Влияние развивающих игр на познавательное и личностное развитие детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:46, курсовая работа

Описание

Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Это период первоначального становления личности, возникновения эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнения и осознавания переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами, эмоционально - потребностной сферы.

Содержание

1. Характеристика познавательного развития в дошкольном возрасте
2. Развитие личности детей дошкольного возраста
3. Понятие игры и ее виды
4. Значение игры в формирование личности
5. Специфика игры детей дошкольного возраста в процессе формирования элементарных математических представлений
6. Сущность и особенности развивающих игр

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 150.50 Кб (Скачать документ)

    Очень большое влияние игра  оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенной способности к коммуникации. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции своих товарищей по игре, то им будут тяготиться сверстники. Эмоциональное неблагополучие в этом случае стимулирует развитие речи. В психологической литературе описан случай неблагополучного психического развития двух мальчиков - близнецов, которые были лишены возможности общения со сверстниками. В совместном общении у этих близнецов сложилась своя, понятная им двоим, автономная речь. Лишь после того, как близнецов разлучили на некоторое время, включив их в разные детские коллективы, дети начали приобретать способность к нормальному речевому общению.

    Игра оказывает влияние на  интеллектуальное развитие: в игре  ребенок научается обобщать предметы  и действия, использовать обобщенное  значение слова и т. д. Вхождение  в игровую ситуацию является  условием развития разных форм умственной деятельности ребенка. Так, от мышления в предметном манипулировании ребенок переходит к мышлению представлениями уже тогда, когда начинает давать предмету не его собственное название (хотя он хорошо его знает), а название того предмета, который нужен в данной игровой ситуации. В этом случае выбранная вещь выступает, во-первых, как своеобразная внешняя опора для мыслей о подразумеваемом предмете и, во-вторых, как опора для реальных действий с этим предметом. Таким образом, в ролевой игре начинает развиваться способность действовать в мысленном плане. Первоначально, конечно, действия в мысленном плане протекают только при опоре на реальные предметы. Ребенок от реальных действий с предметами, которым он дает новые названия и, следовательно, новые функции, постепенно переходит к внутренним, собственно умственным действиям. Основу для перехода к умственным действиям составляет сокращение и обобщение игровых действий.

     Игровая деятельность имеет большое  значение и играет огромную  роль в психическом развитии дошкольника.

  1. Специфика игры детей дошкольного возраста в процессе формирования элементарных математических представлений
 

     На занятиях по формированию  элементарных математических представлений  часто используют дидактические  игры. Основное назначение их - обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

     Дидактические игры по формированию  математических представлений условно  делятся на следующие группы:

1. Игры  с цифрами и числами

2. Игры  путешествие во времени

3. Игры  на ориентирование в пространстве

4. Игры  с геометрическими фигурами

5. Игры  на логическое мышление

     К первой группе игр относится  обучение детей счету в прямом  и обратном порядке. Используя  сказочный сюжет, детей знакомят с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на - нижней.

    Вторая группа математических  игр (игры - путешествие во времени)  служит для знакомства детей  с днями недели. Объясняется, что  каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник - первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда - середина недели, четверг - четвертый день, пятница - пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности.

   В третью группу входят игры  на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задачей педагога является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы - пирамида и т.д.

    В четвертую группу входят игры с геометрическими фигурами.

    Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры. У них должно быть развито умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.

      В пятую группу входят игры  на логическое мышление. В дошкольном  возрасте у детей начинают  формироваться элементы логического  мышления, т.е. формируется умение  рассуждать, делать свои умозаключения.  Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как "Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?", "Мельница", и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.

     В работе со старшими дошкольниками используют сюжетно-дидактические игры, на основе математических знаний. Так, в старшей группе счет до 10 и отсчитывание предметов по заданному числу, можно закрепить в игре «Магазин». Продавцы, кассиры и покупатели определяют количество необходимых предметов с помощью счета.

    В играх по формированию элементарных математических представлений особое внимание уделяется формированию умения  группировать  предметы  по признакам (свойствам), сначала по одному, а затем по двум (форма и размер).

   Игры должны быть направлены  на развитие логического мышления,  а  именно на  умение  устанавливать  простейшие  закономерности:  порядок  чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые  упражнения  на нахождение пропущенной в ряду фигуры.

    
 

  1. Сущность  и особенности развивающих игр
 

      Одной из форм развивающего  воспитания и обучения являются  развивающие игры, в которых можно выделить следующие характерные признаки:

  1. необходимость для ребенка действовать в воображаемом плане, что ведет к развитию всех типов мышления, способности выстраивать воображаемые ситуации;
  2. умение в игровых ситуациях ориентироваться в человеческих взаимоотношениях, т. к. игра направлена на их воспроизведение;
  3. формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми, где игра невозможна без согласованных действий.

     Все эти требования являются  необходимыми в самостоятельной  игре ребенка.

      В качестве основного мотива  для игры педагоги и психологи  выделяют фантазирование. Именно  оно делает ребенка независимым  от разных обстоятельств, позволяет  менять и модулировать роли  в играх. Для успешного обучения  детям необходимо не только  использовать специальные средства, но и обозначить смысл своих действий. Развивающие игры позволяют ребенку посмотреть на все происходящее с точки зрения своего будущего. Это первый шаг к развитию у ребенка воображения, интеллекта, памяти, к совершенствованию личности.

      С точки зрения методики воспитания  можно выделить 3 способа построения  игр:

  1. предметно-действенный (развертывание и условные обозначения предметных действий в игре);
  2. ролевой (ролевое поведение, связанное с обозначением и реализацией условной ролевой позиции и подчиняющее себе предметно-игровые действия, смысл которых уже определяется ролью);
  3. сюжетный (создание сюжета, которое помогает развертывать последовательность игровых ситуаций, определяющих собой игровые роли и реализующие их действия, их обозначение и планирование).

     Каждый последующий способ является  более сложным по отношению  к предыдущему и как бы вбирает  его в себя. Каждый этап овладения  способами построения игры самоценен  и является мощным средством  развития ребенка, формирования  его личности.

      Всякая игра для ребенка - это  набор правил и различных целей,  которые он воспроизводит с  помощью наглядных пособий: кубиков,  пластилина, детского конструктора, ткани, бумаги и др. Знакомство  детей с задачами игры происходит  при помощи разных форм общения: это и устная инструкция, и показ сделанной модели, и рассматривание наглядного пособия. Цели и задачи игр должны ставиться в порядке возрастания сложности, что позволяет идти вперед, совершенствовать навыки и умения детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью.

     Через игру и в игре постепенно  готовится сознание ребенка к  предстоящим изменениям условий  жизни, отношений со сверстниками  и со взрослыми, формируются  такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это будет необходимо ребенку для учебы в школе.

     Игра направлена на познание ребенка окружающего мира, путем активного участия в труде и повседневной жизни.    

       В игре ребёнок полностью раскрывается  и материал, который ему нужно  усвоить, становится интереснее  и легче. В процессе игры  педагоги учат детей быть добрее, слушать других людей, уважать чужое мнение, стремиться к знаниям – к постижению нового.

     Роль игровой деятельности  в   формирования элементарных  математических  знаний огромная и важная. Во  время игры развиваются логическое  мышление, умение   устанавливать   простейшие  закономерности:  порядок   чередования фигур по цвету, форме, размеру.

    Большое значение для развития  ребенка отводится развивающим  играм. Развивающие игры позволяют  ребенку посмотреть на все  происходящее с точки зрения  своего будущего. Это первый шаг  к развитию у ребенка воображения,  интеллекта, памяти, к совершенствованию личности. 
 

     
 
 
 
 

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение.- 1991.-198 с.
  2. Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие.— Иркутск.- 1989.- 425 с.
  3. Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. - М., 1991.-114 с.
  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.:Просвещение.-1985.- 190 с.
  5. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников // Дошкольное воспитание.–1979.–№5.–С.45-49
  6. Венгер Л.А. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования//Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.— 1986.- 177 с
  7. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М. В. Гамезо и др.— М.: Педагогика- 1984.- 340 с.
  8. Жуковская Е.А. Игра и ее педагогическое значение. - М.:Педагогика.- 1975.-112 с.
  9. Запорожец А.В. Игра в развитии ребенка// Психология и педагогика игры дошкольника. М.:Просвещение.-1966
  10. Игра дошкольника/Под ред. С.П. Новоселовой. - М., 1989.-187 с.
  11. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста/Под ред. Н.Я. Михайленко. - М., 1978.
  12. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.:Академия.-2000.-416 с.
  13. Никитин Б. Развивающие игры. М.:Айрис.-пресс.-2000.-326 с.
  14. Печерогова А.В. Развивающие игры для дошкольников. – М.: ВАКО, - 2008. – 192 с
  15. Проскура Е. Ф. Развитие познавательных способностей дошкольника. Киев 1985.
  16. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М.:Педагогика.- 1982.-87 с.

Информация о работе Влияние развивающих игр на познавательное и личностное развитие детей