Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:11, контрольная работа
Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.
Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.
Существенные признаки – признаки, которые необходимо принадлежащие предмету, т.е. без этих признаков предмет существовать не может.
Пример:
велосипед бывает двух (A) или трех (B) колёсный.
Этот велосипед на двух колёсах (А). Значит,
он не является трёх колёсным (не-B).
2. В отрицающе–утверждающем модусе (modus tollendo ponens) меньшая посылка отрицает один дизъюнкт, заключение утверждает другой.
Например:
велосипед бывает двух (A) или трех (B) колёсный.
Этот велосипед не на трёх колёсах (А).
Значит, он является двух колёсным (не-B).
Схема утверждающе – отрицающего модуса:
Разделительная посылка может включать не два, а три и больше членов дизъюнкции. Например, в процессе расследования причин.
Условно-разделительное
умозаключение, умозаключение
в котором одна посылка
условное, а другая
— разделительное
суждения, называется
условно-разделительным,
или лемматическим.
Различают два вида дилемм:
1. В простой конструктивной дилемме условная посылка содержит два основания, из которых вытекает одно и то же следствие. Рассуждение направлено от утверждения истинности оснований к утверждению истинности следствия.
Если человек совершил кражу (A), то он будет привлечён к уголовной ответственности (B).
Если
человек совершил убийство (A), то он
будет привлечён к уголовной ответственности
(B).
Независимо от того, совершил человек , кражу (A) или убийство (C), все равно он будет привлечён к уголовной ответственности.
2. В сложной конструктивной дилемме условная посылка содержит два основания и два следствия. Разделительная посылка утверждает оба возможных основания.
Например: Если я не пойду на работу (A), то я не получу зарплату.(B)
Если я пойду на работу (C), то я не высплюсь, и усну на работе (D).
Значит либо приду на работу и получу зарплату или не пойду и высплюсь.
Схема сложной конструктивной дилеммы:
3. В простой деструктивной дилемме условная посылка содержит одно основание, из которого вытекает два возможных следствия. Разделительная посылка отрицает оба следствия, заключение отрицает основание. Рассуждение направлено от отрицания истинности следствий к отрицанию истинности основания.
Например:
Если самолет упал (A), то он сломается (B), и будут жертвы (C).
Самолет не сломан (не-B), и жертв не будет (не-С)
Следовательно, самолет не упал (не-A)
Схема простой деструктивной дилеммы:
4. В сложной деструктивной дилемме условная посылка содержит два основания и два следствия. Разделительная посылка отрицает оба следствия, заключение отрицает оба основания. Рассуждение направлено от отрицания истинности следствий к отрицанию истинности оснований
Замороженная вода (A), твёрдая (B).
Тёплая вода (C), жидкая (D).
Замороженная вода (A), значит она не жидкая (не-D).
Следовательно,
если вода тёплая (B), то она не твёрдая
(не-C).
Научной индукцией называют умозаключение, в котором обобщение строится путем отбора необходимых и исключения случайных обстоятельств.
Методы научной индукции:
1. Метод сходства. По методу сходства сравнивают несколько случаев, в каждом из которых исследуемое явление наступает; при этом все случаи сходны лишь в одном и различны во всех других обстоятельствах.
A – маленькая зарплата
B – отсутствие жилья
С – ночные дежурства
В – постоянные командировки
E
– холдные обеды
Задание определить из-за чего служба в милиции теряет свою привлекательность.
|
Из схемы видно, что больше всего сельское хозяйство страдает из-за пожаров.
Схема:
2. Метод различия. По методу различия сравнивают два случая, в одном из которых исследуемое явление наступает, а в другом не наступает; при этом второй случай отличается от первого лишь одним обстоятельством, а все другие являются сходными.
Определить от чего погибло дерево.
1. либо оно засохло (A), либо было спилено (B), либо перемерзло (D) привело к гибели дерева (d)
3. Соединенный метод сходства и различия
Этот метод представляет собой комбинацию первых двух методов, когда путем анализа множества случаев обнаруживают как сходное в различном, так и различное в сходном.
Задание определить из-за чего сельское
хозяйство теряет большее часть
урожая.
|
Пожар (B) является причиной
потери большей части урожая(d).
4.
Метод сопутствующих изменений.
Например: Поезд двигался t=1 час (A) со скоростью V=40 км/ч (B) т.е. проехал 40 км., через некоторый промежуток времени поезд увеличил скорость в 2 раза V=80 км/ч, значит за тот же промежуток времени t=1 час поезд проедет расстояния в 2 раза больше, т.е. 80 км.
AB1 вызывают d1
AB2 вызывают d2__________
B
является причиной d2.
5. Метод остатков. Применение метода связано с установлением причины, вызывающей определенную часть сложного действия при условии, что причины, вызывающие другие части этого действия, уже выявлены.
Например: Наблюдая за величинами отклонения планеты D от вычисленной для нее орбиты, учли эти отклонения на a, b с, которые вызваны наличием влияния других планет A, B, C. А планета отклонялась еще на величину d. После этого сделали вывод, что есть еще одна планета X, влияющая, влияющая на изменения траектории D.
ABC вызывают abc
A вызывает a.
B вызывает b.
C вызывает c.________________
Существует
планета Х, котороя влияет на d.
11.
Приведите примеры различных
видов аналогии (свойств
и отношений; строгой
и нестрогой), сделайте
их символическую запись.
Умозаключение по аналогии – это вывод о принадлежности определенного признака исследуемому единичному объекту (предмету, событию, отношению или классу) на основе его сходства в существенных чертах с другим уже известным единичным объектом.
Виды аналогии:
По характеру уподобляемых объектов различают два вида аналогии:
1) аналогия предметов умозаключение, в котором объектом уподобления выступают два сходных единичных предмета, а переносимым признаком – свойства этих предметов.
Например, золото – драгоценный (P) метал, электропроводимый (Q), имеющий высокую теплопроводность (S), плавится при высокой температуре (T), серебро – драгоценный (P) метал, электропроводимый (Q), имеющий высокую теплопроводность (S). Вероятно, серебро тоже плавится при высокой температуре (T).
Посылки: |
а присущи Р, Q, S, Т |
b присущи Р, Q, S |
Заключение Вероятно: b присуще Т |
2) Аналогия отношений – умозаключение, в котором объектом уподобления выступают сходные отношения между двумя парами предметов, а переносимым признаком – свойства этих отношений.
Например,
река Амур. Ее сравниваю с черным драконом.
"Хвост" Черного Дракона находится
в степях Монголии и Даурии, "туловище"
лежит в четырех российских регионах и
в одной китайской провинции. Две левые
"лапы" дотягиваются до самого Станового
хребта, где берут начало притоки Амура
- Зея и Бурея, а две правые "лапы"
- притоки Сунгари и Уссури - в Китае и в
Приморье. "Голова" Дракона упирается
в Охотское море, и он "пьет воду"
Татарского пролива.
Посылки: | |
1 xR1y | 2) R1 присущи P,Q,S,T |
mR2n | R2 присущи P,Q,R,S |
Заключение:
по-видимому, R2 присуще T
12. Подберите два тезиса, постройте их прямое и косвенное обоснование. Укажите форму обоснования тезиса. Сделайте символическую запись.
Структура аргументации
Аргументация включает три взаимосвязанных элемента: тезис, аргументы, демонстрацию.
1. Тезис – это выдвинутое пропонентом суждение, которое он обосновывает в процессе аргументации. Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос: что обосновывают?