Влияние развивающих игр на познавательное и личностное развитие детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:46, курсовая работа

Описание

Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Это период первоначального становления личности, возникновения эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнения и осознавания переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами, эмоционально - потребностной сферы.

Содержание

1. Характеристика познавательного развития в дошкольном возрасте
2. Развитие личности детей дошкольного возраста
3. Понятие игры и ее виды
4. Значение игры в формирование личности
5. Специфика игры детей дошкольного возраста в процессе формирования элементарных математических представлений
6. Сущность и особенности развивающих игр

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 150.50 Кб (Скачать документ)

«Влияние  развивающих игр на познавательное и личностное развитие детей» 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

        ВВЕДЕНИЕ

  1. Характеристика  познавательного развития в дошкольном возрасте
  2. Развитие личности детей дошкольного возраста
  3. Понятие игры и ее виды
  4. Значение игры в формирование личности
  5. Специфика игры детей дошкольного возраста в процессе формирования элементарных математических представлений
  6. Сущность и особенности развивающих игр

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ  

     Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Это период первоначального становления личности, возникновения эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнения и осознавания переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами, эмоционально - потребностной сферы.

      И.М. Сеченов говорил о «прирождённом  и крайне драгоценном свойстве  нервно-психической организации  ребёнка – безотчётном стремлении понимать окружающую жизнь». И.П. Павлов назвал это свойство рефлексом «что такое?». Под влиянием этого рефлекса ребёнок знакомится с качествами предметов, устанавливает новые для себя связи между ними.

     Содержание  развивающей функции дошкольного  обучения заключается в активизации  процесса познания, логическими операциями, приемами мысли, суждениями, умозаключениями, в формировании интереса к учению и познанию окружающего мира, в формировании положительных мотивов учения, развития способностей.

     Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной.

     Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. И это  не случайно. Почти все, чем занимаются маленькие дети, предоставленные самим себе, они называют игрой. В настоящее, время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции.

     Игра  — наиболее доступный для детей  вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

     Выдающийся  исследователь в области отечественной  психологии Л. С. Выготский подчеркивал  неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

     Поскольку в ситуации игры ребенку понятна необходимость приобретения новых знаний и действий, он сам стремится к тому, чего еще не умеет.

     Вопросам  игры и игрушки посвящали свои труды такие ведущие специалисты  в области психологии и педагогики как Эльконин Д.В., Запорожец А.В., Усова А.П., Жуковская Р.И., Менджерицкая Д.В. и многие другие. Для развития познавательных способностей в дошкольном возрасте в настоящее время активно используются развивающие игры Б.П.Никитина.

     Поскольку в дошкольном возрасте развитие всех психических процессов, в том числе и познавательной  деятельности происходит в игровой деятельности, изучение проблемы влияния развивающих игр на формирование познавательных способностей и личности, является актуальным.

     Целью данной работы является изучение влияния развивающих игр на познавательное и личностное развитие  дошкольника.

         Объектом исследования является формирование элементарных математических способностей в процессе игровой деятельности.

     Предметом исследования являются развивающие игры, как средство формирования личности  и познавательных способностей дошкольников.

       Исходя из этого задачами данной работы являются:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
  2. Охарактеризовать особенности развития познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста
  3. Изучить понятие игры и ее виды, влияние игры на формирование личности
  4. Определить специфику  игры детей дошкольного возраста в процессе  формирования элементарных математических представлений

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, программ по теме исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Характеристика  познавательного развития в дошкольном возрасте
 

     Стремление к познанию, к овладению  навыками и умениями у детей раннего и дошкольного возраста почти неисчерпаемо. Детские «почему» и «что такое» были предметом многократных исследований, в результате которых всегда приходилось констатировать огромную силу и напряженность познавательной активности ребенка.      

     Наблюдения показывают, что развитие  этой познавательной потребности  идет неодинаково у разных  детей. У одних она выражена  очень ярко и имеет «теоретическое»  направление. У других она больше  связана с практической активностью  ребенка. Конечно, такое различие обусловлено, прежде всего, воспитанием. Есть дети, которые рано начинают ориентироваться в окружающей их практической жизни, легко учаться бытовым практическим навыкам, но у которых слабо выражен тот «бескорыстный» интерес ко всему окружающему, который характеризует детей-«теоретиков». У этих последних наблюдается яркая форма проявления периода вопросов «почему?» и «что это такое?», а также периоды особого интереса к отдельным интеллектуальным операциям и «упражнения» в них. Точно так же как некоторые дети по сто и более раз могут открывать и закрывать дверь, упражняясь в соответствующих движениях, так эти дети «упражняются» то в  сравнении, то в  обобщениях, то в  измерения и т. п.

     Исследования  детского мышления, проводившиеся группой  психологов под руководством А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца, привели к выводу, что на протяжении дошкольного возраста происходит становление познавательной задачи как задачи логической. Этот процесс имеет свои этапы. Первоначально познавательное отношение к действительности у дошкольника продолжает еще оставаться включенным в игровую и жизненно практическую деятельность. Например, в исследовании О. М. Концевой, сделанном под руководством А. В. Запорожца, было показано, что дети даже 6—7 лет, поставленные перед задачей подобрать к басне соответствующий рассказ, идут по линии сходства изображенных в них ситуаций, а не по сходству мыслей, выраженных в том и другом произведении.

     По  данным, полученным в исследованиях  А. В. Запорожца и его сотрудников, первоначально познавательные задачи включены в игровую и практическую деятельность детей и возникают лишь эпизодически, не изменяя всего строя детского мышления. Постепенно у дошкольников начинает формироваться новый вид интеллектуальной деятельности, которая характеризуется прежде всего новой познавательной мотивацией, способной определить характер рассуждения детей и систему используемых ребенком интеллектуальных операций.

     Исследование сотрудницы А. В. Запорожца Е. А. Коссаковской, показало, как в процессе решения дошкольниками разных возрастов головоломок у них постепенно возникает и формируется умение преследовать интеллектуальные цели и как именно интеллектуальное содержание задачи становится для детей главным содержанием их познавательной деятельности. Важнейшим результатом этого исследования является вывод автора о том, что к концу дошкольного возраста у детей, с одной стороны, явно падает интерес к побочным моментам, связанным с решением головоломок (интерес к игре, в условиях которой давалась головоломка; к выигрышу, являющемуся следствием удачного решения и пр.), с другой — у них возникает в качестве ведущего мотива их деятельности мотив поучиться решать трудные задачи.

     Надо  отметить, что в развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии:

     1.  Постепенное   обогащение  опыта   ребенка,   насыщение  этого   опыта новыми знаниями и сведениями  об окружающем, которое и вызывает  познавательную активность дошкольника.  Чем больше перед ребенком  открывающихся сторон окружающей  действительности, тем шире его возможности     для     возникновения     и     закрепления     устойчивых познавательных интересов.

     2.  Данную    линию   развития    познавательных   интересов    составляет постепенное   расширение   и   углубление   познавательных   интересов внутри одной и той же сферы действительности.

     При этом каждому возрастному этапу  присуща своя интенсивность, степень  выраженности, содержательная направленность познания.

     У детей 2-3летних объектом познания являются окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю». Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями.

     Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования (предметно-манипулятивная игра), резерв свободного времени и  места для разворачивания игр.

     В возрасте 3-4 года дети накапливают довольно много представлений и знаний об окружающей действительности. Однако эти представления практически не связаны между собой. Ребёнок только пытается установить взаимосвязи между представлениями.

     В этот период закладываются основы эстетического восприятия мира. Активно формируются способы чувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия.

     Объектом  познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов (цвет, форма, величина, физические качества). Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства - тождества и различия, осуществлять классификацию, сериацию.

     В четыре года познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень - более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями. В этом возрасте выделяются четыре основных направления познавательного развития :

     -  знакомство с предметами и  явлениями, находящимися за пределами  непосредственного восприятия и  опыта детей;

     -  установление связей и зависимостей  между предметами, явлениями и  событиями, приводящих к появлению  в сознании ребёнка целостной  системы представлений;

     -   удовлетворение первых проявлений  избирательных интересов детей  (именно с этого возраста целесообразно  организовывать кружковую работу, занятия по интересам);

     -    формирование положительного отношения  к окружающему миру.

     Дети  старшего дошкольного возраста познают уже «большой мир». В основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, сострадание. Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается знаково-символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями.

     Познавая  различные объекты, события, явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания.

Информация о работе Влияние развивающих игр на познавательное и личностное развитие детей