Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 13:12, контрольная работа
Цель данной работы состоит в изучении и анализе проблемы взаимодействия формально-логического знания в структуре познания и коммуникации.
В соответствии с поставленной целью в работе будут решаться следующие задачи:
1. Дать определение понятиям формальная логика, познание, мышление, форма мышления, коммуникация и др.
2. Изучить научную литературу по теме исследования; различных подходов и точек зрения относительно объектов изучения.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Предмет и значение формальной логики……………………..5
§ 1. Роль мышления в познании……………………………………………..5
§ 2. Формальная логика как наука…………………………………………..7
§ 3. Основные методологические принципы формальной логики………..12
Глава 2. Формально- логическое знание в структуре познания и коммуникации………………………………………………………………18
§ 1. Место формально- логического знания в методологии научного познания………………………………………………………………………18
§ 2. Логика деловой коммуникации…………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………27
Список использованной литературы………………………………………..28
План
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Предмет и значение формальной логики……………………..5
§ 1. Роль мышления в познании……………………………………………..5
§ 2. Формальная логика как наука…………………………………………..7
§ 3. Основные методологические принципы формальной логики………..12
Глава
2. Формально- логическое
знание в структуре
познания и коммуникации…………………………………………
§ 1. Место
формально- логического знания в методологии
научного познания…………………………………………………………
§ 2. Логика деловой коммуникации…………………………………………20
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………………..28
Введение
Каждый человек обладает определенной логической культурой, уровень которой характеризуется той совокупностью логических приемов и способов рассуждения, которые человек понимает. А также совокупностью логических средств, которые он использует в процессе познания и практической деятельности.
Логическая культура приобретается в ходе общения, учебы в школе и ВУЗе, в процессе чтения литературы. Логика систематизирует правильные способы рассуждения, а также типичные ошибки в рассуждениях. Она предоставляет логические средства для точного выражения мыслей, без которого оказывается малоэффективной любая мыслительная деятельность, начиная с обучения и кончая научно- исследовательской работой.
Знание логики является неотъемлемой частью юридического образования. Оно позволяет правильно строить судебно-следственные версии, составлять четкие планы расследования преступлений, не допускать ошибок при составлении официальных документов, протоколов, обвинительных заключений, решений и постановлений.
Знаменитые юристы всегда использовали знание логики. В суде они обычно не ограничивались простым несогласием , например с доводами обвинения, если видели в них логическую ошибку. Они объясняли, какая ошибка допущена, говорили, что эта ошибка специально рассматривается в логике и имеет особое название. Такой довод оказывал воздействие на всех присутствующих, даже если присутствующие никогда не изучали логики.
Знание правил и законов логики не является конечной целью ее изучения. Конечная цель изучения логики - умение применять ее правила и законы в процессе мышления.
Истина и логика взаимосвязаны, поэтому значение логики невозможно переоценить. Логика помогает доказывать истинные сужения и опровергать ложные, она учит мыслить четко, лаконично, правильно. Логика нужна всем людям, работникам самых различных профессий.
Итак, логика - это философская наука о формах, в которых протекает человеческое мышление, и о законах, которым она подчиняется.
Создателем первой логической науки, которая позже была названа формальной логикой, по праву считается крупнейший древнегреческий мыслитель Аристотель (384-322 до н. э.). Коренные основы этой науки сохранили свое значение до наших дней.
Разрабатывая теорию логики, Аристотель поставил перед собой задачу выяснить, "на чем же покоится принудительная сила речей, какими средствами должна обладать речь, чтобы убеждать людей, заставлять их с чем-нибудь соглашаться или признавать что-либо истинным"1 .
В ходе решения этой задачи он обобщил накопленный к тому времени опыт познавательной и мыслительной деятельности людей, открыл основные законы мышления и сформулировал проблемы, которые стали предметом исследования логической науки.
Созданную науку Аристотель не называл логикой. Термин "логика" впервые ввели стоики, а термин "формальная логика" — И. Кант. Впоследствии ученики Аристотеля назвали логические трактаты своего учителя "Органоном", что означает "орудие познания". Как утверждал греческий философ, новые истинные мысли можно получить из других истинных мыслей в том случае, если они связаны по правилам логики.
Логика Аристотеля носит двойственный характер: она положила начал"о формальному подходу к анализу знания, но одновременно греческий философ стремился определить пути достижения нового знания, совпадающего с объектом. Он пытался вывести свою логику за рамки только формальной, ставил вопрос о содержательной логике, о диалектике. Тем самым логика и гносеология Аристотеля тесно связаны с учением о бытии, с концепцией истины, так как в логических формах и принципах познания он видел формы и законы бытия.
Итак, логика есть наука о законах и формах правильного мышления. Она призвана изучать исторически сложившуюся, проверенную практикой логическую форму, в которой выражено истинное знание.
Тема данной контрольной работы звучит следующим образом- «Формально-логическое знание в структуре познания и коммуникации»
При подготовке и написании данной работы были использованы материалы учебных изданий, авторами которых являются известные ученые А. Д. Гетма-нова, В. Е. Жеребкин, А. А. Ивин, В. И. Кириллов, Н. И. Кондаков, С. П. Марценюк, А. Л. Никифоров, К. Ф. Руденко, А. А. Старченко, Е. А. Хоменко, А. И. Шейко, справочных, периодических логико-философских публикаций и другие.
Цель данной работы состоит в изучении и анализе проблемы взаимодействия формально-логического знания в структуре познания и коммуникации.
В соответствии с поставленной целью в работе будут решаться следующие задачи:
Глава
1. ПРЕДМЕТ И 3НАЧЕНИЕ
ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ
Логика — наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.
Вопросы,
связанные с познанием
В
современном языке это слово
употребляется в следующих
Во-первых, логикой называют закономерности в изменении и развитии вещей и явлений объективного мира. Это объективная логика.
Во-вторых, этим словом обозначают особые закономерности в связях и развитии мыслей. Они называются субъективной логикой.
Слово “логика” употребляется и в третьем значении. Логикой называют науку о закономерностях в связях и развитии мыслей. Основы этой науки излагаются в данном учебнике.
Итак, логика — это наука о мышлении. Науками о мышлении являются также психология, физиология высшей нервной деятельности, теория познания и ряд других. Что же в мышлении составляет предмет изучения логики?
Прежде
чем отвечать на этот вопрос, охарактеризуем
особенности познания мира посредством
абстрактного мышления
§1.
Роль мышления в познании
Познание
как процесс отражения
Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.
Ощущение — это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов — их цвета, формы, запаха, вкуса.
Целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств, называется восприятием. Например, зрительное восприятие растущего под окном дерева или лежащей на столе книги, слуховое восприятие шума дождя, музыкальной мелодии и т.п.
Формой чувственного познания является также представление. Представление — это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Если восприятие возникает лишь в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств, то представление имеется тогда, когда такое воздействие отсутствует. Например, представление о сохранившимся в памяти человеке, предмете, событии.
Представления могут быть не только образами предметов, существующих реально; нередко они формируются на основе описания предметов, не существующих в действительности (например, крылатый конь Пегас, получеловек-полулошадь кентавр древнегреческой мифологии, ведьма, черт, ангел, созданные религиозной фантазией). Такие представления образуются на основе восприятий реальных предметов, являются их комбинацией.
Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Но оно не может дать знаний о причинной зависимости между такими, например, явлениями, как смена времен года и вращение Земли вокруг Солнца, о времени наступления солнечного или лунного затмения или о мотивах преступления. Однако, познавая окружающий мир, человек стремится установить причины явлений, проникнуть в сущность вещей, раскрыть законы природы и общества. А это невозможно без мышления, отражающего действительность в определенных логических формах. Рассмотрим основные особенности мышления.
1. Мышление отражает действительность в обобщенных образах. В отличие от чувственного познания мышление абстрагируется2 от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное. Так, выделяя общие всем людям свойства — способность
Термин «предмет» здесь и дальше мы будем употреблять в значении «предмет мышления» — существующие в реальной действительности и воображаемые вещи, явления, события, их свойства и отношения.
От латинского термина abstractio — отвлечение. Абстрагирование — процесс отвлечения от некоторых свойств предметов, позволяющий выделить другие его свойства. Абстракция — результат абстрагирования.
трудиться, мыслить, обмениваться мыслями при помощи языка, — мышление обобщает эти свойства и создает абстрактный образ человека. Подобным же образом создаются понятия юридического лица, государственного суверенитета, правоспособности и т.п. Благодаря обобщению абстрактное мышление глубже проникает в действительность, открывает присущие ей законы.
2. Мышление — процесс опосредствованного отражения действительности. При помощи органов чувств можно познать лишь то, что непосредственно воздействует или воздействовало на органы чувств. Мы видим березовую рощу, слышим пение птиц, вдыхаем аромат цветов. Благодаря мышлению мы получаем новые знания не непосредственно, а на основе уже имеющихся знаний, т.е. опосредствованно. По показанию термометра можно судить о погоде, не выходя на улицу. Не наблюдая самого факта преступления, можно на основании прямых и косвенных улик установить преступника.
Знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, к практике, называется выводным, а сам процесс его получения — выведением. Получение новых знаний путем выведения находит широкое применение в познавательной деятельности человека.
3. Мышление неразрывно связано с языком. Какая бы мысль ни возникла в голове человека, она может возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, в словах и предложениях. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной работы, обмениваясь мыслями, добиваются взаимного понимания.
4. Мышление — процесс активного отражения действительности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего — мышление. Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о предметах действительности, выражая их не только средствами естественного языка, но и в символах языка формализованного, играющего важную роль в современной науке.
Информация о работе Формально- логическое знание в структуре познания и коммуникации