Этнокультурный компонент на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:07, дипломная работа

Описание

Актуализацией потребности сохранить свою пространственную и духовную территорию можно объяснить подъем национального самосознания народов России в конце XX века, за которым последовали процессы суверенизации республик и развитие национальных систем образования, источника и движущей силы национальной культуры.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ С ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ КОМПОНЕНТОМ 6
1.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.2. ЭТНОПЕДАГОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ЭТНОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ 11
1.3. ШКОЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА В СВЕТЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 18
ВЫВОДЫ К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 19
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ВСТРАИВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА В ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ 21
2.1. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 21
2.2. КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ 21
2.3. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ 29
2.4. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ 43
2.5. УРОКИ – ПУТЕШЕСТВИЯ 51
2.6. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 61
ВЫВОДЫ КО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67

Работа состоит из  1 файл

Копия дипломная работа.doc

— 364.50 Кб (Скачать документ)

Опыта создания интеграции третьего уровня по отношению к изучению математики и других предметов в школе пока еще нет. Ниже приводится разработка урока, построенного в соответствии с интеграцией второго уровня. Урок «Бабушкин сундук и арифметическая прогрессия», где осуществляется дидактический синтез урока математики и татарской литературы в девятом классе, составленный учителем математики национальной школы Ахметовой Альфией Миргасимовной и учителем татарского языка и литературы национальной школы Ахметбаевой Анной Павловной [23].

 

«Бабушкин сундук и арифметическая прогрессия»

(интегрированный  урок математики и татарской  литературы в 9-м классе)

Цель

  1. Приобщение молодого поколения к красоте духовного мира и накопленного на протяжении тысячелетий наследию татарского народа.
  2. Выявление характерных для нации черт и признаков материальной культуры народа.
  3. Воспитание любви и уважения к народному творчеству татарского народа.
  4. Систематизация и усовершенствование знаний, умений и навыков по изученной теме: “Арифметическая прогрессия”.

Оборудование

Изображение деревенского дома, его внутреннее и внешнее убранство; сундук; украшенные национальным орнаментом вещи: платье, калфак, тюбетейка, полотенца, национальная посуда и др.

 

Плакаты

  • “Не зная народное творчество, невозможно постичь истинную историю трудового народа” – М. Горький.
  • “Мой народ – это народ с многовековой историей”.

Ход урока

Учитель татарского языка и литературы. Ребята, сегодняшний урок посвящен шедеврам духовного наследия татарского народа, которые были накоплены на протяжении веков. (Учитель обращает внимание учащихся на изображение деревенского дома). Посмотрите, как красив деревенский дом. Испокон веков татарский народ украшал свое жилище и ворота причудливым орнаментом.

Дом предков. Душевная доброта, изящный вкус, мастерство ловких рук – и перед нами великолепный и своеобразный интерьер внутреннего убранства деревенского дома. Радуют глаз кружевные белые занавески, украшенные цветами пологи, вышитые полотенца и скатерти. Без этих предметов домашнего обихода невозможно представить дом наших предков.

Не было бы домашнего уюта в гостиной без главного “хозяина дома” – сундука. Откроем заветный бабушкин сундук и насладимся его богатством, что передавались из поколения в поколение. Мы соприкоснемся не только с историей, но и с национальной культурой татарского народа. Приглашаю вас полистать журнал “Бабушкин сундук”.

Учитель математики. Мы, ребята, сегодня на уроке решим задачи, составленные учениками, где понадобиться знание формул арифметической прогрессии и истории национальной культуры татарского народа.

Первый лист журнала “Костюм”.

Выступление 1-го ученика. В старину татарский национальный женский костюм состоял из свободной расширяющейся книзу просторной рубахи (“кульмек”), поверх которой надевался камзол.

Кульмек шили из однотонных тканей – атласа, тафты, парчи, шелка, сатина со стоячим воротом и вырезом на груди. Иногда кульмек украшали широкими воланами или оборками. Сшитый из цветных тяжелых тканей – бархата, сукна, парчи, шелка – камзол был похож на удлиненный жилет с длинными или короткими рукавами и без рукавов.

Костюм принимал праздничный  вид, когда его дополняло нагрудное  украшение на матерчатой основе “изю” (“изу”), закрывающее вырез женского платья.

Сельский женский костюм, который шили из более дешевого материала, украшали вышивкой. Постепенно исчезали громоздкие перевезки, нагрудники, одежда стала более облегающей фигуру, калфаки превратились в декоративные наколки.

Учитель математики. Задача №1. В январе в магазин поступила коллекция из 10 татарских костюмов. Но дизайнер увеличивал количество татарских костюмов в коллекции на одно и то же количество каждый месяц. Сколько всего костюмов было в коллекции, когда их доставляли в магазин в сентябре, если в мае их количество составляло 30 костюмов?

Дано: a1=10, a5=30.

Найти: a9=?

Второй лист журнала “Ювелирное искусство”.

Выступление 2-го ученика. Важное место в оформлении женского костюма отводилось ювелирным изделиям. Секреты мастерства и инструменты ювелиров передавались из поколения в поколение. Ювелирным ремеслом занимались как мужчины, так и женщины. Работали в одиночку и небольшими артелями. Созданные ими изделия подразделяются на украшения нательные: головные повязки (“баш хаситэсе”), серьги (“алка”), ожерелья (“муенса”), накосники двух разновидностей – “чулпы” и “чэч тэнкэсе” (или “тезмэ”), браслеты (“белэзек”), перстни (“йозек”), кольца (“балдак”).

Из ювелирных украшений, входивших в состав женского костюма, наиболее эффектны воротниковые подвески (“яка чылбыры”), перевязь (“хаситэ”), которая надевалась через плечо, нагрудники (“изю”).

Одни украшения (серьги, кольца, браслеты, накосники, бусы и ожерелья) были повседневными, другие (перевези, нагрудники, воротниковые подвески) использовались по праздничным дням, при гостях, в поездках.

Материалом для ювелирных  изделий служили: серебро, золото, самоцветы, искусственные камни и цветное стекло.

Учитель математики. Задача №2. Каждый месяц муж дарил жене украшения из золота. Стоимость украшений уменьшалось на 1350 руб. каждый месяц. Сколько рублей стоило украшение в январе, если к концу года стоил 5400 руб?

Дано: а12=5400, d=–1350.

Найти: a1=?

Третьей лист журнала “Золотое шитьё”.

Выступление 3-го ученика. У татарского народа как самостоятельный художественный промысел выделилось золотошвейное искусство. Мастерицы расшивали тюбетейки и калфаки, женскую бархатную обувь, волшебные кисеты, прославленные казанские полотенца (“казан сольгесе”).

Своеобразием золотошвейных  композиций отличаются женские головные уборы калфаки, которые имели  множество модификаций. Наиболее популярные композиции на калфаках – мотивы букета, пшеничного колоса, звезды и полумесяца, а также изображение птиц и цветов вразброс, в виде мелких букетиков. Другой самобытный мотив узора на калфаках – “золотое перо” (“алтын каурый”).

Вышивки золотом покрывали  и поверхность тюбетеек. Орнамент располагался по плоскому верху тюбетеек в шахматном порядке, а по их жесткому краю – волнообразной цветочно-растительной композицией.

Учитель математики. Задача №3. Девушка украшала платья вышивками каждый день. С 1 по 8 января включительно она увеличивала длину вышивки на одно и то же число. С 1 января по 4 января включительно она вышила 24 см, а со 2 по 6 января – 45 см. Сколько сантиметров девушка вышила 8 января?

Дано: a1+a2+a3+a4=24,

а2+a3+a4+a5+a6=45.

Найти: a8=?

Четвертый лист журнала “Вышивка”.

Выступление 4-го ученика. Вышивка, по сравнению с другими видами декоративного творчества, получила наибольше распространение. С детства казанские татарки учились вышивать, а к замужеству готовили приданое и свадебное подарки.

Материалом для изготовления изделий служили различные ткани – самодельное и покупное полотно, шелк, парча, бархат, сатин. Популярны были белые, голубые, синие, фисташковые, зеленые, золотисто-желтые, бежевые, фиолетовые, малиновые, реже – красные ткани.

Для вышивки использовались нити шелковые, крученые, мулине, гарус, шерсть, иногда канитель и мишура.

Учитель математики. Задача №4. На уроке технологии девочки вышивали крестиком в течении 30 занятий. На первом занятии каждая успела вышить по 3 вышивки. Но каждый раз, набираясь опытом, они вышивали на одно и то же количество больше вышивок, чем на предыдущих занятиях. Сколько всего вышивок вышила одна девочка за 15 занятий и на 15 занятии, если 20 девочек к концу 30 занятий всего вместе вышили 1800 вышивок?

Дано:a1=3;

а30=90.

Найти:a15=?; S15=?

Пятый лист журнала “Узорное ткачество”.

Выступление 5-го ученика. Узорное ткачество существовало в виде домашнего ремесла и мелких мануфактур. Издавна татарские девушки и женщины проводили долгие часы за ткацким станком, готовя себе приданое, подарки родственникам и жениху, призы для сабантуев, “мягкую утварь” для дома (занавески – чаршау, подзоры- кашага, полотенца).

Мастерицы овладели всеми  видами техники узорного ткачества: браного (“чуплэм”), выборного (“тэсле чуплэм”), многоремизного (“кыялап сугу”) и наиболее традиционного – закладного тканья (“асалап сугу”). Крупные многоступенчатые геометрические фигуры на приглушенно-красном или светло-малиновом фоне старинных закладных полотенец заполняют бордюры, которые в основном располагаются полосами: основным – широким и по сторонам – узкими бордюрами. Узоры верхней и нижней полосы обычно повторяют друг друга.

Колористические решения  закладов исходили из контрастного сочетания  различных оттенков почти всех цветов за исключением черного. Фон ткани  обычно имел различные оттенки красного цвета.

Учитель математики. Задача №5. На работу приняли мастерицу узорного ткачества. В 1-ую неделю она ткала ковер длиною 50 см, работая быстрее, чем на прошлой неделе, она ткала на одно и то же число см больше длиною ковер в неделю. Сколько всего составляла длина ковра за 7 недель, если на 5-ой неделе длина составляла 78 см?

Дано:a1=50;

а5=78.

Найти: S7=?

Шестой лист журнала “Искусство кожаной мозаики”.

Выступление 6-го ученика. Узорные кожаные ичиги, туфли пользовались большим спросом не только среди местного населения края, но и далеко за его пределами. Они изготовлялись из мягкого цветного сафьяна, более жесткой юфти, иногда – козловой кожи.

Кожа окрашивалась почти  во все цвета радуги, затем, при  создании узора, она прорезалась по орнаментальным трафаретам. Узоры из кусочков кожи составлялись в техники мозаики с одновременной сшивкой и расшивкой орнаментальных мотивов шелковыми, иногда золотыми и серебряными нитями.

Основных мозаичных  орнаментов три: двулистники, пальметки, розетки; мотивы сердечка, волны, скобы; лотосовидные, роговидные, облакообразные изображения.

Изделия из кожаной мозаики  были всегда рукотворны и поэтому  уникальны.

Учитель математики. Задача №6. На кружке мальчики занимались искусством кожаной мозаики. Вначале в мозаику входило 56 элементов, но каждый день на одно и то же количество элементов увеличивалось в мозаике. Сколько всего входило элементов в мозаику на 15-й день, если в 20-й день всего было 170 элементов?

Дано: a1=56;

а20=170.

Найти: a15=?

Седьмой лист журнала “Художественная керамика”.

Выступление 7-го ученика. Одним из древнейших, традиционных видов художественного творчества казанских татар является керамика. Еще в давние времена булгарские керамисты производили самые разнообразные сосуды (кувшины, хумы, кумганы), игрушки. Используя различные фазы обжига и высокую температуру, мастера создавали своеобразную цветовую гамму: от темно – коричневого до дымчато – серого.

Широкое распространение  получило покрытие сосудов ангобом (белой, красной, серой глиной), прозрачной поливкой (от светло-зеленого до темного, почти черного цвета) и лощение в виде полос.

Самобытность творчества гончаров проявлялась в “зооморской” керамике – сосудах с изображениями  различных птиц и животных. Вылепленные  в круглой скульптуре, они украшали ручки и сливные носики кувшинов, кумганов.

Учитель математики. Задача №7. Для изготовления керамической посуды нужно использовать высокую температуру. В течение часа температура поднимается до +497С, при этом увеличиваясь за каждую минуту на 8 градусов. Какова была начальная температура?

Дано:a60=497;

d=8.

Найти: a1=?

Итог урока. Учитель татарского языка и литературы. Мы поближе познакомились с творчеством и искусством своего народа. Я полна надежды и уверенности, что среди вас, дорогие ребята, найдутся преемники традиций и обычаев наших предков. Пусть не гаснет творческий дух нашего народа. Пусть процветает наше национальное искусство.

(Девушки в национальных  костюмах исполняют татарский  народный танец).

 

 

2.5. Уроки – путешествия

 

Традиционные формы обучения математике иногда мешают способному ученику полностью проявить себя. Одним из путей преодоления инертности является использование нетрадиционных форм организации обучения.

Одним из видов такой  организации обучения является урок-путешествие. Такая форма проведения урока несет значительную нагрузку, но не утомляет детей и дает им позитивный эмоциональный заряд. Ниже приводятся разработки двух уроков–путешествий: урок-путешествие по математике в 6-м классе «Сокровища культуры Татарстана», составленный учителем математики национальной школы Нагимовой Лейсан Аскаровной [24]; урок-путешествие из тысячелетней Елабуги в Набережные Челны в 5-м классе, составленный учителем математики Карповой Еленой Михайловной [25].

Урок-путешествие  по математике в 6-м классе "Сокровища культуры Татарстана"

Информация о работе Этнокультурный компонент на уроках математики