Влияние развивающих игр на познавательное и личностное развитие детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:46, курсовая работа

Описание

Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Это период первоначального становления личности, возникновения эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнения и осознавания переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами, эмоционально - потребностной сферы.

Содержание

1. Характеристика познавательного развития в дошкольном возрасте
2. Развитие личности детей дошкольного возраста
3. Понятие игры и ее виды
4. Значение игры в формирование личности
5. Специфика игры детей дошкольного возраста в процессе формирования элементарных математических представлений
6. Сущность и особенности развивающих игр

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 150.50 Кб (Скачать документ)

     В сюжетно-ролевых играх отчётливо  выступает оптимистический, жизнеутверждающий  характер, самые трудные дела в  них всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.

     Игра  драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста.

     В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т.п. Они сходны с сюжетно - ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т.д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

     Чаще  всего основой игр - драматизаций являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др. В играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.

     С помощью игр - драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

     Для развёртывания игр - драматизаций необходимы: возбуждение и развитие интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюмов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т.п. К изготовлению костюмов хорошо привлекать самих детей.

     Руководство воспитателя заключается  в том, что он, прежде всего подбирает  произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям  нетрудно усвоить и превратить в игру - драматизацию.

     Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли имеет  интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при  чтении или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз, за разом повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В игре драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками.

     Помогая детям усвоить содержание игры, войти  в образ, воспитатель использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение детей к игре.

     Строительные  игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.

     Строительная  игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается  как её разновидность. У них один источник - окружающая жизнь. Дети в  игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.

     Различие  между этими играми состоит в  том, что сюжетно-ролевой игре прежде всего отражаются разнообразные  явления и осваиваются взаимоотношения  между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием.

     Воспитателю важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой и строительной игры. Строительство часто возникает  в процессе сюжетно-ролевой игры и вызываются ею. Она как бы задаёт цель строительной игры. Например, дети задумали играть в моряков - у них возникла необходимость строить пароход; игра в магазин неизбежно требует его постройки т.д. Однако строительная игра может возникать и как самостоятельная, и уже на её основе развивается та или иная сюжетно-ролевая. Например дети строят театр, а потом играют в артистов.

     В старших группах дети в течение  длительного времени возводят довольно сложные постройки, практически  постигая простейшие законы физики.

     Воспитательное  и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании, отражаемых в них явлений, в овладении  детьми способами строительства, в  развитие их конструктивного мышления, обогащение речи, упрощение положительных взаимоотношений. Их влияние на умственное развитие определяется тем, что в замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Обдумывание и решение той или иной строительной задачи способствует развития конструктивного мышления.

     В процессе строительных игр воспитатель  учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Под его руководством школьники овладевают точным словарём, выражающим название геометрических тел, пространственных отношений:  высоко низко, направо налево, вверх-вниз, длинный короткий, широкий узкий, выше ниже, длиннее короче и т.п.

     Для строительных игр созданы специальные  наборы материалов, включающие разнообразные  геометрические тела (кубы, бруски, призмы, цилиндры, конусы, полушарья), дополнительные (пластины, доски, арки, кольца, трубы и т.д.)    и вспомогательные материалы для украшения построек.

     В строительных играх используются и  обычные, чаще всего сюжетно-образные игрушки, широко применяются и природные  материалы: глина, песок, снег, камешки, шишки, тростник и др.

     Игры с правилами создаются для детей взрослыми. К играм с правилами относятся дидактические и подвижные. В основе их лежит четко определённое программное содержание, дидактические задачи, целенаправленность обучения. Самодеятельность детей при этом не исключается, но она в большей мере сочетается с руководством воспитателя. При овладении опытом игры, развитие способности к самоорганизации дети проводят и эти игры самостоятельно.      

     Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.

    В дидактических играх перед  детьми ставятся те или иные  задачи, решение которых требует  сосредоточенности, внимания, умственного  усилия, умения осмыслить правила,  последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

    Необходимо добиваться того, чтобы  дидактическая игра была не  только формой усвоения отдельных  знаний и умений, но и способствовала  бы общему развитию ребёнка,  служила формированию его способностей.

     Дидактическая игра содействует  решению задач нравственного  воспитания, развитию у детей  общительности. Воспитатель ставит  детей в такие условия, которые  требуют от них умения играть  вместе, регулировать своё поведение,  быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

     Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность  ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

     Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма.

     Большое влияние подвижные игры оказывают  также и на нервно-психическое  развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

     Источником  подвижных игр с правилами  являются народные игры, для которых  характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

     Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав.

     Игры подбираются с учётом  возрастных особенностей детей,  их возможностей выполнять те  или иные движения, соблюдать  игровые правила.

     Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчинятся цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.

     В младших группах воспитатель  объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших - перед началом. Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой. После того как дети усвоят игру, они могут проводить её самостоятельно.

     Руководство подвижными играми с правилами заключается в следующем. Подбирая подвижную игру, воспитатель учитывает соответствие требуемого её характера двигательной деятельности, доступность игровых правил и содержания детям данного возраста. Он следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их пере возбуждение и утомление. 

            Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные  игры самостоятельно. Для этого надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в часы досуга, на праздниках и т.д.

     Таким образом, игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку  радость и удовольствие уже самим своим процессом.  

  1. Значение  игры в формирование личности

    В своем обобщающем труде, посвященном  значению игры в психическом  развитии, Д.Б. Эльконин выделил  структуру игровой деятельности, в число основных элементов  которой входят сюжет (во что  играют), роль, воображаемая ситуация, правило, игровые действия и операции, игровые отношения. По мнению Эльконина, наибольшее значение в игре имеет не воображаемая ситуация, как предполагал Выготский, а роль, которая позволяет ребенку овладеть своим поведением, так как в ней скрыто правило поведения в данной игре. Изучение этапов развития игровой деятельности показало, что сначала в ней воспроизводятся действия взрослых, а затем их взаимоотношения. Эльконин также показал, что развитие происходит от игр с открытой ролью и скрытым правилом к играм с открытым правилом и скрытой ролью. Исследования Эльконина выявили не только структуру и этапы развития игры, но и ее огромное значение для формирования психических функций и личностных качеств детей, что и дало ему возможность доказательно говорить о ведущей роли игровой деятельности в дошкольном возрасте.

    Как показал Эльконин, игра стимулирует  развитие рефлексии и произвольности  у детей. Возможность посмотреть  на себя со стороны, услышать  мнение сверстников о степени успешности выполнения той или иной игровой роли позволяет детям лучше понять себя, делает их самооценку более объективной. Точно так же коррекция со стороны участников игры помогает детям лучше выстроить свои ролевые действия и отношения с партнерами. Исследования З.М. Истоминой, З.В. Мануйленко и других ученых показали, как принятие на себя роли повышает произвольность поведения (сохранения определенной позы) и запоминания (сохранение большого количества информации) детей.

    Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель - сосредоточить внимание, запомнить и припомнить - выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от участников сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержание разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает детей к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

Информация о работе Влияние развивающих игр на познавательное и личностное развитие детей