Влияние развивающих игр на познавательное и личностное развитие детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:46, курсовая работа

Описание

Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Это период первоначального становления личности, возникновения эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнения и осознавания переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами, эмоционально - потребностной сферы.

Содержание

1. Характеристика познавательного развития в дошкольном возрасте
2. Развитие личности детей дошкольного возраста
3. Понятие игры и ее виды
4. Значение игры в формирование личности
5. Специфика игры детей дошкольного возраста в процессе формирования элементарных математических представлений
6. Сущность и особенности развивающих игр

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 150.50 Кб (Скачать документ)

     На  протяжении дошкольного возраста ребёнок  непосредственно включается в овладение  способами целенаправленного познания и преобразования мира через освоение умений:

     - постановка цепи и планирование;

     - прогнозирование возможных эффектов  действия;

     - контроль за выполнением действий;

     - оценка результатов и их коррекция.

     Благодаря содержательному общению  и обучению, развитию познавательной  деятельности у ребенка формируется  образ мира: первоначально ситуативные представления систематизируются и становятся знаниями, начинают формироваться общие категории мышления (часть - целое, причинность, пространство, предмет - система предметов, случайность и т. д.). 

  1. Развитие  личности детей дошкольного возраста
 

  Личность  начинает складываться в дошкольном детстве. У детей  дошкольного  возраста появляются достаточно устойчивые психологические свойства, определяющие действия и поступки, которые позволяют  отследить становление произвольности поведения.

  Содержание  понятия «личность» в отечественной психологии основано на принципе, сформулированном Л.С. Выготским: принцип единства аффекта и интеллекта. Целостная структура личности определяется направленностью и активностью, характеризуя строение мотивационной сферы человека.

  Развитие  личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что  ребенок постепенно начинает понимать своё место в окружающем мире. Другая сторона — развитие чувств и воли. Они обеспечивают соподчинение мотивов, устойчивость поведения.

  У дошкольников развитие личности прослеживается в формировании самосознания, которое  состоит из знаний ребёнка о себе, своём месте в реальной жизни  и способности оценить собственные  поступки, действия по сравнению с  другими. В старшем дошкольном возрасте появляется критичность мышления, складывается адекватная дифференцированная самооценка. В период дошкольного детства происходят существенные изменения в личностном развитии, что отражается:

  - в перестройке мотивационной  стороны психической деятельности, проявляющейся в преобладании познавательных и социальных мотивов.

  - в формировании социальной позиции,  навыков саморегуляции и произвольности.

  -в   формировании самостоятельности  в практической и познавательной  деятельности.

  - в способности адаптации к  изменяющимся условиям.

  О развитии личности ребенка можно  судить по изменениям во всей структуре  психической деятельности, по смене  ведущей деятельности, по изменению  активности и появлению основных новообразований личности.

  Развитие  ребенка и его личности, по Л.С. Выготскому, идет по линии осознаннности и произвольности в процессе взаимодействия ребенка со взрослыми и со сверстниками. Таким образом, личность понималась Л.С. Выготским как осознание себя и отношений к себе как к физическому, духовному и общественному существу.

  Базисные  характеристики личности в дошкольном детстве складываются не одновременно и находятся в постоянном изменении. На каждом этапе они имеют свою специфику и требуют создания особых условий для полноценного развития. При отсутствии своевременного возникновения новообразований личности у ребенка могут в дальнейшей его жизни появиться серьезные деформации в поведении.

  Основными психологическими новообразованиями  личности детей старшего дошкольного  возраста являются:

  1. Произвольность — это управление своим поведением в соответствии с определенными представлениями, правилами, нормами, одна из форм волевого поведения, новая качественная характеристика саморегуляции поведения и деятельности ребенка.

  2. Соподчинение мотивов. В деятельности  ребенка возникает умение выделять основной мотив и подчинять ему целую систему действий, доминирование мотивов достижения успеха над внешними ситуативными мотивами.

  3. Самостоятельность — качество  личности, своеобразная форма ее  активности, отражающая актуальный  уровень развития ребенка. Она обеспечивает независимую постановку и решение проблем, возникающих перед ребенком в повседневном поведении и деятельности.

  4. Креативность — способность к  творчеству. К показателям креативности  относятся: оригинальность, вариативность, гибкость мышления. Развитие креативности зависит от уровня развития когнитивной сферы (восприятия, мышления, памяти, воображения), произвольности деятельности и поведения, а также информированности ребёнка в окружающей действительности.

  5. Изменения в самосознании и адекватная самооценка. Самосознание — это интегральное образование личности, результат развития самостоятельности, инициативности, произвольности. У детей в период дошкольного детства проявляется способность к конструктивным взаимодействиям с окружающими, что приводит к появлению адекватной самооценки и осознанию своего места в окружающем мире по отношению к сверстникам и реальной действительности.

  Старший дошкольный возраст  является решающим в процессе становления личности. В старшем дошкольном возрасте идет интенсивная амплификация базовых составляющих психического развития, в процессе которой складывается ведущее личностное образование — детская компетентность.

  Дошкольный  возраст — это период совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. Соподчинение мотивов приводит к овладению детьми новыми мотивами деятельности, появляются доминирующие ценностные установки, изменяется характер взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Ребёнок способен оценить себя по отношению к окружающему миру в соответствии с нормами и правилами общества. Развитыми личностными новообразованиями детей старшего дошкольного возраста являются произвольность, креативность, детская компетентность, становление нравственной позиции и возникновение обобщённо-интеллектуального переживания. 

  1. Понятие игры и ее виды
 

     Игра  – одно из замечательных явлений  жизни, деятельность полезная и вместе с тем необходимая. Игра как жизненное  явление оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли. Различные исследователи и мыслители нагромождают одну теорию игры на другую – К. Гросс, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, К. Бюлер, 3. Фрейд и другие. Каждая из них отражает одно из проявлений многогранного и разнообразного явления игры, которые своеобразно отражают подлинную ее сущность. В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что:  она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.

     Большинству игр присущи четыре главные черты:

     1) свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата (процедурное удовольствие);

     2) творческий, значительно импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

     3) эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция,  аттракция и т.п. (чувственная  природа игры, «эмоциональное напряжение»);

     4) наличие прямых или косвенных  правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

     Различаются следующие  виды игр:

     - Сюжетно-ролевые игры

     - игры с правилами

     Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Разновидностью сюжетно-ролевых игр являются игры-драматизации и строительные.

     Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

- Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле).

- Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).

- Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т.д.)

- Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т.д.

    В  структуре ролевой игры выделяют  компоненты:

- роли, которые исполняют дети в процессе игры;

- игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;

- игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.

-отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.

     В первые годы жизни при обучающем  воздействии взрослых ребенок проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой игры.

     Первый  такой этап – ознакомительная  игра. Относится к возрасту ребенка  – 1 год. Взрослый организует предметно-игровую  деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы.

     На  втором этапе (рубеж 1 и 2 года жизни  ребенка) появляется отобразительная  игра, в которой действия ребенка  направлены на выявление специфических  свойств предмета и на достижение с его помощью определенного  эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание малыша на его целевое назначение.

     Третий  этап развития игры относится к концу  второго – началу третьего года жизни. Формируется сюжетно-отобразительная  игра, в которой дети начинают активно  отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (баюкают куклу).

     Четвертый этап (с 3 до 7 лет) – собственная ролевая  игра.

     Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. Эти игры могут быть кратковременными и длительными. 
     Психолог Д. Б. Эльконин говорит, что «ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых».

     Самодеятельный  характер игровой деятельности детей  заключается в том, что они  воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и  своеобразно. Своеобразие обусловлено  особенностями восприятия детей, понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.       
      Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребенок удовлетворяет через игровые действия. 
        Психолог А. В. Запорожец писал: «Игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков».

     В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческого воспроизведения  и отражения фактов и явлений  окружающей жизни огромная роль принадлежит  воображению. Именно силою воображения  создаются ситуации игры, образы, воспроизводимые  в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и придаёт детской игре привлекательность, которая присуща только ей.

Информация о работе Влияние развивающих игр на познавательное и личностное развитие детей