Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:37, курсовая работа
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Именно эта гуманитарная составляющая, безусловно, важная для личностного развития каждого человека. Математические знания являются не самоцелью, а средством формирования саморазвивающейся личности.
Основная цель занятий математикой - дать ребёнку ощущение увер
Введение.
1.Развивающие игры в системе дошкольного обучения.
1.1.Краткая характеристика развивающих игр и игровых упражнений.
1.2.Значение роль и функции развивающих игр в умственном развитии дошкольников.
1.3.Место занимательного материала в работе по формированию элементарных математических представлений.
2.Требования к подбору и руководство по использованию занимательных игр и упражнений по формированию элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста.
2.1.Требования к подбору развивающих игр по формированию элементарных математических представлений.
2.2.Руководство по использованию развивающих игр по формированию элементарных математических представлений в разных возрастных группах.
3.Практическая часть.
3.1.Значение занимательных задач и упражнений для умственного развития дошкольников.
3.2.Диагностирование детей по программным задачам некоторых разделов математики и решению логических задач.
3.3.Содержание работы с детьми по обучению решению логических задач для детей старшего дошкольного возраста.
3.4.Рекомендации для работников детского сада и родителей по развитию умственных способностей детей через решение занимательных задач.
Заключение.
Библиография.
Департамент образования
Администрации Ярославской области
Рыбинский педагогический колледж
ЯГПУ
им. К.Д. Ушинского
Выпускная квалификационная работа
по
методике математического развития
Специальность 0313. Дошкольное воспитание
с дополнительной специализацией "воспитатель дошкольных
учреждений для детей с недостатками умственного и
речевого
развития"
Тема:
"РОЛЬ
РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ".
Содержание:
Введение.
1.Развивающие игры в системе дошкольного обучения.
1.1.Краткая
характеристика развивающих
1.2.Значение роль и функции развивающих игр в умственном развитии дошкольников.
1.3.Место
занимательного материала в
2.Требования к подбору и руководство по использованию занимательных игр и упражнений по формированию элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста.
2.1.Требования к подбору развивающих игр по формированию элементарных математических представлений.
2.2.Руководство
по использованию развивающих
игр по формированию
3.Практическая часть.
3.1.Значение
занимательных задач и
3.2.Диагностирование детей по программным задачам некоторых разделов математики и решению логических задач.
3.3.Содержание
работы с детьми по обучению
решению логических задач для
детей старшего дошкольного
3.4.Рекомендации для работников детского сада и родителей по развитию умственных способностей детей через решение занимательных задач.
Заключение.
Библиография.
Приложения.
ВВЕДЕНИЕ.
Математика обладает
Основная цель занятий математикой - дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, следовательно, предсказуем для человека.
Надо помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предметов, но включение развивающих игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на занятии, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
Обучение
математике детей дошкольного возраста
немыслимо без использования
занимательных игр, задач, развлечений.
При этом роль несложного занимательного
математического материала
Используется занимательный материал (развивающие игры) и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его.
Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят развивающие игры. В развивающих играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Развивающие игры включаются в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.
Развивающие игры и игровые упражнения математического содержания - наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.
В
комплексном подходе к
Таким образом: перед нами
ОБЪЕКТ- процесс развития умственных
способностей дошкольников.
ПРЕДМЕТ - педагогические условия,
способствующие формированию
Исходя из вышесказанного, мы выдвинули гипотезу:
« Предполагаем, что процесс умственного развития будет более эффективен, если использовать развивающие игры в разнообразных формах работы по математике в дошкольных учреждениях».
Поэтому цель данной работы:
через различные виды
Для достижения поставленной цели исследования необходимо определить и решить задачи работы:
1.Изучить психолого - педагогическую литературу по данной проблеме.
2.Определить содержание материала для развития умственных способностей у детей.
3.Систематизировать
некоторые виды развивающих
4.
Продумать рекомендации по
Глава 1.
РАЗВИВАЮЩИЕ
ИГРЫ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО
Наряду с наблюдениями для
расширения представлений
Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Ф.Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть пронизана уроком. Ф.Фребель разработал систему развивающих дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно – образовательной работы с детьми в детском саду. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами, расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные присказки, написанные Ф.Фребелем и его учениками с целью усиления обучающего воздействия игр.
По определению места игры в образовательном процессе детского сада М.Монтессори близка к позиции Ф.Фребеля: игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияния на развитие ребенка. Для обучающих игр – занятий она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Последнее, по мнению Монтессори, составляет основу обучения ребенка дошкольного возраста. Эти материалы (клавишные доски, числовые штанги, рамки с застежками, кубы – вкладыши и др.) были устроены так, что ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая при этом волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и, самое главное упражняя свою активность.
Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, отмечая воспитательное значение игры, неустанно ратовали за её всемерное применение в практической педагогике.
А.С. Макаренко дал глубокий анализ психологии игры, показал, что игра - осмысленная деятельность, а радость игры - «радость творческая», «радость победы». Он доказывает, что в игре есть рабочее усилие и усилие мысли.
Справедливы слова Н.К. Крупской об игре как «серьёзной форме учения».
В советской педагогике фундамент теории игры, как важнейшего средства всестороннего воспитания детей, заложили исследования таких ученых, как Е.А. Флёрина, Е.И. Тихеева, Е.А. Аркин(20-30-е годы); позднее игре были посвящены работы Р.Я. Лехтман-Абрамович, Ф.И. Фрадкиной, Н.М.Аксариной, А.П. Усовой, Д.В. Менджерицкой, Р.И. Жуковской, В.П. Залогиной, Т.А. Марковой, Л.А. Венгер, В.Н.Аванисова.
А.В.Запорожец указывал на
В методических пособиях по обучению и воспитанию детей раннего возраста приводится содержание разных видов игр-занятий, указывается последовательность усложнения познавательных задач. Так игры –занятия с предметами - орудиями, рекомендованные программой и разработанные С.Л. Новосёловой, направлены на формирование элементарной культуры мышления, способности переносить усвоенные умения на решение новых практических задач. А игры-занятия с образными игрушками расширяют ориентировку детей в окружающем, обогащают их словарный запас, способствуют развитию самостоятельной игровой деятельности.
Информация о работе Развивающие математические игры как средство умственного развития дошкольников