Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 17:58, реферат
Общепринято, что к формам мышления относятся понятия, суждения и умозаключения. Подключаемые отдельными авторами к этим формам гипотезы, идеи, теории, законы, доказательства и другие образования являются, на наш взгляд, производными, обладающими своей спецификой, не отменяющими значения первых, а придающими им статус основных, ведущих. Диалектическое мышление базируется на всех этих формах, широко их использует.
Введение 3
1 Логические формы мышления. 4
1.1 Понятия 4
1.2 Суждение как логическая форма мысли 10
1.3 Рассуждение 14
1.4 Умозаключения как форма мышления 15
1.5 Сложные умозаключения 20
1.6 Индуктивные умозаключения 23
Список используемой литературы 28
Правила определения понятий:
-определение должно быть соразмерным. Значит, объем определяемого понятия должен быть равен объему определяющего;
-определение не должно
заключать в себе круга, т.е.
понятие не должно
1.2 Суждение как логическая форма мысли
При анализе высказываний прежде всего устанавливается взаимная зависимость терминов, являющихся частью логического предложения. Каждое логическое предложение состоит из двух терминов, отношение между которыми выражается связкой (утвердительной или отрицательной), а затем из тех или других выражений, более точно обозначающих это отношение с количественной стороны. Таким образом, если понятия выражаются в слове или группе слов, то суждение выражается в предложении, которое несет какую-либо информацию. Значит, суждение – это форма мысли, в которой что-либо утверждается либо отрицается. Во всех языках суждение имеет одинаковую логическую форму, которая записывается так: S (термин подлежащего) есть (или не есть) Р (термин сказуемого). Где S – это субъект (то, о чем говорится в предложении) «есть» – связка, а Р – предикат (то, что говорится о субъекте).
Вопросительные, восклицательные или побудительные предложения не являются суждениями, поскольку не содержат в себе ни утверждения, ни отрицания. Правда, некоторые вопросительные предложения могут быть преобразованы в суждения. Например, когда мы вопрошаем: «Есть ли что-нибудь чудовищнее неблагодарного человека?» – то в сущности мы предполагаем утверждение: «Неблагодарный человек есть самое чудовищное явление на свете», которое является суждением. Однако суждение выражается в явном виде и имеет вполне определенную структуру. Еще одно замечание. Если предложение является распространенным, т.е. содержит не только главные, но и дополнительные члены, то субъект и предикат суждения не совпадают с подлежащим и сказуемым. В принципе определить субъект и предикат очень просто – надо лишь правильно ответить на вопросы: «О ком или о чём говорится в суждении?» и «Что говорится в суждении об этом ком-то или чём-то?».
Термин «сказуемое» можно
рассматривать как обозначение
класса, в который включается или
из которого исключается подлежащее.
Всякое предложение можно
Суждения бывают простые и сложные. Простые суждения делятся на категорические (атрибутивные), экзистенциальные и суждения с отношением. Простые категорические (атрибутивные) суждения бывают четырех видов: А – общеутвердительные; Е – общеотрицательные; I – частноутвердительные; О – частноотрицательные. Истинность простых суждений устанавливается в соответствии с определенными правилами отношений, в которых находятся суждения друг с другом.
Между подчиненными отношениями (А и I; I и А; Е и О; О и Е) истинность устанавливается следующими правилами. При истинности общих суждений подчиненные им частные суждения также истинны. При ложности общих – частные являются неопределенными. При истинности частных суждений общие суждения являются неопределенными. При ложности частных суждений – общие также являются ложными.
Между контрадикторными суждениями (А и О; О и А; Е и I; I и Е) истинность устанавливается следующим правилом. Если одно суждение истинно, то другое – ложно и наоборот.
Между контрарными суждениями (А и Е; Е и А)) истинность устанавливается в соответствии со следующим правилом. Оба суждения могут быть одновременно ложными, но не могут быть одновременно истинными.
Между субконтрарными суждениями (I и О; О и I) истинность устанавливается в соответствии со следующим правилом. Оба суждения могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными. В логике для определения истинности простых суждений существует так называемый логический квадрат.
Атрибутивные суждения утверждают или отрицают наличие у предмета какого-либо свойства, состояния или вида деятельности. Например: «Некоторые небесные тела являются звездами»; «Все соискатели ученой степени сдают кандидатский экзамен по истории и философии науки». Экзистенциальные суждения говорят о существовании (несуществовании) каких-либо предметов или явлений. Например: «Мир существует во времени и пространстве»; «Бога нет». Суждения с отношениями выражаются в общепринятой логической форме: а R в; где а и в – название предметов, а R – отношение между ними. Например: «Красноярск меньше Москвы» или «Преподаватель по статусу выше студента».
Суждения, рассматриваемые с точки зрения количества и качества, являются главным объектом логики высказываний. Классификация суждений по качеству означает лишь то, что субъект и предикат соединены логической связкой «есть» и «не есть». В первом случае утвердительные, во втором – отрицательные. Классификация суждений по количеству представляется тоже несложной. Если предикат высказывается обо всем субъекте, то такое суждение будет общим, если же только о части субъекта, то частным. Для указания того, каким является данное суждение, перед субъектом ставится квантор: «все», «всякий», «каждый», «ни один», «некоторые», «большинство».
Кроме того, необходимо уметь различать логические связки между суждениями: конъюнкция (соответствует союзу «и»), дизъюнкция (соответствует союзу «или»), импликация (соответствует союзу «если … то»), эквиваленция (соответствует союзу «тогда и только тогда … когда»), отрицание (соответствует союзу «неверно, что). С их помощью мы можем строить сложные суждения из простых суждений, связанных логическими связками. В соответствии с этим мы можем образовать соединительные (конъюнктивные), разделительные (дизъюнктивные), условные (импликативные), эквивалентные и отрицающие суждения (суждения с внешним отрицанием). Если отрицание находится внутри простого суждения, то оно простым и остается. Истинность сложных суждений устанавливается либо по алгоритму6, либо в соответствии с определенными правилами. Так, соединительное суждение будет истинным только тогда, когда истинны оба его члена; разделительное суждение будет истинным тогда, когда истинен хотя бы один член суждения (слабая дизъюнкция) и тогда когда один член суждения истинен, а другой ложен (сильная дизъюнкция); условное суждение будет истинным всегда, кроме одного случая: когда первый член (антецедент) истинен, а второй член (консеквент) ложен.
Всякое суждение может
быть рассмотрено с точки
Когда же объективно или
субъективно возникает
1.3 Рассуждение
Рассуждение — это работа
мысли над суждением, направленная
на установление или подтверждение
его истинности или ложности. Проверить
же истинность суждения можно, только
включив его в систему
1.4 Умозаключения как форма мышления
Всё, о чем мы говорили ранее, составляет обязательные процедуры правильной мыследеятельности, однако нового знания, используя только понятия и суждения, мы не получим. Средством получения нового знания является умозаключение, т.е. такая форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений на основании определенных правил мы и получаем новое суждение. Структура умозаключения: посылки – исходные суждения, из которых выводится новое суждение; заключение – новое суждение, полученное логическим путем из посылок; вывод – логический переход от посылок к заключению.
Классический пример силлогизма:
Все люди смертны.
Сократ – человек.
Сократ смертен.
В зависимости от строгости
правил вывода различают демонстративные
и недемонстративные
Самые простые дедуктивные
умозаключения –
Рассмотрим процесс
Превращение – преобразование суждения в суждение, противоположное по качеству, с предикатом, противоречащим предикату исходного суждения. Другими словами, мы вставляем в посылку (простое суждение) два отрицания – одно перед связкой, другое перед предикатом. Поскольку существует всего четыре типа простых суждений, постольку мы получим четыре типа превращений. Общие суждения (А и Е) превращаются друг в друга, то же самое происходит и с частными суждениями (I и О).
При обращении вывод получается благодаря тому, что субъект и предикат меняются местами, субъект становится предикатом, а предикат – субъектом. Данная процедура опирается на правило: термин, не распределённый в посылке, не может быть распределён и в заключении. В зависимости от распределённости терминов различают два вида обращения: простое и с ограничением. Простое обращение (без изменения количества суждения) – так обращаются суждения, оба термина которых распределены или не распределены. Если предикат исходного суждения нераспределен, то он не может быть распределён и в заключении, будучи субъектом. Это обращение с ограничением, так как меняется количественная характеристика суждения.
При этой операции
надо помнить о следующих
Что касается частноотрицательных суждений, то они вообще не подвергаются процедуре обращения, поскольку из них можно сделать вывод лишь с той или иной степенью вероятности, а этого в дедуктивных умозаключениях не может быть. Дедуктивные умозаключения уже по определению не могут оперировать тем, что не следует с абсолютной необходимостью.
Противопоставление предикату – самая сложная операция. В этой процедуре выделяется три части: в первой предикат подвергается отрицанию, во второй предикат меняется местами с субъектом и третья – связка изменяется на противоположную. Изобразим схематически: «S есть Р» – «Не-Р не есть S». В сущности оно представляет собой соединение превращения с обращением. Чтобы не запутаться, надо выделить связку в явном виде.
Почему три суждения, если их всего четыре? Потому что над частноутвердительным суждением данную операцию осуществлять нельзя, так как путем превращения оно становится частноотрицательным, а частноотрицательное суждение необращаемо.
Простой категорический силлогизм простой категорический силлогизм – такое опосредованное умозаключение, две посылки и заключение которого являются простыми категорическими суждениями.
Мы знаем, что простые суждения содержат два термина – субъект и предикат. В структуре простой категорический силлогизм всего три термина. Третий термин общий для обоих суждений, он называется средним (М), именно поэтому и можно делать выводы. Например: