Простые задачи на умножение и деление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:09, курсовая работа

Описание

В общей системе обучения математики решение задач является одним из видов эффективных упражнений. Решение задач имеет чрезвычайно важное значение, прежде всего для формирования у детей полноценных математических понятий, для усвоения ими теоретических знаний, определяемых программой. При обучении математике в начальной школе роль текстовых задач велика. Решая задачи, учащиеся приобретают новые математические знания, готовятся к практической деятельности. Задачи способствуют развитию их логического мышления. Большое значение решение текстовых задач имеет в воспитании личности учащегося.

Работа состоит из  1 файл

лда.doc

— 328.00 Кб (Скачать документ)

  

        Рассмотренные нами понятия определяют явно, через родовое понятие и видовое отличие. Однако в начальном курсе математики эти понятия вводятся неявно - остенсивно – контекстуально, через показ и введение специального математического термина (исключение: скорость, понятие о которой дается явным способом, т.е. определяется).  
 

и

Для решения задачи используются для каждого этапа прием:

       Подготовительный этап – практический;

Чтение  и осознание текста – предварительная беседа, чтение;

Составление плана и решения задачи – схема, выбор вопросов, условия к данному  вопросу, выбор данных, изменение  текста задачи в соответствии с данным решением, поставить вопрос соответствующий данной схеме, выбор решения задачи (практический, арифметический, алгебраический, графический);

Реализация  плана – решение в одно действие, с пояснением (ответ развернутый), с вопросом (ответ краткий).

Проверка  решения задачи – прикидка, заключается в прогнозировании с некоторой степенью точности, правильности результата решения; Соотнесение полученного результата с условием задачи; Составление и решение обратных задач; Решение задач другими способами.

Рассмотренные нами понятия являются явными через  родовое понятие и видовое  отличие. Но в НКМ эти понятия  вводятся не явно (остенсивно через показ) и контекстуально через рассказ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Логический анализ системы понятий. 

Основные  понятия, вводимые при изучении темы: «Простые задачи на умножение и деление» взаимосвязаны. Связь между ними можно представить в виде схемы:              

                                Условие

Задача                                                    Решение                        Ответ

                                Вопрос 

                                                       процесс и их результат 
 

Задача 
 

                         Простая                                                                 Составная

                                                               Обратная                     

Задачи раскрывающие                Задачи, раскрывающие   

смысл арифметических               связь между компонентами

действий.                                         и результатом  арифметич.

                                                           действий.

                                               

                                                  Задачи, раскрывающие

                                                   смысл разности  и отношения. 

Из данной схемы видно, как связаны между собой понятия. Нас же интересуют задачи на умножение и деление: 
 

Задачи  на умножение и  деление

I группа 
 

Задачи на нахождение                 Задачи на деление на            Задачи на деление 

произведения.                                равные части.                        по содержанию. 

II группа 
 

Задачи  на нахождение            Задачи на нахождение        Задачи на нахождение      Задачи на нахо-

первого множителя                 второго множителя              делимого по известным ждение делителя

по известным произ-               по известным про-               делителю и частному.      по известным

ведению и второму                  изведению и первому                                                     делимому и

множителю.                              множителю.                                                                     частному.  

III группа 
 

Задачи  на кратное сра-            Задачи на кратное         Задачи на увеличение      Задачи на уменьше-

внение  чисел или нахо-          сравнение чисел             числа в несколько раз       ние числа в неско-

ждение  отношения                  или нахождение             (Прямая или косвенная     лько раз (прямая

двух  чисел.                               отношения двух                форма)                              или косвенная

                                                 чисел.                                                                        форма) 
 

     Порядок введения простых задач подчиняется содержанию программного обучения. Во 2ом классе в связи с изучением действий умножения и деления вводятся простые задачи – решаемые этими действиями. 
 
 
 

Логический  анализ всего материала.

         Понятие о задаче, обучение младших  школьников решению простых задачах  рассматривается в определенной последовательности, при этом учитель опирается на жизненный опыт ребенка и на имеющиеся к этому времени знания.

Покажем  это с помощью следующей  таблицы:

Вводимое  понятие Опорное понятие       Использование
Умножение Сложение (объединение равномощных множеств.)  Физика (закон  Ома), астрономия (масса и плотность Земли), геометрия (при решении задач),  НКМ(…), математика ОШ
Произведение

Множители

Умножение Геометрия (при  решении задач); в выполнении действий над числами.
Деление Разбиение множества на группы, решение задач на разбиение предметных множеств на группы. В повседневной жизни, в торговле, быту, на производстве. Астрономия (определение масс небесных тел); математика (при решении задач).
Частное

Делимое

Делитель

Решение задач  на деление путем выполнения действий с предметами. В дальнейшем изучении начального курса математики, в основной и средней школе.
Задача  на нахождение произведения. Жизненный опыт ребенка, произведение, сумма, понятие задача. В математике, физике, в выполнении  действий над числами.
Задачи  на деление на равные части Жизненный опыт ребенка; понятие задача, ее составляющие. Понятие частного, название компонентов. В геометрии (при  построении геометрических фигур), математике (при решении задач), в повседневной жизни.
Задачи  на деление по содержанию Жизненный опыт ребенка, понятие задача и ее составляющие, таблица деления, смысл деления. В торговле, на производстве, в повседневной жизни, химии и других науках.
Задачи  на нахождение неизвестного множителя по известному произведению и второму множителю. Жизненный опыт ребенка, таблица умножения, связь между компонентами и результатом умножения, понятие задача. Составление табличных  случаев деления, при решении  задач, в алгебре.
Задачи  на нахождение делимого по известному делителю и частному. Жизненный опыт ребенка, понятие задача. Таблица умножения, деления. Связь между компонентом и результатом умножения. В алгебре при  решении задач
Задачи  на нахождение делителя по известному делимому и частному Жизненный опыт ребенка, понятие задача. Таблица умножения, деления. Связь между компонентом и результатом умножения. В алгебре при  решении задач
Задачи  на краткое сравнение чисел или нахождение отношения двух чисел (I, II вид). Жизненный опыт ребенка, понятие задача. Сравнение чисел отношение «меньше в». Таблица умножения, деления. Конкретный смысл деления. В алгебре, в  геометрии (при решении задач); в  повседневной жизни.
Задачи  на увеличение числа в несколько раз (прямая и косвенная форма) Жизненный опыт ребенка, понятие задача. Отношение «больше в». Таблица умножения. Задачи на увеличение числа в несколько единиц, на несколько единиц. Смысл умножения. Математика, геометрия, алгебра, в повседневной жизни, при счете.
Задачи  на уменьшение числа в несколько раз (прямая и косвенная форма). Жизненный опыт ребенка, понятие задача. Отношение «меньше в». Таблица деления, смысл деления. Задачи на уменьшение числа на несколько единиц. Математика, геометрия, алгебра, в повседневной жизни, при счете.

  

     Таким образом, во 2 классе в связи с изучением действий умножения и деления вводятся простые задачи, решаемые этими действиями. На умножение: 1. Нахождение суммы одинаковых слагаемых (произведения) В живом уголке жили кролики в трех клетках, по два кролика в каждой. Сколько всего кроликов в живом уголке? 2. Увеличение числа в несколько раз.  Колхоз купил 8 тракторов, а сеялок в три раза больше. Сколько сеялок купил колхоз? Вид задач.. Материал изучается от более простого к более сложному, от легкого к трудному. Новый материал вводится с опорой на опыт детей и на ранее изученный материал.

Замечание: поработай над последней таблицей, обрати внимание на заполнение колонки  «Использование» 
 
 

Сравнительный анализ изложения  темы в учебниках  двух программ.

Простые задачи в системе обучения математике играют чрезвычайно важную роль. Умение решать простые задачи являются подготовительной ступенью овладения учащимися умением решать составные задачи, т.к. решение составной задачи сводятся к решению ряда простых задач. При решении простых задач происходит знакомство с ее составными частями. Материал в разных учебниках изложен по-разному. Для этого рассмотрим учебники двух программ в таблице  

Традиционная  система ( М.И.Моро. М.А. Бантова,  Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова)  
УМК «Гармония» (Н.Б. Истомина)
Простые задачи на умножение и деление вводят во 2 классе, IV  четверти. Понятие задача и ее структура вводится во 2 класс, II четверти.
Простые задачи на умножение и  деление  вводятся в теме «Умножение» и «Деление».
Простые задачи на умножение и деление предлагаются на закрепление понятия «умножения» как действие, заменяющее сложение одинаковых слагаемых.

Данный  вид задачи предлагается на закрепление понятия «деление» и смысла этого действия. В учебниках по данной программе даются не только решить простые задачи на умножение и деление, но и составить похожие по решению. Такие задачи идут на закрепление таблицы умножения на 2 и 3 и соответствующих случаев деления.

Для закрепления  понятия «умножение» простые задачи на умножение и деление не используются. Данный вид задачи вводится только после составления таблицы на 9.(таблица умножения начинается составляться с числа 9), для ее закрепления.

Во 2 классе данный вид задачи практически не встречается.

 
В данных учебниках 2го класса задачи вводятся для закрепления умения решать задачи с тремя величинами,
используются  в основном простые задачи. Здесь продолжается использование задачи на закрепление таблиц умножения на 4,5 и так далее. В особых случаях умножения, например, умножение на 1 и 0 встречаются такие задачи.

В теме «Круг, Окружность» даются практические простые задачи на умножение и деление.

В «Упражнениях для закрепления даются такие  задачи, где нужно вставить денное, дополнить условие и решить.

В основном даются задачи на увеличение (уменьшение в.....»).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

в основном используются составные задачи.

Но, в  теме «Цена, количество, стоимость» дети, пользуясь иллюстрациями и вопросами данными в учебнике, составляют и решают простые задачи на умножение и деление.

К данной задаче даны схемы, нужно выбрать правильную. В задаче даны два определения лица, они рассуждают по-разному. Дети должны выбрать правильный ответ.

В теме «Пятизначные и шестизначные числа»встречаются такие задачи на умножение, где есть задача и к нему ряд данных, которыми можно дополнить условие, чтобы ответить на вопрос задачи.

Также задачи встречаются в теме «единицы времени» для того, как дети умеют решать такие задачи где сначала нужно перевести единицы времени.

В конце  учебника даются не только простые  задачи, но и составные на умножение и деление для проверки умения решать задачи.

В учебниках 3 класса встречаются такие  задачи на увеличение (уменьшение) в  несколько раз.
По  данному решению составить задачу. По имеющейся задаче составить и решить 2 задачи обратные данной. Даются задачи для нахождения периметра.
В 4 классе продолжается работа с простыми задачами на умножение и деление в теме «Действия с величинами;
В конце учебника имеется творческий материал к задачам на умножение и деление. Используя рисунки, составить и решить задачи, стр.92.; используя таблицу, составить и решить задачу в одно действие на умножение или деление.
Масса 1го предмета Число предметов Масса всех предметов
     
 
К задаче, даются варианты ответов. Данный вид задачи продолжается в 4 классе, в теме «Скорость движения».
 

    

     Вывод: Анализ таблицы показывает: авторы этих программ  по-разному подходят к рассмотрение данной темы. Тема впервые дается в разных классах, в программе «Школа России» проводится большая подготовительная работа, затем дается понятие «простые задачи на умножение и деление» и предлагается задача. Затем решаются задачи на умножение и деление. На следующем этапе идет работа над составными задачами всех указанных видов.  По учебнику Н.Б Истоминой тема изучается во 2м классе. Новые знания  дети получают в процессе выполнения специальных упражнений. По каждой программе после завершения  темы работа над задачами не заканчивается, она продолжается  в оставшихся  темах начального курса  математики.  Учебник традиционного обучения более красочный, усвоение материала идет на более глубоком уровне, учебник развивающего обучения - изучение идет быстрым темпом, более усложненный.

 

Замечания: предлагаемое содержание не отражает действительное положение задач  данного вида в  указанных программах, вывод не соответсвует  реальному.  

Дидактический анализ.

Различные способы введения понятий.

    

В курсе математики начальной школы существует два  основных способа введения понятий: индуктивный и дедуктивный.

    

  Индуктивным  или рекуррентным  способом (от  слова «индукция», т.е.  наведение на рассуждение от частного к общему) называют такой способ, при котором учитель при ознакомлении с новым материалом, проводя беседу, предлагает учащимся ряд упражнений.  Учащиеся выполняют их, затем, анализируя, выделяют существенные стороны формируемого знания, в результате чего делают соответствующий вывод, т.е. приходят к обобщению

    

  Дедуктивный  способ – это такой способ, при котором при ознакомлении  с новым материалом учитель формулирует общее определение, а затем уже рассматриваются частные случаи, т.е. это способ рассуждения от общего к частному.

  

В традиционном учебнике и в учебнике Н.Б. Истоминой  понятия вводятся по-разному. Рассмотреть  это можно в таблице на примере  темы «Задача». Установление основных особенностей задачи, отличающих её от других заданий. 
 

Традиционная  система М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова Программа «Гармония» Н.Б. Истомина.
Задача:
I Подготовительная работа:

Решение задач с использованием демонстративных  наглядных пособий. Вводятся понятия «условие» и «вопрос». 
 
 

II Основная часть: Работа над зада

чей с  использованием картинок в учебнике. Дети сами составляют задачи по картинкам в учебнике.

Соотносят решение с текстом задачи.

Также составляют задачи на наборном полотне. Формулируют ответ.

Решение одной из задач дети записывают самостоятельно. 

III Выполняют задание на повторение, где учитель проверяет как усвоили полученные знания учащиеся.

Закрепляют  понятия «задача»,«условие», «вопрос», «решение», «ответ».

 
Понятия задача вводится через два текста. Дети сравнивают их и определяют чем отличается задача от обычного текста.

Вводятся  постепенно понятия «условие» и «вопрос». 

Работа  над задачей начинается также  через два текста. Дети сравнивают их и устанавливают различие.

Урок  над задачей построен полностью на сравнении. Учитель уделяет много времени для этой темы.

Решение задачи дети записывают самостоятельно. 
 
 

По  решению дети учатся ставить вопрос к данной задаче. Дети сами делают вывод об отличии задачи от других заданий.

Информация о работе Простые задачи на умножение и деление