Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:37, курсовая работа
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Именно эта гуманитарная составляющая, безусловно, важная для личностного развития каждого человека. Математические знания являются не самоцелью, а средством формирования саморазвивающейся личности.
Основная цель занятий математикой - дать ребёнку ощущение увер
Введение.
1.Развивающие игры в системе дошкольного обучения.
1.1.Краткая характеристика развивающих игр и игровых упражнений.
1.2.Значение роль и функции развивающих игр в умственном развитии дошкольников.
1.3.Место занимательного материала в работе по формированию элементарных математических представлений.
2.Требования к подбору и руководство по использованию занимательных игр и упражнений по формированию элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста.
2.1.Требования к подбору развивающих игр по формированию элементарных математических представлений.
2.2.Руководство по использованию развивающих игр по формированию элементарных математических представлений в разных возрастных группах.
3.Практическая часть.
3.1.Значение занимательных задач и упражнений для умственного развития дошкольников.
3.2.Диагностирование детей по программным задачам некоторых разделов математики и решению логических задач.
3.3.Содержание работы с детьми по обучению решению логических задач для детей старшего дошкольного возраста.
3.4.Рекомендации для работников детского сада и родителей по развитию умственных способностей детей через решение занимательных задач.
Заключение.
Библиография.
Игра-это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Именно поэтому Л.С. Выготский назвал ее ведущей деятельностью дошкольного детства.
Признаком игры, как отмечал Л.С.Выготский, является наличие мнимой или воображаемой ситуации. Поэтому единственно правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития. Обучение дошкольников, основанное на использовании специальных обучающих игр, относится к таким методам.
На другое важное свойство воображения, которое развивается в игре, но без которого не может состояться и учебная деятельность, указал В.В.Давыдов. Это способность переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этими функциями. Благодаря этой способности дети используют в игре предметы – заместители, символические действия. Широкое использование предметов – заместителей в игре в дальнейшем позволит ребенку овладеть другими типами замещения, например моделями, схемами, символами и знаками, что потребуется в учении.
В играх моделируются такие логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.
М. Горький говорил: « Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, - подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которые психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Огромная
роль в умственном развитии ребенка
принадлежит игре. Она является
эффективным средством
В последние десятилетия на
игровую деятельность дошкольников
обращено внимание ведущих
Игра - это деятельность ребенка, а значит, она является выражением его отношения к окружающей действительности. Необходимость получения математических знаний и овладение способами их реализации в игре - смыкают игровую деятельность с умственным развитием. Игры, рекомендованные для детского сада, разнообразны по форме и содержанию.
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность и т.д. Кроме того, игра-это своеобразный свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Н.К. Крупская говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «...Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое ».
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Детское творчество проявляется в замысле игры и поиске средства для его реализации. Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Но в тоже время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Знания полученные в детском саду и дома находят в игре практическое применение и развитие. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишён увлекательной игры.
«Чем же все-таки отличается игра от работы?… Работа есть участие человека в общественном производстве в создании материальных культурных. Иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет к ним отношение косвенное: она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы». А.С. Макаренко.
Идея
использования
Наибольшее
развитие получают исследования проблем
педагогического руководства
Как отмечал А.Н.Леонтьев, дидактические игры относятся к «зарубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи.
Развивающие дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания. Развивающие дидактические игры - это игры с правилами, имеющие готовое содержание. В них много веселых шуток, юмора, и в тоже время они требуют от детей напряженной умственной работы, соревнования в сообразительности, внимания. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических представлений детей.
В последнее время поиски ученых З.М. Богуславской, О.М. Дьяченко, Н.Е.Веракса, Е.О.Смирновой идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют предлагаемые игры развивающими, а нетрадиционно – дидактическими.
Поэтому,
единственно правильный путь, ведущий
к ускорению познания, состоит
в применении методов обучения, способствующих
ускорению интеллектуального
Таким образом, игра является
эффективным средством
1.2. Значение, роль и функции развивающих игр в умственном развитии дошкольников.
Развивающие игры –это игры не обычные. Их нельзя, как игрушку, просто дать ребёнку и сказать: « Играй!» - игра может не пойти. Их нельзя показывать ребёнку все сразу, а только по одной; и следующие, может быть, не раньше чем через неделю или через месяц, а некоторые даже через год.
Современное обучение
При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь детей, способствуют воспитанию у них умения играть вместе. Игры дают возможность оперировать различными предметами, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков, распознавать различные фигуры. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать.
Развивающие игры - это не какой-то
эликсир талантливости. Это
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать, свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере он потом не трудился.
В основе системы развивающих игр лежат следующие принципы:
- совмещение в деятельности
- органическая связь
и взаимозависимость между
В результате реализация этих принципов создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет огромное значение и для его учебной деятельности (будущей и настоящей), и для полноценной жизни в коллективе сверстников.
Развивающая игра – это не
любое действие с
Игрушки, игры – одно из
самых сильных воспитательных
средств, в руках общества. Игру
принято называть основным
Период дошкольного детства
В младшем дошкольном возрасте
усвоение новых знаний в игре
происходит значительно
Информация о работе Развивающие математические игры как средство умственного развития дошкольников