Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 22:17, курсовая работа
Цель исследования – разработка методических рекомендаций по решению текстовых задач в курсе средней школы средствами информационно-коммуникационных технологий.
Предмет и цель исследования определяют следующие задачи:
1. На основе анализа учебно-методической литературы по математике разработать классификацию текстовых задач, рассматриваемых в школьном курсе математики.
2. Выявить методические особенности решения текстовых задач в курсе средней школы.
Введение…………………………………………………………………
Глава I. Теоретические аспекты решения текстовых задач в курсе средней школы………………………………………………………………
1.1 Классификация текстовых задач, рассматриваемых в курсе средней школы…………………………………………….
1.2 Методы решения текстовых задач, изучаемых в курсе средней школы……………………………………………………
Глава II. Информационно-коммуникационные технологии в школьном математическом образовании………………………………………………
2.1 Цели и задачи использования информационно-коммуникационных технологий на уроках математики………
2.2 Методические особенности использования информационно-коммуникационных технологий при обучении математике…………………………………………………………
Глава III. Примеры использования средств информационно-коммуникационных технологий при обучении математике в 5 классах средней школы………………………………………………………………..
3.1 Организация и проведение урока по теме «Площадь» (5 класс) средствами программного обеспечения Power Point…………...………….…………………………………………
Заключение……………………………………………………………………
Литература……………………………………………………………………
В зависимости от целей классификации выбирают основание для ее проведения и на его основе получают те или иные группы текстовых задач, которые объединяет либо метод решения, либо количество действий, которые необходимо выполнить для решения задачи, либо схожий сюжет и т.п. В зависимости от выбранного основания задачи можно классифицировать (т. е. разделить на группы по выбранному основанию):
Положив в основание классификации число действий, которые необходимо выполнить для решения задачи, выделяют простые и составные задачи. Задачу, для решения которой нужно выполнить одно арифметическое действие, называют простой. Задачу, для решения которой нужно выполнить два или большее число действий, называют составной.
Выбрав в качестве
основания классификации
Определенные задачи — это задачи, в которых условий столько, сколько необходимо и достаточно для получения ответа.
Задачи с альтернативным условием — это задачи, в ходе решения которых необходимо рассматривать несколько возможных вариантов условия, а ответ находится после того, как все эти возможности будут исследованы.
Неопределенные задачи — задачи, в которых условий недостаточно для получения однозначного ответа.
Переопределенные задачи — задачи, имеющие условия, которые не используются при их решении выбранным способом. Такие условия называют лишними. Следует иметь в виду, что при решении задачи другим способом лишними могут оказаться уже другие условия. Если в переопределенной задаче лишние условия не противоречат остальным условиям, то она имеет решение.
Положив в основание классификации фабулу задачи, чаще всего выделяют такие группы текстовых задач: «на движение», «на работу», «на смеси и сплавы», «на смешение и концентрацию», «на проценты», «на части», «на время», «на покупку и продажу» и т.п. Классифицировать задачи, исходя из фабулы условия, очень сложно, так как тематика условий задач бывает порой очень разнообразной.
1.2 Методы решения текстовых задач, изучаемых в курсе средней школы
В ходе анализа учебно-методической литературы нами выявлены следующие методы решения текстовых задач, рассматриваемых на уроках математики в курсе средне школы. Следует отметить, что приемы и способы решения текстовых задач обусловливаются принадлежностью задачи к определенной классификационной группе.
1. Текстовые задачи «на движение».
В текстовых задачах на движение рассматриваются три взаимосвязанные величины:
S - расстояние (пройденный путь),
t - время движения и
V - скорость – расстояние, пройденное за единицу времени.
Расстояние – это произведение скорости на время движения;
S = Vt.
Скорость – это расстояние, которое тело проходит за единицу времени,
скорость - это частное от деления расстояния на время движения;
V = S / t.
Время – это частное от деления расстояния на скорость движения
t = S / V.
Таким образом, решение текстовых задач «на движение» сводится к применению выше перечисленных формул. Рассмотрим на конкретных примерах особенности решения текстовых задач «на движение».
Задача. Одновременно из одного пункта в противоположных направлениях вышли два пешехода. Один из них шёл со скоростью 6 км/ч, а другой 4 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?
Решение: Сделаем рисунок для удобства понимания задачи.
Теперь заполним следующую таблицу:
1 Пешеход |
2 Пешеход | |
Время |
3 часа |
3 часа |
Скорость |
6 км/ч |
4 км/ч |
Расстояние |
? |
? |
1 способ: (6+4) 3=30 (км)
2 способ: 6 3+4 3=30 (км)
Ответ: через три часа между пешеходами будет 30 км.
2. Текстовые задачи «на работу».
Задачи на работу требуют использования формулы А = Р·t, где А – объем работы, Р – производительность, t – время.
Рассмотрим на конкретном примере применении формулы.
Задача: На изготовление 475 деталей первый рабочий тратит на 6 часов меньше, чем второй рабочий на изготовление 550 таких же деталей. Известно, что первый рабочий за час делает на 3 детали больше, чем второй. Сколько деталей в час делает первый рабочий?
Решение: Обозначим за х время работы 1-го рабочего на выполнение своей работы.
Заполняем следующую таблицу:
1 рабочий |
2 рабочий | |
А (объем работы) |
475 |
550 |
Р (производительность) |
475/x |
550/(x+6) |
t (время) |
х |
х+6 |
Учитывая, что первый рабочий за час делает на 3 детали больше, чем второй, получаем уравнение:
Решаем уравнение: 475(х+6) – 550х = 3х(х+6), откуда x = 19.
Далее: 475/x =25, x = 25.
Ответ: первый рабочий делает 25 деталей в час.
3. Текстовые задачи «на смеси и сплавы».
Если смесь (сплав) массы m из вещества А, В, С (имеющих соответственно массы m(A), m(B), m(C)), то величину m(A)/m (соответственно m(В)/m, m(С)/m) называют концентрацией вещества А ( соответственно В, С) в смеси, а величину (m(A)/m)100% (соответственно (m(В)/m)100%, (m(С)/m)100%)− процентным содержанием вещества А ( соответственно В,С) в смеси. При этом выполняется равенство: (m(A)/m)+ (m(В)/m)+(m(С)/m)=1
Рассмотрим решение текстовой задачи «на смеси и сплавы».
Задача: Сплавили 2 кг сплава цинка и меди, содержащего 20% цинка, и 6 кг сплава цинка и меди, содержащего 40% цинка. Найдите процентную концентрацию цинка в получившимся сплаве.
Решение: Масса цинка в первом сплаве равна (2000/100%)20=400 г, во втором − (6000/100%)40=2400 г. Тогда масса цинка в новом сплаве 400+2400=2800 г, процентное содержание цинка в нем равно (2800/8000)100%=35%
Ответ: 35%.
4. Текстовые задачи «на проценты».
Рассмотрим приемы и
способы решения текстовых
Задача: Предприятие изготовило за квартал 500 насосов, из которых 60 % имели высшую категорию качества. Сколько насосов высшей категории качества изготовило предприятие?
Решение: Найдем 60 % от 500 (общего количество насосов). 500 60 % = 500 0,6 = 300 насосов высшей категории качества.
Ответ: 300 насосов высшей категории качества.
При решении текстовых задач «на проценты» важно знать правило нахождения числа по его проценту: чтобы найти число по его проценту, нужно его известную часть разделить на то, сколько процентов она составляет от числа.
Так как задачи процент по числу и число по его проценту очень похожи и часто непонятно какой это тип, необходимо внимательно читать текст задачи. Если встречаются слова "который", "что составляет" и "который составляет", скорее всего, эта задача относится к задачам на число по его проценту.
Задача: Ученик прочитал 138 страниц, что составляет 23 % числа всех страниц в книге. Сколько страниц в книге?
Решение: Итак, в задаче неизвестно сколько всего страниц в книге. Но мы знаем, что часть, которую прочитал ученик (138 страниц) составляет 23 % от общего количества страниц в книге. Так как 138 страниц - это всего лишь часть, то само количество страниц, естественно, будет больше 138. Это поможет нам при проверке.
Проверка: 600 > 138 (это означает, что 175 является частью 500).
Ответ: 600 - общее количество страниц в книге.
Глава II. Информационно-коммуникационные технологии в школьном математическом образовании
2.1 Цели и задачи использования
информационно-
Процесс информатизации, охвативший сегодня все стороны жизни современного общества, имеет несколько приоритетных направлений, к которым, безусловно, следует отнести информатизацию образования. Она является первоосновой глобальной рационализации интеллектуальной деятельности человека за счет использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Конечные цели информатизации образования
- обеспечение качественно новой
модели подготовки будущих членов информационного
общества, для которых активное овладение
знаниями, гибкое изменение своих функций
в труде, способность к человеческой коммуникации,
творческое мышление и планетарное сознание
станут жизненной необходимостью. Такое
глубинное влияние на цели обучения опирается
на потенциальные возможности компьютера
как средства познавательно-
Современное общество переживает значительные перемены, связанные с переосмыслением ряда научных, политических и социальных положений. Это происходит во всех сферах человеческой жизни, затрагивает все общественные институты, в том числе систему образования. В нашей стране целые группы населения меняют ценностные ориентиры, в связи с лавинообразным ростом информации. Бурное развитие средств телекоммуникации и информационных технологий, формирование мирового информационного пространства предъявляет новые требования к современному обществу и его важнейшего института — системы образования.
Одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает широкое использование информационных технологий обучения.
Середина 90-х годов прошлого века и до сегодняшнего дня, характеризуется массовостью и доступностью персональных компьютеров в России, широким использованием телекоммуникаций, что позволяет внедрять разрабатываемые информационные технологии обучения в образовательный процесс, совершенствуя и модернизируя его, улучшая качество знаний, повышая мотивацию к обучению, максимально используя принцип индивидуализации обучения. Информационные технологии обучения являются необходимым инструментом на данном этапе информатизации образования.
Информационные технологии не только
облегчают доступ к информации и
открывают возможности
Формирование новых
Изучение математики в настоящее время сопряжено с целым рядом особенностей, если не сказать трудностей развития школьного образования в нашей стране. Как отмечается в ряде статей, приходится говорить даже о кризисе математического образования [2, 7, 8, 9, 10, 15]. Причины его видятся в следующем:
- в изменении приоритетов в обществе и в науке – в настоящее время на фоне резкого падения интереса к науке в целом наблюдается рост приоритета гуманитарных наук;
- в сокращении количества
- в оторванности содержания
математического образования
- в малом воздействии на
Тем временем всем известно, что роль математики как учебного предмета чрезвычайно велика в плане формирования мировоззрения и творческого мышления учащихся не только в области естествознания, но и в самом общем смысле. Знания, твердые основы которых формируются при изучении математики в школе, должны быть максимально приближены к реальной жизни и повседневной практике. Изучение математики должно осуществляться так, чтобы учащиеся видели науку в постоянном историческом развитии и, желая изучать ее, испытывали удовлетворение и радость от процесса познания.