Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:19, курсовая работа
Метод геометрических преобразований для школьной геометрии обладает большой новизной. Необходимо иметь в виду, что геометрические преобразования – это и новая тема, и новый математический метод, и новый способ мышления. В предыдущих темах геометрические фигуры рассматривались неподвижными, статичными. Геометрические преобразования приводят к рассмотрению фигур в динамике: они показывают, каким образом из одной фигуры получается другая фигура, чем-то похожая на первую и в то же время существенно отличающаяся от нее. Эта тема дает уникальную возможность познакомиться с современной геометрической наукой, ее идеями и методами.
Введение 3
Глава 1. Факультативные занятия 4
1.1. Общие цели и задачи факультативных занятий по математике 4
1.2. Организация учебно-воспитательного процесса на факультативных занятиях 8
Глава 2. Основные понятия преобразования подобия 10
2.1. Признаки подобия треугольников и метод подобных треугольников 10
2.2. Преобразование подобия 13
2.3. Свойства преобразований подобия 14
2.4. Гомотетия как пример преобразования подобия 17
2.5. Подобные фигуры 20
2.6. Дальнейшее развитие метода подобия: свойства подобных многоугольников, пропорциональные отрезки в окружности 22
Глава 3. Применение преобразования подобия к решению задач 24
3.1. Применение подобия при решении задач 24
3.2. Решение геометрических задач с помощью гомотетии 28
Заключение 32
Министерство образования Республики Беларусь
УО «Могилевский Государственный Университет им. А.А. Кулешова»
КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Методика преподавания математики»
на тему:
«Метод подобия на факультативных занятиях»
Выполнила: студентка 4 курса группы Б
Давыдова Е.В.
Проверил: доцент педагогических наук,
заведующий кафедры МПМ
Рогоновский Н.М.
Могилев, 2011
Содержание
Введение 3
Глава 1. Факультативные занятия 4
1.1. Общие цели и задачи факультативных занятий по математике 4
1.2. Организация учебно-воспитательного процесса на факультативных занятиях 8
Глава 2. Основные понятия преобразования подобия 10
2.1. Признаки подобия треугольников и метод подобных треугольников 10
2.2. Преобразование подобия 13
2.3. Свойства преобразований подобия 14
2.4. Гомотетия как пример преобразования подобия 17
2.5. Подобные фигуры 20
2.6. Дальнейшее развитие метода подобия: свойства подобных многоугольников, пропорциональные отрезки в окружности 22
Глава 3. Применение преобразования подобия к решению задач 24
3.1. Применение подобия при решении задач 24
3.2. Решение геометрических задач с помощью гомотетии 28
Заключение 32
Литература 33
Введение
Метод геометрических преобразований для школьной геометрии обладает большой новизной. Необходимо иметь в виду, что геометрические преобразования – это и новая тема, и новый математический метод, и новый способ мышления. В предыдущих темах геометрические фигуры рассматривались неподвижными, статичными. Геометрические преобразования приводят к рассмотрению фигур в динамике: они показывают, каким образом из одной фигуры получается другая фигура, чем-то похожая на первую и в то же время существенно отличающаяся от нее. Эта тема дает уникальную возможность познакомиться с современной геометрической наукой, ее идеями и методами.
Овладение практически любой современной профессией требует определенных знаний по математике. Математические знания стали необходимой частью общей культуры, средством всестороннего развития личности. В школе математика является опорным предметом, обеспечивающим изучение на должном уровне, как естественных, так гуманитарных дисциплин. Необходимо отметить, что математика является профилирующим предметом на вступительных экзаменах в вузы по широкому спектру специальностей. Наряду с поступающими на математические факультеты и в технические вузы вступительные экзамены по математике сдают будущие физики, химики, биологи, врачи, психологи, экономисты.
Современная школа призвана
решать две тесно связанные друг с другом
задачи: с одной стороны, обеспечить овладение
учащимися твердо установленным и четко
очерченным минимальным объемом знаний
и умений, необходимых каждому члену нашего
общества, с другой - создать оптимальные
условия для тех, кто проявляет повышенный
интерес и склонность к данному предмету.
Свой вклад в решение этих задач призваны
сделать факультативные занятия.
Глава 1. Факультативные занятия
В настоящее время ведется
Основной задачей факультативных занятий является создание максимально благоприятных условий для интеллектуального развития учащихся в соответствии с их интересами, целями, способностями и потребностями. На факультативных занятиях учащиеся имеют возможность, прежде всего, совершенствовать знания, получаемые на уроках, приобрести умения решать более трудные и разнообразные задачи. В виду существенного повышения роли факультативов для их проведения отводится пять лет.
Изучение потребностей практики обучения показало, что наибольшую пользу факультативные занятия приносят, если они используются для расширения, совершенствования и коррекции знаний учащихся по основному курсу, для решения задач повышенной трудности, для использования различных форм кружковой работы.
Курс «Школьная геометрия: многообразие идей и методов» - один из факультативных курсов, предлагаемых в настоящее время. Он является своего рода сопровождением базового и повышенного курсов, посильно расширяя и углубляя эти курсы. Содержание этого факультативного курса, придерживаясь рамок базового и повышенного курсов, делает больший акцент на математические методы, являющимися основным инструментом изложения теории и решения задач.
Каждая тема факультатива непосредственно связана с материалом общеобразовательного курса математики. При этом программа предусматривает достижение двоякой цели: во-первых, довести изучаемый материал до того уровня, на котором учащемуся становится ясным его принципиальная математическая важность, до известной степени завершенности; во-вторых, показать непосредственные связи школьной математики с наукой и ее приложениями.
Материал курса не дублирует вузовские программы, но в целом ряде случаев позволяет с общих позиций взглянуть на школьную математику и подчеркнуть единство предмета и метода математической науки. Поэтому важно в рамках данного факультативного курса идти не от вузовских курсов, адаптируя их к школьникам, а показывать, каким образом из материала школьного курса математики возникают общие концепции, обладающие теоретической и прикладной ценностью, которые впоследствии сыграют роль своего рода пропедевтики для изучения вузовских курсов математики.
Факультативный курс «Школьная геометрия: многообразие идей и методов» содержит разнообразные темы как теоретического, так и прикладного плана. Предполагается, что в процессе занятий будет показана история возникновения и развития ряда изучаемых методов, концепций и идей, их значение для математики, для других наук и областей практической деятельности.
В предлагаемом факультативном курсе новизна обеспечивается путем раскрытия многообразия идей и методов школьной геометрии, решения содержательных задач. На факультативных занятиях учащимся могут предлагаться задачи занимательного характера, исторические сведения. Учащиеся имеют возможность выступить с лекцией, провести под руководством учителя экскурсию на интересующееся предприятие или в учебное заведение, подготовить и сделать доклад по выбранной тематике. Такой факультатив окажется интересным и полезным и тем учащимся, которые не проявляют специального интереса и склонности к занятиям математикой, но хотят расширить свой кругозор.
На первом этапе особое внимание следует уделить формированию устойчивого интереса к предмету, выявлению и развитию математических способностей учащихся, ориентации на профессии, существенным образом связанных с математикой. Обучение на втором этапе должно обеспечить подготовку к поступлению в вуз, продолжению образования и к профессиональной деятельности, требующей глубоких и прочных знаний, умений и навыков, высокой математической культуры.
Образовательные цели факультативных занятий. Эти цели следующие: систематическое изучение геометрических фигур и их свойств, систематизация и углубление знаний об измерении геометрических величин, углубленное изучение геометрических построений и преобразований, координат и векторов, приобретение умений и навыков в решении задач повышенной сложности.
Основным является традиционное содержание. К ведущим содержательным линиям данного факультативного курса относятся: геометрические фигуры и их свойства; измерение геометрических величин; геометрические построения и преобразования; координаты и векторы.
Развивающие цели факультативных занятий. Эти цели следующие:
Воспитательные цели факультативных занятий. Они заключаются:
Организация учебно-воспитательного процесса на факультативных занятиях должна предусматривать: