Развивающие математические игры как средство умственного развития дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:37, курсовая работа

Описание

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Именно эта гуманитарная составляющая, безусловно, важная для личностного развития каждого человека. Математические знания являются не самоцелью, а средством формирования саморазвивающейся личности.
Основная цель занятий математикой - дать ребёнку ощущение увер

Содержание

Введение.
1.Развивающие игры в системе дошкольного обучения.
1.1.Краткая характеристика развивающих игр и игровых упражнений.
1.2.Значение роль и функции развивающих игр в умственном развитии дошкольников.
1.3.Место занимательного материала в работе по формированию элементарных математических представлений.
2.Требования к подбору и руководство по использованию занимательных игр и упражнений по формированию элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста.
2.1.Требования к подбору развивающих игр по формированию элементарных математических представлений.
2.2.Руководство по использованию развивающих игр по формированию элементарных математических представлений в разных возрастных группах.
3.Практическая часть.
3.1.Значение занимательных задач и упражнений для умственного развития дошкольников.
3.2.Диагностирование детей по программным задачам некоторых разделов математики и решению логических задач.
3.3.Содержание работы с детьми по обучению решению логических задач для детей старшего дошкольного возраста.
3.4.Рекомендации для работников детского сада и родителей по развитию умственных способностей детей через решение занимательных задач.
Заключение.
Библиография.

Работа состоит из  1 файл

часть1.doc

— 111.50 Кб (Скачать документ)
 

      Департамент образования

      Администрации Ярославской области

      Рыбинский педагогический колледж

      ЯГПУ  им. К.Д. Ушинского 
 

     Выпускная квалификационная работа

     по  методике математического развития 

     Специальность 0313. Дошкольное воспитание

     с дополнительной специализацией "воспитатель дошкольных

     учреждений   для  детей  с  недостатками  умственного и

     речевого  развития" 

          Тема:

      "РОЛЬ  РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ УМСТВЕННОГО  РАЗВИТИЯ

     ДОШКОЛЬНИКОВ". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Содержание:

      Введение.

      1.Развивающие  игры в системе дошкольного  обучения.

      1.1.Краткая  характеристика развивающих игр  и игровых упражнений.

    1.2.Значение  роль и функции развивающих  игр в умственном развитии  дошкольников.

    1.3.Место  занимательного материала в работе  по формированию элементарных  математических представлений.

    2.Требования к подбору и руководство по использованию занимательных игр и упражнений по формированию элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста.

    2.1.Требования  к подбору развивающих игр  по формированию элементарных  математических представлений.

    2.2.Руководство  по использованию развивающих  игр по формированию элементарных  математических представлений в  разных возрастных группах.

    3.Практическая  часть.

    3.1.Значение  занимательных задач и упражнений  для умственного развития дошкольников.

    3.2.Диагностирование  детей по программным задачам   некоторых    разделов математики  и решению логических задач.

    3.3.Содержание  работы с детьми по обучению  решению логических задач для  детей старшего дошкольного возраста.

    3.4.Рекомендации  для  работников  детского сада и родителей по развитию умственных способностей детей через решение занимательных задач.

    Заключение.

    Библиография.

    Приложения.

      ВВЕДЕНИЕ.

            Математика обладает уникальным  развивающим эффектом. «Она приводит  в порядок ум», т.е. наилучшим  образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Именно эта гуманитарная составляющая, безусловно, важная для личностного развития каждого человека. Математические знания  являются не самоцелью, а средством формирования саморазвивающейся личности.

       Основная  цель занятий математикой - дать ребёнку  ощущение уверенности в своих  силах, основанное на том, что мир  упорядочен и потому постижим,  следовательно, предсказуем для человека.

       Надо  помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предметов, но включение развивающих игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на занятии, и это  создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.

       Обучение  математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования  занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

       Используется  занимательный материал (развивающие  игры) и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.

       Дети  очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они  настойчиво ищут ход решения, который  ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у  него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует  мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его.

       Из  всего многообразия занимательного математического материала в  дошкольном возрасте наибольшее применение находят развивающие игры. В развивающих играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

       Развивающие игры включаются в содержание занятий  как одно из средств реализации программных  задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений  определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

       Развивающие игры и игровые упражнения математического  содержания - наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.

       В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной  практике немаловажная роль принадлежит  занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

             Таким образом: перед нами встала  проблема в том, чтобы заинтересовать  дошкольников в приобретении  математических знаний через  развивающие игры и упражнения.

          ОБЪЕКТ- процесс развития умственных  способностей дошкольников. 

         ПРЕДМЕТ - педагогические условия,  способствующие формированию умственных  способностей дошкольников через  систематическое проведение развивающих  игр и упражнений. 

                  Исходя из вышесказанного, мы  выдвинули гипотезу:

       « Предполагаем, что процесс умственного развития будет более эффективен, если использовать развивающие игры в разнообразных формах работы по математике в дошкольных учреждениях».

          Поэтому  цель данной работы: через различные виды развивающих  игр  и систематизацию использования показать их  роль в умственном развитии дошкольников.

          Для достижения поставленной  цели  исследования необходимо  определить и решить задачи  работы:

       1.Изучить  психолого - педагогическую литературу  по данной проблеме.

       2.Определить  содержание материала для развития умственных способностей у детей.

       3.Систематизировать  некоторые виды развивающих игр  в разных возрастных группах. 

       4. Продумать рекомендации по углубленной  работе в плане умственного  развития дошкольников, через использование  развивающих игр, для воспитателей детского сада и родителей. 
     
     
     
     
     
     

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.

      РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.

    1. Краткая характеристика развивающих игр и развивающих упражнений.

           Наряду с наблюдениями для  расширения представлений детей  о доступных явлениях широко используются разнообразные игры: развивающие, дидактические,  логические, творческие. В  них  дети  накапливают чувственный опыт, творчески  осваивают  приобретенные  знания.  В практике дошкольного воспитания применяются две группы игр -  игры с готовым содержанием и правилами; творческие игры.

       Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Ф.Фребель  был убежден, что задача первоначального  образования  состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть пронизана уроком. Ф.Фребель разработал систему развивающих дидактических игр, которая представляет собой  основу воспитательно – образовательной работы с детьми в детском саду.  В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами, расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства  дидактических игр были стихи, песни, рифмованные присказки,  написанные Ф.Фребелем и его учениками с целью усиления обучающего воздействия игр.

       По  определению места игры в образовательном  процессе детского сада М.Монтессори близка к позиции Ф.Фребеля: игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияния на развитие ребенка. Для обучающих игр – занятий она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Последнее, по мнению Монтессори,  составляет основу обучения ребенка дошкольного возраста. Эти материалы (клавишные доски, числовые штанги, рамки с застежками, кубы – вкладыши и др.) были устроены так, что ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая при этом волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и,  самое главное упражняя свою активность.  

       Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, отмечая воспитательное значение игры, неустанно ратовали за её всемерное применение в практической педагогике.

       А.С. Макаренко дал глубокий анализ психологии игры, показал, что игра - осмысленная  деятельность, а радость игры - «радость творческая», «радость победы». Он доказывает, что в игре есть рабочее усилие и усилие мысли.

       Справедливы слова  Н.К. Крупской об игре как «серьёзной форме учения».

       В советской педагогике фундамент  теории игры, как важнейшего средства всестороннего воспитания детей, заложили исследования таких ученых, как Е.А. Флёрина, Е.И. Тихеева, Е.А. Аркин(20-30-е годы); позднее игре были посвящены работы Р.Я. Лехтман-Абрамович, Ф.И. Фрадкиной, Н.М.Аксариной, А.П. Усовой, Д.В. Менджерицкой, Р.И. Жуковской, В.П. Залогиной, Т.А. Марковой, Л.А. Венгер, В.Н.Аванисова.     

         А.В.Запорожец указывал на необходимость  изучения детской игры начиная  с раннего детства, выявления  движущих причин и закономерностей  её развития, своеобразия её содержания и структуры на различных возрастных ступенях. Большое внимание уделяется происхождению детской игры, её сущности, обсуждаются вопросы целенаправленности и общественной мотивированности этой деятельности. Выясняются пути целесообразного педагогического влияния на содержание детских игр для решения в первую очередь задач умственного воспитания дошкольников. Только совокупностью формирования всех видов деятельности – труда, игры, учения, подчеркивает А.П.Усова, можно достигнуть полноценных результатов в развитии личности ребёнка.

       В методических пособиях по обучению и  воспитанию детей раннего возраста приводится содержание разных видов  игр-занятий, указывается последовательность усложнения познавательных задач. Так  игры –занятия с предметами - орудиями, рекомендованные программой и разработанные С.Л. Новосёловой, направлены на формирование элементарной культуры мышления, способности переносить усвоенные умения на решение новых практических задач. А игры-занятия с образными игрушками расширяют ориентировку детей в окружающем, обогащают их словарный запас, способствуют развитию самостоятельной игровой деятельности.

Информация о работе Развивающие математические игры как средство умственного развития дошкольников