Логическая форма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 17:58, реферат

Описание

Общепринято, что к формам мышления относятся понятия, суждения и умозаключения. Подключаемые отдельными авторами к этим формам гипотезы, идеи, теории, законы, доказательства и другие образования являются, на наш взгляд, производными, обладающими своей спецификой, не отменяющими значения первых, а придающими им статус основных, ведущих. Диалектическое мышление базируется на всех этих формах, широко их использует.

Содержание

Введение 3
1 Логические формы мышления. 4
1.1 Понятия 4
1.2 Суждение как логическая форма мысли 10
1.3 Рассуждение 14
1.4 Умозаключения как форма мышления 15
1.5 Сложные умозаключения 20
1.6 Индуктивные умозаключения 23
Список используемой литературы 28

Работа состоит из  1 файл

логика реферат.docx

— 66.70 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального  образования 

« Евразийский открытый институт (ЕАОИ) »

 

 

Юриспруденция

 

«Логика»

 

 

Тема: Логическая форма

 

 

Группа ЗТ-207п

Морозова Оксана Владимировна

 

 

 

 

Коломна

2012

Содержание

Введение           3

1 Логические формы мышления.       4

1.1 Понятия       4

1.2 Суждение как логическая форма мысли    10 1.3 Рассуждение       14

1.4 Умозаключения как форма мышления     15

1.5 Сложные умозаключения       20

1.6 Индуктивные умозаключения       23

Список используемой литературы       28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Общепринято, что к формам мышления относятся понятия, суждения и умозаключения. Подключаемые отдельными авторами к этим формам гипотезы, идеи, теории, законы, доказательства и другие образования являются, на наш взгляд, производными, обладающими своей спецификой, не отменяющими значения первых, а придающими им статус основных, ведущих. Диалектическое мышление базируется на всех этих формах, широко их использует.

Без учета содержания вряд ли имеет смысл заявлять о существовании  каких-либо особых «диалектических» понятий, суждений и умозаключений. Только конкретное их применение, связанное с диалектическим содержанием, делает их таковыми. Но это  уже вопрос не форм мышления, а содержания.

Если пытаться выделить специфические  формы мышления, связанные с диалектической логикой, то, на наш взгляд, ими окажутся прежде всего философские категории и общеметодологические принципы (или «методологические положения»). Одной из центральных задач диалектики как логики и является изучение природы и специфики философских категорий, взаимосвязей и взаимопереходов категорий, а также изучение философских принципов познания (как форм мышления) и, на основе их содержания, типологизация этих принципов.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Логические формы мышления.

Мышление — это познавательный процесс. Как всякий познавательный процесс, оно имеет свою динамику и результат. Динамическая сторона мышления — прерогатива психологической науки. А результативная сторона — область интересов не только психологии, но и специальной науки о формах и законах мышления — логики. Правда, логика в своем изучении этого феномена нашей психической жизни отвлекается от конкретного содержания мысли и реальных условий ее порождения. Она оперирует категориями, отражающими формальный аспект мышления (формальная логика). Но в реальной жизни мы имеем бесконечный ряд примеров, когда самое стройное, безукоризненное логическое построение опрокидывается непредсказуемыми, привходящими факторами. Коррекцию на реальность вносит психология, которая позволяет учесть влияние на логику мышления всей совокупности помех, случайных факторов, а главное, учесть активность нашей психики, обусловливающую эффективность деятельности, зачастую даже вопреки логике.

Но как бы то ни было, именно логика выявила и описала основные формы мыслительного процесса и  его продукты. Мышление наше протекает в двух основных формах: в форме суждений и в форме рассуждений. Последние осуществляются в виде либо умозаключений, либо обоснований. Главными единицами всех этих операций выступают понятия.

Понятия, суждения, обоснования  и умозаключения являются продуктами мыслительной деятельности, ее результатом и одновременно формой мысли.

 

1.1 Понятия

Процесс мышления начинается с представления, на основе которого возникают понятия. Это самая  элементарная форма рационального  познания. Понятие как логическая форма мысли является связующим  звеном двух существующих параллельно  друг с другом логик: формальной (традиционной) и классической (современной). По мнению немецкого философа Георга Гегеля, философия как мышление о мышлении есть не что иное, как Логика с большой буквы. Занятия такой логикой формируют культуру абстрактного мышления.

Систематизированная рефлексия  категорий начинается именно основателем  логического учения Аристотелем, но революционный прорыв в учении о  категориях был сделан И. Кантом. Он пришел к идее «чистых» категорий, т.е. отвлеченных от их онтологических причин. Кант, создавая не формальную, а трансцендентальную логику, подошел к этой проблеме как к гносеологической. Другими словами, понимание категорий – это вопрос понимания природы познания. Познание, по Канту, опирается на понятия. Поэтому чистые понятия представляют собой только форму мышления о предмете вообще, вне опыта, и потому являются априорными. Кант, так же как и Аристотель, предлагает классификацию категорий, в которой их число, в отличие от античного философа, задано не в угоду традиции, а должно быть необходимо и достаточно для обеспечения познания.  Кант выстраивает довольно логичную схему познания: ощущения (чувства) – рассудок – разум. Новым было введение опосредующего между ощущениями и разумом звена – рассудка. На этой основе Кант создаёт трансцендентальную логику, в которой содержится гносеологический  инструментарий. Отвечая на вопрос: «Что я могу знать?», Кант обращается к очевидным, неопровержимым и чистым формам мысли, обеспечивающим процесс познания.

В отличие от формальной логики Аристотеля, категории и суждения Канта, являясь основанием трансцендентальной логики, построены по закону триадичности, т.е. каждая третья категория является  результатом синтеза первых двух, что обеспечивало целостное восприятие на уровне рассудочного познания. Свою систему категорий Кант строит по таким основаниям, как количество, качество и модальность.  У Канта категории являются главным предметом логики (у Аристотеля  – силлогизмы).

Современная рефлексия категорий  осуществляется с использованием всего  позитивного, что было накоплено  предшествующим развитием логики как  традиционной, так и нетрадиционной.

Итак, можно сказать, что  понятие есть форма мысли, в которой  обобщаются такие признаки предмета, явления или некоторого их класса, которые позволяют выделить их из групп других предметов или явлений (классов предметов). Главное, что необходимо уяснить себе, мысль в виде понятия не поддается наглядному представлению, это – абстракция, существующая исключительно в нашей голове. Другими словами, понятие есть мысленное содержание слова, а слово есть метка, которой мы помечаем ту или иную мысль. Понятие обозначается не только словом, но и словосочетанием, символом. Конечно, не все слова выступают в статусе понятия, а только те, которые обладают смыслом. Более того, слово и понятие нетождественны.  Имя – это слово или словосочетание, обозначающее какой-либо предмет. Поскольку имя является знаком, оно имеет значение или смысл (или то и другое). Значение имени – предмет, обозначаемый этим именем. Другие названия значения имени (денотат, десигнат, номинат). Смысл (или концепт) – это информация о предметах, которую выражает имя и которая позволяет однозначно выделять предметы, являющиеся значениями имени. Языковой формой выражения понятий являются общие описательные имена. Неописательные имена не всегда выражают понятия, а лишь в тех случаях, когда они введены в качестве сокращений для обозначения описательных имен.

Каждое понятие имеет объем и содержание. Объем – это множество (класс)  предметов (элементов), которым присущи признаки, относящиеся к содержанию понятия. Содержание – совокупность существенных (или иных) признаков, отражаемых данным понятием. Между объемом и содержанием понятия существует закон обратного соотношения. Чем шире объем понятия, тем уже его содержание и наоборот. Так, понятие «человек» имеет бедное содержание и  большой объем. Если мы усложним понятие «человек» и он станет «человек Павел»,  то его объем начинает стремительно уменьшаться, так как будет состоять только  из людей с именем Павел, а содержание в такой же степени расширяться.

Понятия по объему делятся  на три вида: общие (два и более  элемента), единичные и нулевые (реально  предметы не существуют с таким объемом, например, «русалка»). Единичные –  это такие понятия, объем которых  составляет один элемент. Например, понятие  «звезда Солнце», «планета Земля». Общими называются такие понятия, объем  которых составляет два и более  элемента. Например, понятие «животное», «человек». Общие понятия по объему делятся на разделительные и собирательные. В первых в объеме каждый индивидуальный предмет мыслится как элемент класса. Это такие понятия, как «звезда», «человек», «книга». В собирательных понятиях предметы  мыслятся как единое целое: «созвездие», «человечество».

Общие понятия также делятся  на регистрирующие и нерегистрирующие. В первых объем составляет конечное множество элементов, в принципе поддающихся учёту. Например, «планеты Солнечной системы», «периодическая система химических элементов».

По содержанию понятия  делятся на абстрактные и конкретные (соответственно, «свойство»  и «человек»); абсолютные и относительные (понятие  «ребёнок» не существует без понятия  «родители»); положительные и отрицательные («счастливый человек», «бесчестный  человек»). Однако слова, которые начинаются с частицы «не» и без неё не употребляются, считаются положительными «ненастье», «невменяемость».

Важное значение для научного знания имеют логические операции с понятиями. Ограничение понятия – это логическая операция, посредством которой совершается переход от понятия с большим объемом (род) к понятию с меньшим объемом (вид) посредством прибавления к содержанию родового понятия видообразующего признака. Ограничить  понятие – значит, перейти от понятия с большим объемом, но меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом, но большим содержанием. Например, «студент» – «студент второго курса юридического факультета». Пределом ограничения является единичное понятие. Например, «студент» – «студент второго курса  юридического факультета Сметанин Серафим».

Обобщение понятий – это логическая операция, посредством которой совершается переход от понятия с меньшим объемом (вид) к понятию с большим объемом (род) путем отбрасывания от содержания видового понятия видообразующего признака. Обобщить понятие – значит, перейти от понятия с меньшим объемом, но большим содержанием к понятию с меньшим содержанием, но большим объемом. Например, «студент-юрист» – «студент». Другими словами, это операция, обратная ограничению.

Деление понятий – это операция членения объема понятия на подклассы, представляющие собой виды предметов, мыслимых в этом понятии.  Каждое такое понятие есть результат ограничения исходного. Различают правильное и неправильное деление.

Деление является правильным, если оно удовлетворяет следующим  условиям, называемым правилами деления. Во-первых, оно должно быть соразмерным  по одному признаку (основанию). Цель деления  понятия состоит в том, чтобы  выделить все возможные виды предметов  каждый раз по некоторому основанию. Это нужно для того, чтобы представить  систематический обзор мыслимых в понятии предметов. Например, понятие  «механическое движение» мы можем  разделить на «прямолинейное движение», «криволинейное движение», «колебательное движение». Основанием деления является характер траектории движения. Если мы возьмем другое основание (скорость движения), то получим «равномерное движение», «равноускоренное движение», «равнозамедленное движение». Во-вторых, получившиеся в результате деления  понятия должны исключать друг друга, т.е. не иметь общих элементов. В-третьих, деление должно быть  непрерывным. И, наконец, члены деления как  классы должны исчерпывать объем  исходного понятия, т.е. их объединение  должно быть равным этому объему. Сначала  делится исходное понятие, а затем уже другие, получившиеся в результате деления.

Самый простой вид деления  – дихотомия (буквально двухчленное деление), при которой мы делим понятие «движение» на «равномерное» и «неравномерное». Недостатком дихотомического деления является их недостаточная конкретность – неопределенность их членов. Преимуществом – простота исполнения, гарантирующая от таких ошибок, как перекрещивание объемов членов деления.

Более сложное деление  по классам. Классификация некоторыми авторами рассматривается как отдельное  деление. Однако не существует общепризнанной характеристики классификации как  особого вида деления. Классификацией называют обычно деление, относящееся  к классам объектов, которые являются  предметами изучения той или иной науки. Сравните: классификацию суждений и понятий в логике, предложений  – в лингвистике, животных и растений и вообще живых тел в биологии, общественно-экономических формаций – в историческом материализме, химических элементов – в химии. В этом случае деления, точнее, их результаты постоянно используются в науке, имеют непреходящий характер. Такой  же характер имеют классификации  книг в библиотеках и т.п.». Очень  важно  соблюдать правила при  операциях с понятиями.

И все же самая важная операция с понятиями – дать им определение. Определение понятия – логическая операция, раскрывающая содержание понятия. Суждение, раскрывающее содержание понятия, называют дефиницией. Существует несколько видов определений: номинальные и реальные; зависит от того, что определяется – содержание понятия или значение термина. Реальное определение, когда раскрывается содержание понятия, т.е. определяемый предмет выделяется из класса сходных предметов по специфическим признакам. Номинальное – определение, посредством которого раскрывается значение вводимого термина. Явное – определение, в котором выражаются существенные признаки определяемого предмета.

Фактически при определении  понятий мы познаем и осваиваем  окружающий мир. Самый простой способ дать определение – указать на предмет. В логике он  имеет понятие  «остенсивного» определения. Им чаще всего пользуются, обучая детей.

Самый распространенный способ определения (явного) понятия через  родовое и видовое отличие. Отвечая  на вопрос: «Что это?», мы сначала называем род, к которому относится предмет, а уже потом добавляем видовые  признаки, благодаря которым он отличается от других предметов того же рода. Человек  – животное – мыслящее.

Существует еще генетический способ определения понятия. Кроме  названных явных определений  есть ещё и неявные. Неявное определение,  в котором содержание понятия выводится из отношения к другим понятиям. Например, контекстуальные определения, т.е. через контекст, в котором оно употребляется.

Информация о работе Логическая форма