Развивающие математические игры как средство умственного развития дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:37, курсовая работа

Описание

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Именно эта гуманитарная составляющая, безусловно, важная для личностного развития каждого человека. Математические знания являются не самоцелью, а средством формирования саморазвивающейся личности.
Основная цель занятий математикой - дать ребёнку ощущение увер

Содержание

Введение.
1.Развивающие игры в системе дошкольного обучения.
1.1.Краткая характеристика развивающих игр и игровых упражнений.
1.2.Значение роль и функции развивающих игр в умственном развитии дошкольников.
1.3.Место занимательного материала в работе по формированию элементарных математических представлений.
2.Требования к подбору и руководство по использованию занимательных игр и упражнений по формированию элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста.
2.1.Требования к подбору развивающих игр по формированию элементарных математических представлений.
2.2.Руководство по использованию развивающих игр по формированию элементарных математических представлений в разных возрастных группах.
3.Практическая часть.
3.1.Значение занимательных задач и упражнений для умственного развития дошкольников.
3.2.Диагностирование детей по программным задачам некоторых разделов математики и решению логических задач.
3.3.Содержание работы с детьми по обучению решению логических задач для детей старшего дошкольного возраста.
3.4.Рекомендации для работников детского сада и родителей по развитию умственных способностей детей через решение занимательных задач.
Заключение.
Библиография.

Работа состоит из  1 файл

часть1.doc

— 111.50 Кб (Скачать документ)

         Очень велико значение развивающей дидактической игры для сенсорного  воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения  выражать свои мысли в слове.

            Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.  

           Развивающие игры характеризуются  тем, что они содержат готовый  игровой замысел, предложенный ребенку игровой материал и правила. Все это определяется целью игры, т.е. тем, для чего эта игра создана, на что она направлена.

           Цель игры всегда имеет два  аспекта:

  1. Познавательный, то есть то чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами хотим ему передать.

       2)    Воспитательный, то есть те  способы  сотрудничества формы общения  и  отношения к другим людям,   которые следует привить детям.

       В обоих случаях цель игры должна формулироваться  не как передача конкретных знаний, умении и навыков, а как развитие определенных психических процессов, или способностей ребенка.

             Игровой замысел представляет  собой ту игровую ситуацию, в  которой вводится ребенок, и  которую он воспринимает как  свою. Замысел игры реализуется  в игровых действиях, которые предлагаются ребенку. В одних играх, что - то найти, в других выполнить определенные движения, в третьих, обменяться предметами.

             Игровые действия всегда включают  в себя обучающую задачу, т.е.  то, что является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, но оно же дает наибольшее удовлетворение. Содержание обучающей задачи может быть самым разнообразным: не убежать раньше времени или назвать форму предмета, успеть найти нужную картинку  за определенное время, запомнить несколько предметов, и пр.

             Игровой материал также побуждает  ребенка к игре, имеет важное  значение для обучения, развития и для осуществления игрового замысла. Важной особенностью игры являются игровые правила. Правила игры доводят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу. 

            Игровые правила бывают двух  видов: 

  1. правила действия,
  2. правила общения.

       Примерами правил действия могут быть следующие: припомнить и назвать только ту игрушку, которую еще никто не называл: не называть предмет, изображенный на картинке, а только загадать загадку  и пр.

       Примерами  правил общения может быть следующее:  не подсказывать и не мешать другому  отгадывать,  действовать по очереди или по вызову воспитателя,   играть дружно, слушать друг друга, выбрать тех детей, которые еще не были в кругу и т.д. Выполнение всех этих правил требует от ребенка определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность. Но именно это и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребенка. Для того чтобы игра действительно увлекала детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становиться как бы центром притяжения в игре. Взрослый организует игру и направляет ее. Он помогает детям преодолевать затруднения, одобряет их хорошие поступки и достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки некоторых детей.

       Совмещение  взрослым двух ролей – участника  и организатора – отличительная  особенность развивающих игр. Благодаря  тому, что развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием, т.к. в последствии его можно применить и в другом случае, при других обстоятельствах. 

               Перенос усвоенного опыта в  новые ситуации в его собственных  играх является важным показателем  развития творческой инициативы  ребенка. Кроме того, многие игры  учат действовать ребенка «в  уме», мыслить, что раскрепощает  воображение детей, развивает их творческие  возможности и способности.

       Учебная задача – главный элемент учебной деятельности. Не любая задача, взятая из учебника, является учебной, а только та, которая содержит в себе учебную проблему. Учебная же проблема моделирует основы изучаемой теории. Поэтому для учебной деятельности характерно теоретическое отношение к действительности.

       Учебные действия – это предметные действия, направленные на поиск и выделение общих способов решения какого-то класса задач.

       Особый  класс учебных действий составляют действия    самоконтроля и самооценки. В этих действиях ребёнок направлен как бы на самого себя.

       Почти для каждой игры даются варианты упрощенного  или усложнённого варианта его проведения. Если ребёнок быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя формировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он  что-либо не умеет, даже если это с легкостью делают его сверстники.

       Важно не только научить ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность  в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение. Особенно это  касается выполнению творческих заданий, которые обычно имеют несколько  решений.

       Каждая  игра – это общение ребёнка  с взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества в которой  он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумка  и фантазия – только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребенка.

       Почему  можно и нужно развивать способности  ребёнка и зачем  надо приступать к этому как можно раньше? Потому что возможность развиваться  не остаётся неизменной! Мозг ребёнка, составляющий при рождении всего 25% (по массе) мозга взрослого, особенно быстро растёт и «дозревает» в первые месяцы и годы жизни (к 9 месяцам он удваивается, к 2,5 годам утраивается и к 7 годам составляет уже 90%).

       Но  количественный рост мозга, т.е. число  новых клеток и их размеры сравнительно мало зависят от характера деятельности ребенка. И у очень развитых, и у отставших в развитии окружности головы отличаются незначительными. Качественные те различия, а отсюда разница в продуктивности умственной работы развитых и отставших в развитии детей бывает огромной. Это можно объяснить тем, сколько связей «задействовано» между клетками мозга. Каждый ребёнок при рождении имеет богатейшую волокнистую сеть, соединяющие клетки мозга, но это только потенциальные, возможные связи. Реальными, действующими они становятся только тогда, когда запускается в ход определенные нервные структуры, когда начинают функционировать те или иные способности и по «линии связи» начинают проходить биотоки. И чем моложе ребёнок, тем образование связей происходит легче, а с возрастом все труднее и труднее. Вот почему надо начинать развитие ребёнка как можно раньше, вот почему первые годы жизни – самое благодатное время, когда разумные заботы папы и мамы, воспитателя дадут самые богатые плоды,  которые останутся на всю жизнь и которые при всём желании нельзя столь же успешно вырастить позже. И перед нашим государством,  школой, воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого на тех, кто сейчас ходит в детский сад и кто ещё только должен родиться, вырастает настолько сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно – инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся.

       Так развивающие игры являются играми нового типа, которые при своем разнообразии объединены под общим названием не случайно; они все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:

       1.Каждая  игра представляет собой набор  задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика.

       2. Задачи даются ребёнку в различной  форме: в виде модели, плоского  рисунка в изометрии, чертеже,  и таким образом знакомят его  с разными способами передачи  информации.

       3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.

                 4.Задачи имеют очень широкий  диапазон трудностей: от доступных  иногда 2-3   летнему малышу до  непосильных среднему возрасту.

         Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребёнка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

         Дошкольное детство - короткий, но  важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает   первоначальные  знания  об окружающей  жизни, у него  начинает  формироваться   определенное отношение к людям,  к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.  Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра,  в процессе которой развиваются духовные и физические силы  ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность и т.д.  Кроме того, игра-это своеобразный свойственный дошкольному  возрасту способ усвоения общественного опыта.

       Уже в раннем детстве  ребенок имеет  наибольшую  возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по-своему общаться со сверстниками,   выбирать игрушки  и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с правилами игры. Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной бывает игра.  В этих неформальных детских объединениях проявляются  разные  черты характера ребенка, его привычки, интересы, представления об окружающем, различные умения, например, умение самостоятельно  находить выход из возникающих в игре проблемных  ситуаций,  руководствуясь известными нормами и правилами  поведения  или  умения  самостоятельно организовать   деятельность  для  решения игровых задач.

          Таким образом, игра - самостоятельная  деятельность, в которой дети  впервые вступают в общение  со сверстниками. Их объединяет единая цель,  совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети  сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра  приучает  детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре  ребенок  начинает  чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и  поступки своих товарищей и свои собственные.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Развивающие математические игры как средство умственного развития дошкольников