Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:46, курсовая работа
Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Это период первоначального становления личности, возникновения эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнения и осознавания переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами, эмоционально - потребностной сферы.
1. Характеристика познавательного развития в дошкольном возрасте
2. Развитие личности детей дошкольного возраста
3. Понятие игры и ее виды
4. Значение игры в формирование личности
5. Специфика игры детей дошкольного возраста в процессе формирования элементарных математических представлений
6. Сущность и особенности развивающих игр
На
протяжении дошкольного возраста ребёнок
непосредственно включается в овладение
способами целенаправленного
-
постановка цепи и
-
прогнозирование возможных
-
контроль за выполнением
-
оценка результатов и их
Благодаря содержательному
Личность
начинает складываться в дошкольном
детстве. У детей дошкольного
возраста появляются достаточно устойчивые
психологические свойства, определяющие
действия и поступки, которые позволяют
отследить становление
Содержание понятия «личность» в отечественной психологии основано на принципе, сформулированном Л.С. Выготским: принцип единства аффекта и интеллекта. Целостная структура личности определяется направленностью и активностью, характеризуя строение мотивационной сферы человека.
Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать своё место в окружающем мире. Другая сторона — развитие чувств и воли. Они обеспечивают соподчинение мотивов, устойчивость поведения.
У
дошкольников развитие личности прослеживается
в формировании самосознания, которое
состоит из знаний ребёнка о себе,
своём месте в реальной жизни
и способности оценить
-
в перестройке мотивационной
стороны психической
-
в формировании социальной
-в
формировании
- в способности адаптации к изменяющимся условиям.
О развитии личности ребенка можно судить по изменениям во всей структуре психической деятельности, по смене ведущей деятельности, по изменению активности и появлению основных новообразований личности.
Развитие ребенка и его личности, по Л.С. Выготскому, идет по линии осознаннности и произвольности в процессе взаимодействия ребенка со взрослыми и со сверстниками. Таким образом, личность понималась Л.С. Выготским как осознание себя и отношений к себе как к физическому, духовному и общественному существу.
Базисные характеристики личности в дошкольном детстве складываются не одновременно и находятся в постоянном изменении. На каждом этапе они имеют свою специфику и требуют создания особых условий для полноценного развития. При отсутствии своевременного возникновения новообразований личности у ребенка могут в дальнейшей его жизни появиться серьезные деформации в поведении.
Основными психологическими новообразованиями личности детей старшего дошкольного возраста являются:
1.
Произвольность — это
2.
Соподчинение мотивов. В
3. Самостоятельность — качество личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка. Она обеспечивает независимую постановку и решение проблем, возникающих перед ребенком в повседневном поведении и деятельности.
4. Креативность — способность к творчеству. К показателям креативности относятся: оригинальность, вариативность, гибкость мышления. Развитие креативности зависит от уровня развития когнитивной сферы (восприятия, мышления, памяти, воображения), произвольности деятельности и поведения, а также информированности ребёнка в окружающей действительности.
5. Изменения в самосознании и адекватная самооценка. Самосознание — это интегральное образование личности, результат развития самостоятельности, инициативности, произвольности. У детей в период дошкольного детства проявляется способность к конструктивным взаимодействиям с окружающими, что приводит к появлению адекватной самооценки и осознанию своего места в окружающем мире по отношению к сверстникам и реальной действительности.
Старший дошкольный возраст является решающим в процессе становления личности. В старшем дошкольном возрасте идет интенсивная амплификация базовых составляющих психического развития, в процессе которой складывается ведущее личностное образование — детская компетентность.
Дошкольный
возраст — это период совершенствования,
развития личностных новообразований,
которые за период дошкольного возраста
обогащаются индивидуальными параметрами.
Соподчинение мотивов приводит к овладению
детьми новыми мотивами деятельности,
появляются доминирующие ценностные установки,
изменяется характер взаимоотношений
со сверстниками и взрослыми. Ребёнок
способен оценить себя по отношению к
окружающему миру в соответствии с нормами
и правилами общества. Развитыми личностными
новообразованиями детей старшего дошкольного
возраста являются произвольность, креативность,
детская компетентность, становление
нравственной позиции и возникновение
обобщённо-интеллектуального переживания.
Игра – одно из замечательных явлений жизни, деятельность полезная и вместе с тем необходимая. Игра как жизненное явление оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли. Различные исследователи и мыслители нагромождают одну теорию игры на другую – К. Гросс, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, К. Бюлер, 3. Фрейд и другие. Каждая из них отражает одно из проявлений многогранного и разнообразного явления игры, которые своеобразно отражают подлинную ее сущность. В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.
Большинству игр присущи четыре главные черты:
1)
свободная развивающая
2) творческий, значительно импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
3)
эмоциональная приподнятость
4) наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Различаются следующие виды игр:
- Сюжетно-ролевые игры
- игры с правилами
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Разновидностью сюжетно-ролевых игр являются игры-драматизации и строительные.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:
- Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле).
- Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).
- Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т.д.)
- Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т.д.
В
структуре ролевой игры
- роли, которые исполняют дети в процессе игры;
- игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;
- игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.
-отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.
В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребенок проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой игры.
Первый такой этап – ознакомительная игра. Относится к возрасту ребенка – 1 год. Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы.
На втором этапе (рубеж 1 и 2 года жизни ребенка) появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание малыша на его целевое назначение.
Третий
этап развития игры относится к концу
второго – началу третьего года
жизни. Формируется сюжетно-
Четвертый этап (с 3 до 7 лет) – собственная ролевая игра.
Отличительной особенностью сюжетно-ролевой
игры является то, что ее создают сами
дети, а их игровая деятельность носит
ясно выраженный самодеятельный и творческий
характер. Эти игры могут быть кратковременными
и длительными.
Психолог Д. Б. Эльконин говорит,
что «ролевая, или так называемая творческая,
игра детей дошкольного возраста в развитом
виде представляет деятельность, в которой
дети берут на себя роли (функции) взрослых
и в обобщенной форме в специально создаваемых
игровых условиях воспроизводят деятельность
взрослых и отношения между ними. Для этих
условий характерно использование разнообразных
игровых предметов, замещающих действительные
предметы деятельности взрослых».
Самодеятельный
характер игровой деятельности детей
заключается в том, что они
воспроизводят те или иные явления,
действия, отношения активно и
своеобразно. Своеобразие обусловлено
особенностями восприятия детей, понимания
и осмысления ими тех или иных фактов,
явлений, связей, наличием или отсутствием
опыта и непосредственностью чувств.
Активный интерес к явлениям
жизни, к людям, животным, потребность
в общественно значимой деятельности
ребенок удовлетворяет через игровые
действия.
Психолог А. В.
Запорожец писал: «Игра, как и сказка, учит
ребенка проникаться мыслями и чувствами
изображаемых людей, выходя за круг обыденных
впечатлений в более широкий мир человеческих
стремлений и героических поступков».
В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческого воспроизведения и отражения фактов и явлений окружающей жизни огромная роль принадлежит воображению. Именно силою воображения создаются ситуации игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и придаёт детской игре привлекательность, которая присуща только ей.
Информация о работе Влияние развивающих игр на познавательное и личностное развитие детей