двух частей: четверик и восьмерик, составляет 18% общей высоты, а высота купола с колокольней равна 6,24 м. Чему равна высота Николо-Нисской церкви?

  • Что означает число 2/5? (Высота "прямоугольного основания" в частях)
  • Что означает число 18? (Высота основного здания в процентах)
  • Что означает число 6,24? (Высота купола с колокольней в метрах)
  • Как называется такой тип задачи? (Нахождение числа по его дроби)

(Один ученик работает у доски, остальные работают самостоятельно в тетрадях)

Основание - 2/5,

Здание - 18%,

Купол - 6,24 м,

Всего - ? м.

  • Проверяем правильность составления краткой записи.
  • Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи? (Нет)
  • Как можно найти высоту? (Найти высоту можно, зная, какая часть приходится на купол с колокольней) (Ученик решает задачу у доски с комментариями)

Решение

1) Переведем обыкновенную  дробь в десятичную, а затем  десятичную дробь - в проценты.

2/5=0,4=40 %

2) Найдем, сколько процентов приходится на "прямоугольное основание" и основное здание вместе. 40+18=58 (%)

3) Найдем, сколько приходится  на купол с колокольней. 100-58=42 (%)=0,42

4) Вычислим, чему равна  высота Николо-Нисской церкви? 6,24:0,42=14,8571 (м)

5) Округлим это число до целых и получим: 15 (м).

Учитель: Итак, высота Николо-Нисской церкви равна 15 м. Это приблизительно высота пятиэтажного здания! А построен был в 1892 году, когда не было такой строительной техники, как сейчас.

Третья остановка. "Знаменитый Казанский театр".

Экскурсовод: "Театр в Казани появился уже в конце 18 века. Но находился он сначала на Воскресенской улице, затем на Булаке. Только в 1833 году, усилиями губернатора С.С. Стрекалова, вновь был открыт постоянный театр на месте Державинского сада. Новое здание было построено в 1956 году. Здесь проводится Международный Шаляпинский фестиваль, в котором участвуют самые известные оперные певцы".

Третий тип  задачи - задачи на составление уравнений.

Задача. В театре 700 мест. В малом зале мест в 7,4 раза меньше, чем в большом, и на 42 места меньше, чем на балконе. Сколько мест в каждом зале?

  • Что означает число 700? (Общее число мест в театре.)
  • Что означает число 7,4? (Во сколько раз в малом зале мест меньше, чем в большом.)
  • Что означает число 42? (На сколько мест в малом зале меньше, чем на балконе.)
  • Что надо узнать? (Сколько мест в каждом зале.)
  • Известно ли нам количество мест хотя бы в одном зале? (Нет.)
  • Как будем решать задачу? (Составим уравнение.)

Малый зал - ? мест

Большой зал - ?, в 7,4 раза больше, чем в малом зале

Балкон - ?, на 42 места больше, чем в малом зале

Всего - 700 мест

Решение. Пусть в малом зале у мест, тогда в большом зале 7,4у мест, а на балконе (у+42) мест. По условию задачи всего в театре 700 мест или

у+7,4у+у+42=700;

9,4у+42=700; 9,4у=658; у=658:9,4; у=70

  • Что мы обозначали через у? Количество мест в малом зале
  • Как найти количество мест в большом зале? В большом зале в 7,4 раза мест больше, чем в малом

2)70 · 7,4=518 мест - в большом  зале;

  • Как найти количество мест на балконе? На балконе на 42 места больше, чем в малом зале

3)70+42=112 мест – на балконе.

Ответ: 518, 112 и 70 мест.

Четвертый тип  задач - задачи на составление пропорции.

Задача. Расстояние от вокзала  до города автобус, двигаясь со скоростью 60 км/ч, преодолевает за 40 мин. Сколько времени понадобится, чтобы пройти это расстояние пешком, если идти со скоростью 4 км/ч?

V. Итоги урока

Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Мы не только познакомились с достопримечательностями родного края, но и решили много задач. Это задачи и на составление пропорций, и на составление уравнений; вспомнили, как найти дробь от числа и число по его значению дроби; решили задачи на движение, на нахождение площади прямоугольника; находили расстояние, пользуясь масштабом.

 

Урок – путешествие  из тысячелетней Елабуги в Набережные Челны

Цели урока

Образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания по изучаемой теме;
  • закрепить навыки и умения решать задачи на проценты;
  • познакомить детей с некоторыми историческими сведениями из жизни их родителей.

Воспитательные:

  • воспитание ответственности, добросовестности, умения работать в коллективе;
  • формирование эстетической и экологической культуры.

Развивающие:

  • развитие памяти, внимательности, любознательности и познавательного интереса.

Оборудование: репродукция картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом Бору», рисунок «Паром» и детская музыкальная игрушка «Руль».

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята и  уважаемые родители! Сегодня мы с  вами отправляемся в небольшое путешествие. К 1000-летию города Елабуга было построено много сооружений: спортивно-оздоровительный комплекс, ледовый дворец, тренажерные залы, легкоатлетический манеж и многое другое, но нет в нашем городе цирковой арены и поэтому, мы едем с вами в цирк в соседний город Набережные Челны.

2. Устный счет

Перед вами наш автобус. Но чтобы сесть на него, нужен билет, а водитель дает билеты только тем, кто решит примеры. (Родители могут помочь детям)

Выполните действия.

62 + 24

 

23 · 9

 

6м 20см.

 

2кг 50г.

: 12

 

- 34

 

: 31

 

: 5

· 20

 

+ 18

 

+ 30см.

 

190 г.

+ 60

 

: 14

 

· 4

 

· 8

: 32

 

- 25

 

-1м 60см.

 

-3кг 300г

Информация о работе Этнокультурный компонент на уроках математики