Простые задачи на умножение и деление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:09, курсовая работа

Описание

В общей системе обучения математики решение задач является одним из видов эффективных упражнений. Решение задач имеет чрезвычайно важное значение, прежде всего для формирования у детей полноценных математических понятий, для усвоения ими теоретических знаний, определяемых программой. При обучении математике в начальной школе роль текстовых задач велика. Решая задачи, учащиеся приобретают новые математические знания, готовятся к практической деятельности. Задачи способствуют развитию их логического мышления. Большое значение решение текстовых задач имеет в воспитании личности учащегося.

Работа состоит из  1 файл

лда.doc

— 328.00 Кб (Скачать документ)

Логико-дидактический  анализ темы «Простые задачи на умножение  и деление»

Введение 

    В общей системе обучения математики решение задач является одним  из видов эффективных упражнений. Решение задач имеет чрезвычайно  важное значение, прежде всего для формирования у детей полноценных математических понятий, для усвоения ими теоретических знаний, определяемых программой. При обучении математике в начальной школе роль текстовых задач велика. Решая задачи, учащиеся приобретают новые математические знания, готовятся к практической деятельности. Задачи способствуют развитию их логического мышления. Большое значение решение текстовых задач имеет в воспитании личности учащегося.

     В программе «Гармония» Н. Б. Истоминой  в основе построения курса лежит  методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.

     Курс  построен по тематическому принципу и сориентирован на усвоение системы понятий и общих способов действий. Каждая следующая органически связана с предыдущим, что позволяет осуществлять повторение ранее изученных вопросов на более высоком уровне. В методическом подходе к формированию понятий и обобщающих способов действий, в основе которого лежит установление соответствия между предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями. Данный подход позволяет учитывать индивидуальные особенности ребёнка, его жизненный опыт, предметно-действенное и наглядно-образное мышление и постепенно вводить его в мир математических понятий, терминов, символов, т.е. в мир математических знаний, способствуя развитию как эмпирического, так и теоретического мышления.

     Система учебных заданий, которая адекватна концепции курса, логике построения его содержания и нацелена на осознание учебных задач, направлена на овладение способами их решения и на формирования у них умения контролировать свои действия. В связи с этим процесс выполнения учебных заданий носит продуктивный характер, который определяется соблюдением баланса между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, между догадкой и рассуждением.

     Методика обучения решению текстовых задач сориентирована на формирование у учащихся обобщенных умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, известные и неизвестные величины, устанавливать взаимосвязь между ними и на этой основе выбирать те арифметические действия, выполнение которых позволяет ответить на вопрос задачи.

     В соответствии с этой методикой учащиеся знакомятся с текстовой задачей  только после того, как у них  сформированы те знания, умения и навыки, которые необходимы им для овладения  обобщенными умениями решать текстовые  задачи. В их число входят: а) навыки чтения б) усвоение конкретного смысла действий сложения и вычитания, отношений «больше на», «меньше на», разностороннего сравнения; в) приобретение опыта в соотнесении предметных, вербальных, схематических и символических моделей; г) сформированность приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, аналогия, обобщение); д) умение складывать и вычитать отрезки; е) знакомство со схемой как способом моделирования.

     Такая подготовительная работа позволяет  построить методику формирования обобщенных умений решению текстовых задач адекватно концепции курса и сориентировать тем самым процесс решения текстовых задач на развитие мышления младших школьников.

Содержание  программы полностью составлено по тематическому принципу.   

     Понятие задача и ее структура в системе УМК «Гармония» вводится только во 2 классе, во ІІ четверти. Учащиеся должны уметь решать простые задачи, записывать их решение, использовать в процессе задач схемы.

     При изучении тем «Четырехзначные числа» и «Пятизначные и  шестизначные числа» дети со 2-го по 4 класс знакомятся с задачами с величинами: «цена», «количество», «стоимость». В 3 классе дети так же знакомятся с текстовыми задачами, при решении которых используются величины: цена, количество, стоимость,  понятия «увеличить в», «уменьшить в».

     Значительное  место в программе 4 класса отводится  решению задач с величинами: «скорость», «время», «расстояние». Эта работа проводится в теме «Скорость движения».

 

     По  программе, главными авторами которой являются М.И. Моро М.А Бантова начальный курс математики – курс интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

     Изучение  начального курса должно создать  прочную основу для дальнейшего обучения. Материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.

Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений, навыков.

     Важнейшей особенностью начального курса математики является то, что рассматриваемые в нем основные понятия, отношения, взаимосвязи, закономерности раскрываются на системе соответствующих конкретных задач.

Например, решение так называемых простых задач (задач, решаемых одним действием) способствует более осознанному усвоению детьми смысла действий.

Именно  на простых текстовых задачах  дети знакомятся и со связью между такими величинами: как цена- количество- стоимость; норма расхода материала; скорость- время- путь.

     Такие задачи предусмотрены программой каждого  года обучения. Система в их подборе и расположении во времени построена с таким расчетом, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, а также задач взаимообратных. Это исключает возможность выработки штампов, и натаскивания в решении задач: дети с самого начала будут поставлены перед необходимостью каждый раз проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения.

     К общим умениям работы над задачей  относится и умение моделировать описанные в ней взаимосвязи между данными и искомым с использованием разного вида схематических и условных изображений, краткой записи задачи. Дети учатся анализировать содержание задачи, объясняя, что известно и что неизвестно в ней, что можно узнать по данному условию и что нужно для ответа на вопрос задачи, какие арифметические действия, и в какой последовательности должны быть выполнены для получения ответа на вопрос задачи, основывать выбор каждого действия и пояснить полученные результаты, записывать решения задачи на первых порах только по действиям, устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения.

     В процессе работы над задачами дети упражняются в самостоятельном  составлении задач по различным заданиям учителя.

 Числовой  и сюжетный материал берётся  как из учебников, так и окружающей действительности.

 Работе  над задачей можно придать  творческий характер, если изменить  вопрос задачи или её условие при сохранении вопроса, поставить дополнительный вопрос или снять его, предложив учащимся самим определить, что можно узнать из условия задачи.

       Решение задач укрепляет связь  обучения с жизнью, пробуждает  у учащихся интерес к математическим знаниям и пониманию их практического значения.

 Решение  задач при соответствующем их  отборе позволяет расширить кругозор  ребёнка, знакомя его с самыми разными сторонами окружающей действительности.

       Простые задачи на умножение  и деление вводятся позднее – в конце 2-го класса, в последнем разделе.

     К концу 2-го класса обучающиеся должны знать: все компоненты действий умножения и деления и уметь решать задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления.

В 3 классе продолжается раздел «Числа от 1-го до 100» в него входит: табличное умножение и деление в этом разделе дети знакомятся с величинами: цена, количество, стоимость; с компонентами: умножение и деление; отношения «больше, меньше, ровно».

     Итак, при обучении математике важно научить детей самостоятельно находить пути решения предлагаемых программой задач, применять простейшие общие подходы к их решению.

Учащиеся  должны овладеть системой теоретических знаний, а также рядом умений и навыков, которые определяются программой.

При обучении математике должны закладываться начатки  материалистического мировоззрения учащихся.

Программа начального курса математики  предусматривает  усвоение математических понятий на конкретном жизненном (уровне) материале, а это дает возможность показать детям, что все те понятия и правила, с которыми они знакомятся на уроках, служат практике и родились из потребностей жизни. Это дает начало правильному пониманию связи между наукой и практикой. Программа по математике открывает больше возможности для того, чтобы вооружить детей знаниями, умениями и навыками необходимых для самостоятельного решения новых вопросов, новых учебных и практических задач. В общей системе обучения математике решение задач является одним  из видов эффективных упражнений. Решение задач имеет черезвычайно важное значение прежде всего для формирования у детей полноценных знаний определяющих программой. Выступая в роли конкретного материала,  для формирования знаний, задачи дают возможность связать теорию с практикой, обучение с жизнью. Решение задач формирует у детей практические умения, необходимые каждому человеку в повседневной жизни. Например, подсчитать стоимость покупки, ремонта квартиры и т.д.

      С помощью решения простых задач  формируется одно из центральных  понятий НКМ – понятие об арифметических действиях и ряда других математических понятий. Умение решать простые задачи является подготовительной ступенью овладения учащимися умением решать составные задачи, т.к. решение составной задачи сводится  к решению ряда простых задач. При решении простых задач происходит первое знакомство с задачей и ее составными частями. Решение задач на умножение и деление помогает учащимся усвоить связь между компонентами и результатами арифметических действий.

Замечание: много лишнего, нет четкости речь должна идти о конкретном виде задач. 

І Логический анализ.

1. Логический анализ основных понятий темы.

     В данной теме можно выделить следующие понятия, определяемые явно: умножение, произведение, деление, частное, задача и её составные части; виды задач; способы решения задачи; приемы проверки задачи; этапы решения задачи;

    Схематично  структуру явно определяемых понятий  можно представить следующим образом:

                          

    Пользуясь этой схемой, можно составить таблицу  определений понятий, рассмотренных выше: 

 
Определяемое  понятие
Определяющее  понятие
 
Родовое понятие
 
Видовое отличие
Умножение

Андронов  «Арифметика»

арифметическое

действие

где одно число  повторяется слагаемым столько раз, сколько единиц в другом числе.
действие где по данным сомножителям находят их произведение.
Произведение 

Множители

Истомина  Н.Б.

Шмырева Г.Г.

произведение ЦНЧ, а и в называется такое ЦНЧ а в 
которое удовлетворяет следующим условиям
  1. а•в =а + а + …+ а, при в > 1,в слагаемых
  2. а•1 = а, при в = 1
  3. а•0 = 0, при в = 0.
Деление действие при помощи которого находят частное а : в, число а – делимым, в - делителем.
Делимое число которое делим. 
Делитель число которым делим.
Частное частным ЦНЧ а и натурального числа в называется такое ЦНЧ  с = а: в, произведение которого и число в равно а.
 
I Задача  и ее части:
Задача                 

Н.Б. Истомина.

жизненная ситуация которая связана  с числами и требует выполнения арифметических действий.
Данные  числа

Л.П. Стойлова

Числа характеризующие численность множеств или значения величин. М.А. Бантова
известное которое дается в условии задачи Л.П. Стойлова.
Искомые числа 

Л.П. Стойлова

числа                              которые требуется  найти в задаче.
одно из нескольких значений величины                    
заключенное в требование
Условие часть задачи в которой указываются данные числа, связи между ними и между ними и искомым.
М.А. Бантова 
 

Л.П. Стойлова

указание связи Между данными  числами, а также между данными и искомым.
сведения об объектах и некоторых величинах Характеризующих данные объекты об известных и  неизвестных значениях между ними.
II Способы решения задач:
Арифметический способ решения задачи когда ответ на вопрос задачи находится в результате выполнения арифметических действий.
Алгебраический  способ решения задачи когда ответ на вопрос задачи находится в результате составления и решения уравнения.
Практический  способ решения задачи путем выполнения действий с предметами.
Графический

Истомина  Н.Б.

способ решения задачи когда ответ на вопрос задачи можно дать, опираясь на чертеж, рисунок.
III Виды задач:
Простая задача 

Л.П. Стойлова

задача для решения которой надо выполнить одно арифметическое действие.
Составная задача

Л.П. Стойлова

задача которая решается в одно или более арифметических действия.
Обратная  задача

Л.П. Стойлова

задача в которой искомое становится данным, а одно из данных - искомым.

Информация о работе Простые задачи на умножение и деление