Метод подобия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:19, курсовая работа

Описание

Метод геометрических преобразований для школьной геометрии обладает большой новизной. Необходимо иметь в виду, что геометрические преобразования – это и новая тема, и новый математический метод, и новый способ мышления. В предыдущих темах геометрические фигуры рассматривались неподвижными, статичными. Геометрические преобразования приводят к рассмотрению фигур в динамике: они показывают, каким образом из одной фигуры получается другая фигура, чем-то похожая на первую и в то же время существенно отличающаяся от нее. Эта тема дает уникальную возможность познакомиться с современной геометрической наукой, ее идеями и методами.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Факультативные занятия 4
1.1. Общие цели и задачи факультативных занятий по математике 4
1.2. Организация учебно-воспитательного процесса на факультативных занятиях 8
Глава 2. Основные понятия преобразования подобия 10
2.1. Признаки подобия треугольников и метод подобных треугольников 10
2.2. Преобразование подобия 13
2.3. Свойства преобразований подобия 14
2.4. Гомотетия как пример преобразования подобия 17
2.5. Подобные фигуры 20
2.6. Дальнейшее развитие метода подобия: свойства подобных многоугольников, пропорциональные отрезки в окружности 22
Глава 3. Применение преобразования подобия к решению задач 24
3.1. Применение подобия при решении задач 24
3.2. Решение геометрических задач с помощью гомотетии 28
Заключение 32

Работа состоит из  1 файл

Метод подобия.docx

— 229.84 Кб (Скачать документ)

Решение. Пусть Н — ортоцентр треугольника АВС, М — середина стороны АС, Н1 — точка пересечения прямой НМ с окружностью АВС. Требуется доказать, что НМ = МН1.

 

Как и при решении предыдущей задачи, воспользуемся гомотетией с центром Н и коэффициентом Как было установлено, эта гомотетия окружность АВС переводит в окружность девяти точек. Поэтому точка Н1, как точка окружности АВС, перейдет в точку, принадлежащую окружности девяти точек. Вместе с этим, образ точки Н1 должен находиться на прямой НН1. Точкой, удовлетворяющей этим двум условиям, является только точка М — середина стороны АС. Значит, точка Н1 перейдет в точку М. Отсюда НМ = МН1.[4] 175c.

 

Задача 5. Решите задачу об окружности девяти точек с помощью гомотетии.

Решение. Для доказательства теоремы об окружности девяти точек, воспользуемся двумя теоремами о свойствах ортоцентра треугольника:

-1. Точка, симметричная  ортоцентру Н ∆АВС относительно  стороны ВС, лежит на окружности  АВС.

-2. Точка, симметричная  ортоцентру Н ∆АВС относительно  середины стороны ВС, лежит на  окружности АВС.

Пусть О и Н — соответственно центр окружности АВС и ортоцентр треугольника АВС, К — основание высоты ВК, М — середина стороны АС, Т — середина отрезка АН. Возьмем также точки Н1 — точку пересечения продолжения отрезка НК с окружностью АВС и точку Н2 — точку пересечения продолжения отрезка НМ с этой же окружностью.



 

На основании теорем 1 и 2 НК=КН1 и НМ = МН2.

Воспользуемся теперь гомотетией с центром Н и коэффициентом . Окружность АВС перейдет в этой гомотетии в окружность с центром О9 — середине отрезка НО; радиус этой окружности в два раза меньше радиуса окружности АВС. Точки А, Н1 и Н2, лежащие на окружности АВС, перейдут в точки, лежащие на ее образе в данной гомотетии: А→Т, Н2→М, Н1→К. Значит, точки Т, М и К лежат на окружности с центром в точке О9. Аналогично устанавливается, что этой окружности принадлежат еще шесть точек (три точки, соответствующие стороне АВ, и три точки, соответствующие стороне ВС). В итоге теорема об окружности девяти точек доказана. [4] 175c.

 

Заключение 

Литература

 

  1. Рогоновский Н.М., Рогоновская Е.Н., Тавгень О.И. Геометрия 9 класс. Многообразие идей и методов. – Минск: 2011.
  2. Рогоновский Н.М., Рогоновская Е.Н. Методика преподавания математики, ч. 1. – Могилев 2010. – 310 с.
  3. Рогоновский Н.М., Рогоновская Е.Н. Методика преподавания математики, ч. 2. – Могилев 2011. – 386 с.
  4. Рогоновский Н.М., Рогоновская Е.Н. Элементарная математика, ч. 3. Гнометрия на плоскости. – Минск: 2003.
  5. Рогоновский Н.М. Геометрия 7 – 9. – Минск: 1997.
  6. Рогоновский Н.М. Геометрия 7 – 9. – Минск: 1992.
  7. Журнал «Матэматыка. Праблемы выкладання» – 5. 2010.
  8. Журнал «Математика в школе»
  9. Кузнецова Е.П. Вопросы реформирования школьного курса геометрии
  10. Кубеко Д.П. Методические основы курса геометрии
  11. Александрова А.Д., Рогоновский Н.М. учебники для углубленногоьуровня обучения

Информация о работе Метод подобия