Применение производных в различных задачах естествознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 12:50, курсовая работа

Описание

Целью работы было: изучение применения производной для решения задач по алгебре и началам анализа, физике, экономике; углубление и расширение знаний по теме «Производная».При изучении изменяющихся величин очень часто возникает вопрос о скорости, о быстроте происходящего изменения. Так мы говорим о скорости движения самолета, поезда, автобуса, ракеты, о скорости падения камня, вращения шкива и т.д. Можно говорить о скорости выполнения определенной работы, о скорости протекания химической реакции, о быстроте роста населения в данном городе. О скорости можно говорить по отношению к любой величине, которая изменяется с течением времени. Для всего этого используется понятие производной.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3
1. Определение производной……………………………………………………………...5
1.1 Геометрический смысл производной…………………………………………………7
1.2 Механический смысл производной…………………………………………………...8
2. Задачи из разных областей естествознания……………………………………………9
2. 1 Использование производной для решения задач по биологии……….…………….9
2.2 Использование производной для решения задач по химии......…………...……….12
2.3 Использование производной для решения задач по географии……………………14
2.4 Примеры решения прикладных задач……………………………………………….15
2.5 Использование производной для решения задач по физике……………………….17
2.6 Решение экономических задач……………………………………………………….21
2.7 Задачи на отыскание наибольшего и наименьшего значений величин…………...25
Заключение………………………………………………………………………………..27
Список литературы……………………………………………………………………….28

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 518.00 Кб (Скачать документ)

 темп положительный              темп отрицательный

На промежутке (0,1/2) функция  возрастает все медленнее, то есть дальнейшее повышение цены не выгодно. Сначала выручка убывает с отрицательным темпом для , а затем темп убывания становится положительным и для P>0,9 выручка убывает все быстрее и приближается к нулю при неограниченном увеличении цены.

Для наглядной демонстрации выше сказанного составим таблицу и  построим график.

p

(0, 1/2)

1/2

U'(p)

+

0

-

-0,47

-

U''(p)

-

 

-

0

+

U (p)

возрастает

выпукла

0,3

max

убывает

выпукла

0,2 точка перегиба

убывает

вогнута


 

Вывод:

На промежутке (0, 1/2) функция  возрастает все медленнее.

Соответствующая часть графика выпукла. Как уже отмечалось, дальнейшее повышение цены не выгодно. Сначала выручка убывает с отрицательным темпом , а затем темп убывания V(p) становится положительным. Для р > 0,9 выручка убывает все быстрее и приближается к нулю при неограниченном увеличении цены. На промежутке функция U(p) вогнута. В точке  график перегибается (см. на рисунке):


 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. 7 Задачи на отыскание наибольших и наименьших значений величин

 

Задача 1.

       Требуется огородить проволочной сеткой длиной 60 м прямоугольный участок, прилегающий к стене дома . Каковы должны быть длина и ширина участка, чтобы он имел наибольшую площадь?

Решение: Пусть ширина участка x м, а площадь у м2, тогда:

y = (60-2x)x = 60x - 2х2

Значения x и y не могут  быть отрицательными, поэтому множитель 60 - 2x > 0, а 0<x<30.

Площадь y есть функция x, определим промежутки ее возрастания  и убывания:

y' = 60 - 4x.

y'>0, и функция возрастает, когда x<15; y<0, и функция убывает, когда x>15.

Если ширина х =

0

5

10

15

20

25

30

то площадь y =

0

250

400

450

400

250

0


Кривая (черт.) поднимается  от начала 0 до точки М(х= 15), а затем  начинает падать. В точке х= 15 функция  имеет наибольшее значение.

Следовательно, площадь участка  наибольшая (максимум), если ширина х =15м, а длина 60 — 2x = 60 -- 30=30 (м)

Задача 2.

Каковы должны быть размеры  прямоугольной комнаты, площадь которой 36 x2, чтобы периметр ее был наименьший?

Решение:

 Пусть длина равна х м, тогда ширина прямоугольника 36/x м, а периметр:

Y=2(x+36/x)=2x+72/x.

Периметр у есть функция  длины x, определенная для всех положительных  значений x:

0<x<+∞

Определим промежутки ее возрастания и убывания:

y’=2-72/x2=2(x2-36)/x2=2(x-6)(x+6)/x2.

Знак производной определяется знаком разности x-6. В промежутке

0<x<6 y'<0, а в промежутке 6<x<+∞ y'>0.

Периметр убывает в  промежутке 0<x<6 и возрастает в  промежутке 6<x<+∞. График (черт.) построим по таблице:

Если х =

→0

3

4

5

6

7

8

→∞

То у =

→∞

30

26

24,4

24

24,3

25

→∞


Следовательно, периметр прямоугольника имеет наименьшее значение (минимум), если длина его 6 м и ширина 36/6 м = 6 м, т. е. когда он квадрат.

 

Заключение

 

      

При написании своей курсовой работы я вновь удостоверилась в том, что математический анализ, как и  любая другая наука, упрощает нашу жизнь, делает ее лучше с каждым новым  открытием, с каждым новым доказательством. И развитие дифференциального исчисления не исключение.      

В наше время, в связь с научно-техническим  прогрессом, в частности с быстрой  эволюцией вычислительных систем, дифференциальное исчисление становиться всё более  актуальными в решении как  простых, так и сверхсложных задач. Применение производной довольно глубоко вписалось в нашу жизнь, и его сложно полностью охватить в работе такого типа, однако я попыталась раскрыть некоторые моменты.     

В процесс работы, по решению мной поставленной задачи, я рассмотрела ряд задач из различных областей науки и техники, подтверждающие широкое применение производной в таких науках как физика, химия, биология, и экономика. Изучила историю развития производной и дифференциального исчисления в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. М. Я. Выгодский  «Справочник по высшей математике»- М. : ACT: Астрель, 2006.

2. Л. Д. Кудрявцев  «Курс математического анализа» : учебник для вузов / Л. Д. Кудрявцев . - М. : Высш. шк., 1988.

3. Волькенштейн В.С. «Сборник задач по общему курсу физики» М., 1979 г.

4. «Математический энциклопедический словарь.»/Гл.ред. Ю.В.Прохоров.-М:Сов.энциклопедия, 1988.-847 с.

5. «Задачи и упражнения по математическому анализу для вузов.»/Под ред. Б.П.Демидовича- М: Физматгиз, 1963 г. 472 стр.

6. «Элементы высшей математики»: сб. заданий для практ. занятий: Учеб. Пособие/ С.В.Сочнев.-М: Высш.шк., 2003 г.- 192 с.

7. А. С. Солодовников, В. А. Бабайцев, А. В. Браилов, И. Г. Шандра «Математика в экономике» - Издательство: Финансы и статистика, 2007 г.

 




Информация о работе Применение производных в различных задачах естествознания