Методика решения текстовых задач в курсе средней школы средствами информационно-коммуникационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 22:17, курсовая работа

Описание

Цель исследования – разработка методических рекомендаций по решению текстовых задач в курсе средней школы средствами информационно-коммуникационных технологий.
Предмет и цель исследования определяют следующие задачи:
1. На основе анализа учебно-методической литературы по математике разработать классификацию текстовых задач, рассматриваемых в школьном курсе математики.
2. Выявить методические особенности решения текстовых задач в курсе средней школы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………
Глава I. Теоретические аспекты решения текстовых задач в курсе средней школы………………………………………………………………
1.1 Классификация текстовых задач, рассматриваемых в курсе средней школы…………………………………………….
1.2 Методы решения текстовых задач, изучаемых в курсе средней школы……………………………………………………
Глава II. Информационно-коммуникационные технологии в школьном математическом образовании………………………………………………
2.1 Цели и задачи использования информационно-коммуникационных технологий на уроках математики………
2.2 Методические особенности использования информационно-коммуникационных технологий при обучении математике…………………………………………………………
Глава III. Примеры использования средств информационно-коммуникационных технологий при обучении математике в 5 классах средней школы………………………………………………………………..
3.1 Организация и проведение урока по теме «Площадь» (5 класс) средствами программного обеспечения Power Point…………...………….…………………………………………
Заключение……………………………………………………………………
Литература……………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовик Фазлиахметов Тимур.doc

— 470.00 Кб (Скачать документ)

 

3.1 Организация и проведение урока по теме «Площадь» (5 класс) средствами программного обеспечения Power Point

 

Средства программного обеспечения Power Point позволяют подготовить урок математики с использованием слайдов, которые потом можно напечатать или просто демонстрировать на экране компьютера или проекционного экрана или в сети Internet. Презентация может использоваться как в качестве сопроводительного материала при обучении определенной теме, так и в качестве учебного пособия и т.п.

PowerPoint создает файл  презентаций, который имеет расширение  имени ppt и содержит набор слайдов. Программа предоставляет пользователю большое количество шаблонов презентаций на различные темы. Такие шаблоны содержат слайды, оформленные определенным образом. В поле слайда можно вставить свой текст, графику, а также таблицу и диаграмму. Кроме того, есть возможность изменить художественное оформление любого шаблона презентации, выбрав дизайн по своему вкусу. При этом изменится только внешний вид презентации, а не содержание. Все перечисленные особенности работы с PowerPoint позволяют быстро и качественно подготовить учебный и наглядный материал для успешного изучения курса математики.

Рассмотрим особенности  использования демонстрационного  материала, созданного с помощью  программного обеспечения PowerPoint, при обучении математике в средней школе.

Итак, основными этапами урока математики в 5 классе по закреплению изученного материала по теме «Площадь» явились следующие.

 

Этап урока

Время, мин

1

Постановка цели урока, организационный момент

2

2

Повторение по теме:  «Площадь квадрата и прямоугольника»

2

3

Устная проверочная работа по теме:  «Площадь квадрата и прямоугольника»

7

4

Фронтальная работа на закрепление понятия «Площадь»

4

5

Вычисление площади  изображения ракеты

3

6

Построение из трех треугольников, вырезанных из  квадрата, различных  фигур равной площади

8

7

Физкультминутка. Математическая эстафета

5

8

Решение текстовой задача «на движение».

4

9

Задание на дом

2

10

Итог урока

1

 

Всего времени

45




 

Остановимся более подробно на рассмотрении каждого этапа.                                                  

1 этап. Добрый день, ребята!

Появляется на экране тема урока и цель урока.

Цель урока: Научиться вычислять площади различных фигур.

Откройте тетради и  запишите тему урока, число.

2 этап. Повторим, как вычисляются площади фигур, которые изучались в начальной школе. Это прямоугольник и квадрат.

Sпрямоугольника = a b,  Sквадрата = a2 . На экране крупно написаны формулы.

 

3 этап. Проверочная устная работа. Работа по двум вариантам. На слайдах в таблице записаны условия пяти задач на каждый вариант. Задания поочередно проговариваются по вариантам устно.

 

Учащимся выдается следующая таблица.

 

 

Число

Вариант

1

2

3

4

5

Оценка

               

 

Учащиеся устно решают задания своего варианта и записывают ответы в таблицу. После самостоятельной работы учащиеся  по просьбе учителя меняются тетрадями, и друг друга проверяют. Учитель со всем классом фронтально решает всю самостоятельную работу, ответы появляются на слайде.

Учащиеся выставляют   друг другу оценки по следующей схеме:

Всё верно – «5»,

1-2 ошибки – «4»,

3 ошибки – «3»,

более 3 ошибок – «2».

4 этап. Фронтальная работа на закрепление понятия «Площадь». Решаются следующие задачи:

Здесь необходимо, чтобы  учащиеся в своих тетрадях начертили  квадрат, со стороной равной 1 см.

 

В данном примере необходимо устно вычислить площадь  фигуры, показанной на слайде, и начертить в тетради другую фигуру, площадь которой равна 2 см2.

 

5 этап. Вычислить площадь нарисованной  ракеты самостоятельно.

 

Проверка – ответ на слайде.

Таким образом делается вывод: площади равных фигур равны, площадь всей фигуры равна сумме площадей ее частей.

6 этап. Построение из трех треугольников, вырезанных из  квадрата, различных фигур равной площади. У каждого ученика на парте изготовленные  из картона или бумаги  модели треугольников. Учащихся можно попросить заранее изготовить модели треугольников следующим образом. Вырезать квадрат со стороной 4 см,  разрезать его по диагонали, потом один из треугольников разрезать по высоте, проведенной к большей стороне.   

 

На уроке можно устроить соревнование учащихся, кто быстрее построит из треугольников сначала квадрат. Необходимо обсудить, чему равны площади каждого из треугольников, сопровождая решение следующими записями.

 

 

      Далее учащимся необходимо сложить из треугольников последовательно прямоугольник, треугольник, параллелограмм, трапецию и найти их площади.

 

Вывод: площади всех фигур равны: S = 8+4+4 = 16 (см2).

Отсюда вытекает определение равновеликих фигур: фигуры называются равновеликими, если их площади равны.

С учащимися можно  также обсудить следующий аспект, что при решении задачи были использованы еще несколько свойств площадей, а именно: площади равных фигур равны; площадь всей фигуры равна сумме площадей её частей.

Необходимо задать также  вопрос о том, равны ли периметры фигур, имеющих одинаковую площадь? Высвечивается на слайде пример фигур, когда они имеют равные площади, но разные периметры.

7 этап. Физкультминутка. Математическая эстафета. На доске для трех рядов написаны  следующие примеры.

          48 : 48  

        100 : 25

        450 : 50

           90 - 74

                 52

            12 • 3  

        100 - 51

            32 • 2

            3 • 27  

Учащиеся последовательно  выходят (или выбегают) к доске, устно решают примеры и записывают ответы на доске.  После того, как  все учащиеся записали ответы, высвечиваются ответы на слайде для проверки ответов учащихся. Цепочка чисел: 1, 4, 9, 16, 25, 36, 49, 64, 81. Выигрывает тот ряд, который быстрее и правильнее решит примеры, а также ответит правильно на вопрос: какое число, следующее в цепочке? Ответ: 102 = 100. Ответ высвечивается на слайде.

8 этап. Решение текстовой задачи «на движение».

Решение:  Сделаем рисунок для удобства понимания задачи.

 

Далее заполним следующую таблицу:

 

9 этап. Домашнее задание.

 

10 этап. Итог урока. Учащимся задается вопрос: какие выводы вы сделали на уроке?

Выводы:

1. Измерить площадь фигуры, значит найти число, показывающее, сколько единичных квадратов содержится в данной фигуре.

2. Площадь прямоугольника  равна произведению ширины прямоугольника на его длину.

3. Площадь квадрата  равна квадрату его стороны.

4. Площади равных фигур  равны.

5. Площадь всей фигуры равна сумме площадей ее частей.

Таким образом, рассмотренная  тема в 5 классе на уроке математики «Площадь фигур» очень важна, нужна в дальнейшем при изучении  геометрии, а также в жизненной практике. Тема урока имеет три важных аспекта:

- Обучающий  аспект: на уроке формируется умение вычислять площади различных фигур.

- Развивающий аспект: на уроке происходит развитие математического мышления учащихся, в частности, при поиске самостоятельного решения различных видов задач.

- Воспитывающий аспект: на уроке формируется положительное отношение к предмету, происходит привитие интереса к использованию новейших технологий в учебной деятельности, в частности средств информационно-коммуникационных технологий.

                                             Заключение

 

Школьный урок — это социальный заказ общества в системе образования, который обусловлен социально-психологическими потребностями общества, уровнем его развития, нравственными и моральными ценностями этого общества. К сожалению, процесс модернизации в системе образования проходит трудно. Связано это с тем, что педагоги нацеливают учащихся только на получение твердых теоретических знаний, часть которых, возможно, не получит практического применения в будущей жизни.

На наш взгляд, на уроках математики заявленная проблема в какой-то степени может быть решена путём использования компьютерных технологий, которые, во-первых, имеют в своей основе строгий алгоритм действий ученика. Ведь не каждый ученик, выучив правила, может ими пользоваться. Использование алгоритмов, схем-карт, таблиц, то есть ориентирующих схем, упорядочивает процесс обучения.

Во-вторых, в связи  с острой проблемой экономии времени  в ходе учебного процесса перед современной  школой также ставится задача —  найти средства и приёмы обучения, позволяющие максимально экономить время на уроке. Использование компьютера на уроках и является одним из таких средств.

В-третьих, обучение с  использованием информационно-коммуникационных технологий, — это и уровневая  дифференциация, потому что в условиях этой технологии ученик имеет право на выбор содержания своего образования, уровня усвоения. При этом деятельность учителя должна обеспечить возможность каждому школьнику овладеть знаниями на обязательном или более высоком уровне (по выбору ученика).

В соответствии с поставленными целями, информационно-коммуникационные технологии должны помочь ученику получить более качественные знания, которые необходимы для успешной сдачи Единого Государственного Экзамена.

Знания усваиваются учеником благодаря его собственной деятельности, организуемой и управляемой так, чтобы ученик имел перед собою реальные ориентиры, позволяющие ему совершать все действия правильно и одновременно контролировать себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Агапова, О. О трех поколениях компьютерных технологий обучения / О. Агапова, А. Кривошеев, А. Ушаков. // Информатика и образование. – 1994. –  №2. –  С. 34–40.
  2. Актуальные проблемы современного образования / ред. М.И. Махмутова. – Казань: Центр инновационных технологий, 2001. – 420 c.
  3. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: 
    Методические основы / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.
  4. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
  5. Василевский,  А.Б. Устные упражнения по геометрии: 5-10классы // Пособие для учителя. – Мн.: Нар. Асвета, 1983. – 80 с.
  6. Вопросы компьютеризации учебного процесса: Кн. для учителя. / под ред. Л.П. Шило. – М.: Просвещение, 1987. – 128 с.
  7. Гусев, В.В. Информационные технологии в образовательном процессе вуза / В.В. Гусев, П.И. Образцов, В.М. Щекотихин. – Орел: ВИПС, 1997. - 126 с.
  8. Дзюбенко, А.А. Новые информационные технологии в образовании. / А.А. Дзюбенко. – М., 2000. – 104 с.
  9. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
  10. Зенкин, А.А. Когнитивная компьютерная графика / А.А. Зенкин; под ред. Д.А. Поспелова. – М.: Наука, 1991. – 192 с.
  11. Колягин, Ю.М. Опыт применения задач как средства диагностики развития математического мышления учащихся / Ю.М. Колягин, В.С. Копылов, А.С. Шепетов. // Изучение возможностей школьников в усвоении математики. Сборник научных трудов. – М., 1977. – С. 66-75.
  12. Кипнис, И.М. Задачи на составление уравнений и неравенств. – М.: Просвещение, 1980. – 68 с.
  13. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика. : Уч. пос. для студ. пед. инст-в по физ-мат. спец-м/ А. Блох, В.А. Гусев, Г.В. Дорофеев и др. Сост. В.И. Мишин. – М.: Просвещение, 1987. – 416 с.
  14. Методика преподавания математики в средней школе. / В.А. Ованесян и др. – М: Просвещение, 1980. – 368 с.
  15. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 255 с.
  16. Столяр, А.А. Педагогика мате математики. – М., 1980.
  17. Фахрутдинова, З.Ш. Текстовые задачи. Методическая разработка. – Казань: ТГГПУ, 2008. – 26 с.
  18. Черкасов, Р.С. и др. Методика преподавания математики в средней школе. Частная методика. — М., 1985. – 350 с.

Информация о работе Методика решения текстовых задач в курсе средней школы средствами информационно-коммуникационных технологий